"Страсти"

100

(лат. Passio, нем. Passion) - муз. Произведение на евангельский текст о предательстве Иуды, пленении и распятии Иисуса. "С." введены в церковный (католич.) обиход в 4 в., приурочивались к предпасхальной, т. Н. Страстной неделе. На первых порах это было полупение-получтение на лат. Яз. В манере псалмодии с определёнными каденционными оборотами, причём в смысловом отношении наиболее важные моменты подчёркивались мелизмами. Псалмодич. Тип "С." примерно с 14 в. Сменился респонсорным, основанным на принципе диалога (сопоставления) строф в исполнении солиста (дьякона) и хора (turbae - реплики толпы). Со временем индивидуализировались и партии участников драмы (Иисуса, Петра, Иуды, Пилата и др.). Параллельно, отъединившись от церкви, развивались нар.

Театрализованные инсценировки "С", проникнутые не ортодоксальным, а человечным, гуманным духом. Респонсорные "С." - исторически устойчивый тип, к-рый более всего соответствовал нуждам литургии. Однако в связи с дальнейшей общемуз. Эволюцией с 16 в. Усиливается значение полифонич. Начала. Возникает исторически третий, мотетный тип "С.", где весь канонич. Текст давался в хор. Изложении. В том же 16 в. В результате реформы Лютера возникают протестантские "С.". Введение нем. Языка, протестантского хорала, а затем и допущение инстр. Сопровождения видоизменяют характер "С.", их муз. Трактовку. В 17 в. Постепенно подготавливался, а в 18 в. Утвердился тип ораториальных "С.". В конечном итоге произв. Этого типа выходят за рамки литургии и начинают исполняться либо в концертном, либо в театрализованном виде.

Так, к кон. 18 в. Окончательно преодолевается древняя литургич. Традиция. Классич. Образцами респонсорного типа с участием хора (без инстр. Сопровождения), но в протестантском преломлении могут служить "С." Г. Шюца (1665-66), мотетного - Я. Обрехта, отчасти Орландо Лассо (16 в.). Высшее достижение, представляющее собой синтез разных типов, - две партитуры "С." И. С. Баха (1724-29. Были последующие редакции). Характерный образец позднейших "С." - популярная в свое время оратория "Смерть Иисуса" К. Грауна (1755). В 20 в., преим. Под воздействием католицизма, возрождается интерес к созданию "С." в ином, более свободном толковании. Известность приобрели "Страсти по Луке" К. Пендерецкого (1966).Литература. Друскин М., Пассионы И. С. Баха, Л., 1972, доп.

Под загл. Пассионы и мессы И. С. Баха, Л., 1976, Terry Ch. S., Bach. The passions, L., 1926, 1933, Сhai11ey J., Les passions de J.-S. Bach, R., 1963.M. С. Друскин..

Значения в других словарях
"Современная музыка"

Музыкальный журнал. Выходил в Москве с февр. 1924 по март 1929 (нерегулярно, 5-8 номеров в год. Всего 32 номера). Издавался Ассоциацией современной музыки как сборник (с 7-го номера - временник), пропагандировавший творчество М. П. Мусоргского, А. Н. Скрябина, сочинения совр. Рус. И заруб. Композиторов. Редакторы - В. М. Беляев (все номера), а также В. В. Держановский (NoNo 1 - 10, 19-32), Л. Л. Сабанеев (NoNo 1 - 16), В. В. Яковлев (NoNo 11-18), Д. М. Мягких (NoNo 17-21), Я. О. Абель (No 32). Ж..

"Стенуэй"

"Стенуэй и сыновья" ("Steinway and sons"), амер. Фп. Фирма. Основатель - нем. Мастер Генрих Энгельгард Штайнвег (Steinweg), в США принял имя Генри Стенуэй (15 II 1797, Вольфсхаген - 7 II 1871, Нью-Йорк) - конструктор муз. Инструментов (органы, гитары, цитры, с 1820 - фп.). Работал в Госларе, Зезене (герцогство Брауншвейг), где в 1839 получил за фп. Золотую медаль. С 1850 работал в США. Собственную фирму открыл в 1853 совм. С 4 сыновьями - Кристианом Карлом Готлибом С. (1829-1865), Иоганном Генри..

"Супрафон"

("Supraphon") - крупная фирма ЧССР, выпускающая грампластинки, компакткассеты, а также книги и др. Печатные издания по музыке. Осн. В 1946 на базе частных фирм "Ультрафон" и "Эста" под назв. "Граммофонные заводы". Первоначально "С." назывался завод, выпускавший грампластинки, затем это наименование получила вся фирма, а с 1967 - также Гос. Муз. Изд-во (осн. В 1961). В 1949 фирма открыла собств. Т-р музыки в Праге. В 1958 основала Граммофонный клуб (имеет неск. Десятков тыс. Подписчиков), создала..

"Схола канторум"

(лат. Schola cantorum). 1) Проф. Хор церк. Певчих при папском дворе в Риме. Впервые назв. "С. К." встречается в последней четв. 7 в. Организация "С. К." была связана с развитием форм литургии, когда в ходе католич. Богослужения выделилась самостоят. Ведущая группа церк. Певчих, художеств. Уровень исполнения к-рой требовал спец. Проф. Подготовки. О певч. Традициях "С. К." сохранилось мало сведений. С перенесением папской резиденции из Рима в Авиньон (1309) значение "С. К." постепенно сходит на не..

Дополнительный поиск "Страсти" "Страсти"

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Страсти"" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Страсти", различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 9 символа