Сельмер Й. П.

74

(Selmer) Йохан Петер (20 I 1844, Кристиания, ныне Осло - 21 VII 1910, Венеция) - норв. Композитор. Учился у дир. И комп. Й. Г. Конради в Кристиании (Осло), в 1869-71 - в Парижской консерватории у А. Тома и А. Шове (композиция). В формировании мировоззрения и творчества С. Сыграли роль события франко-прус. Войны и Парижской коммуны 1871 (первое крупное симф. Соч. С. "Грозный год" посв. Трагедии войны. Он принимал участие в ряде культурных мероприятий Коммуны). Продолжал образование в Лейпцигской консерватории, занимался у Э. Рихтера, С. Ядассона, О. Пауля (1871-73 и 1877-78). Изучал муз. Драматургию Р. Вагнера. В 1883-86 гл. Дирижёр и руководитель Муз. Об-ва (ныне Филармонич. Об-во). В 1884 основал фонд помощи оркестрантам в Кристиании (ныне Орк. Союз в Осло).

На творч. Развитие С. Оказали влияние соч. Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера. С. Был поборником идеи программности в музыке (симф. Поэма "Прометей" и др.). Лучшие соч. Навеяны романтич. Образами произв. В. Гюго, П. Б. Шелли, а также совр. Художников (его симф. Поэма "Прометей" написана под впечатлением от картин М. Клингера). Орк. Стиль С. Отличается живописной изобразительностью, сочностью, яркостью колорита. Демократ по убеждениям, он придавал важное значение массовым хор. Песням, в к-рых использовал нац. Муз. Фольклор. Ему принадлежат хор. Обработки песен разных народов ("6 Intemazionale Volkslieder").Сочинения. Для солистов, хора и орк. - Турки идут на Афины (Tyrkerne gеr mod Athen, сл. В. Гюго, 1876), Приветствие Нидаросу (Hilsen til Nidaros, сл. Й. Паульсена, 1883), Самоубийца и пилигримы (Selvmorderen og Pilegrimerne, сл.

Ш. Нодье, 1888), кантата для хора с орк. - Душа Севера (Nordens Aand, сл. К Плоу, 1872), для орк. - симф. Поэма Прометей (1898), пьесы В горах (Mellem Fjeldene, 1892), Грозный год, траурная сцена (L'annйe terrible, scиne funиbre, по Гюго, 1871), Аластор (по Шелли, 1873), Норвежское праздничное шествие (Nordisk Festtog, 1876), Карнавал во Фландрии (Karneval i Flandern, 1890), хоры (a cappella) - Патриотич песни (Faedrelands sange) и др (для муж голосов), циклы сканд. Нар. Песен (для жен голосов), вок квартеты и др. Для голоса с орк. - Пленница (La captive, сл. Гюго, 1872), Песня Фортунио (сл. А. Мюссе, 1871), 3 стихотворения Шелли, для голоса с фп. - ок 100 песен, в т. Ч. Насл. Б. Бьёрнсона, P. Петрарки.Литература. Lange K., Шstvedt A., Norvegian music, L., (1958), 1971 (рус пер - Ланге К., Эствед А., Норвежская музыка, M., 1967), Merke1 Р., Der norwegische Komponist J.

Selmer, Lpz., 1904, Lind S., J. Selmer, в кн. Norsk biografisk Leksikon, t. 13, Oslo, 1958.O. E. Левашёва.

Значения в других словарях
Селл Д.

(Szell) Джордж (7 VI 1897, Будапешт - 30 VIII 1970, Кливленд) - амер. Дирижёр, педагог и композитор. Учился у Е. Мандычевского и Й. Б. Фёрстера в Академии музыки и сценич. Иск-ва в Вене и у М. Регера в Лейпцигской консерватории. С 10 лет выступал как пианист, с 14 лет исполнял и собств. Соч. Как дирижёр дебютировал в 1914 в Берлине. До 1916 был 2-м дирижёром оперного т-ра "Королевские зрелища" в Берлине, в 1917-18 гл. Дирижёр оперного т-ра в Страсбурге, в 1921-24 - в Праге, Дармштадте и Дюссельд..

Селлеши А.

(Szцllцsy) Андраш (р. 27 II 1921, Орэштие, Румыния) - венг. Композитор и музыковед. Учился композиции в Высшей муз. Школе им. Ф. Листа у З. Кодая и Я. Вишки, одноврем. Изучал философию в ун-те в Будапеште. Совершенствовался по композиции под рук. Г. Петрасси в академии "Санта-Чечилия" в Риме. Преподаёт муз.-теоретич. Предметы в Высшей муз. Школе им. Ф. Листа. Композиторский стиль С. Сформировался под влиянием З. Кодая. В 1970 обратился к додекафонии. Применяет серийную технику, соноризм. Редакто..

Семейография

Семиография (от греч. Snmeion - знак и grapo - пишу), - нотописание. См. Нотное письмо.. ..

Семейство музыкальных инструментов

Группа всех разновидностей к.-л. Инструмента (включая его осн. Представителя), одинаковых по принципу устройства и звукоизвлечения, однородного характера звука, но различных по размеру, вследствие чего отд. Инструменты, входящие в состав каждого семейства, обладают сходным тембром, но различными по регистру звукорядами, напр. Семейство скрипок (скрипка, альт, виолончель), виол - дискантовая, малая (альтовая), теноровая, большая (басовая), контрабасовая, или виолоне. Виоль д'амур, баритон, виола-..

Дополнительный поиск Сельмер Й. П. Сельмер Й. П.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сельмер Й. П." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сельмер Й. П., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 13 символа