Сенковский О. И.

76

Осип (Юлиан) Иванович (19 (31) III 1800, Виленский уезд - 4(16)111 1858, Петербург) - рус. Писатель, журналист, востоковед, муз. Критик. Происходил из старинной польской шляхетской семьи. В 1819 окончил Виленский ун-т. Путешествуя по странам Ближнего Востока, Африки, Азии, изучил мн. Вост. Языки. В 1822-47 профессор Петерб. Ун-та (кафедра араб., перс. И турецкого языков). Был близок к деятелям польского освободит. Движения, сотрудничал (в 1-й пол. 20-х гг.) в альманахе "Полярная звезда" А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева. Отличался разносторонностью художеств. Интересов. В 1834-47 ред.-изд. Журн. "Библиотека для чтения" (номинально до 1856). В своей журналистской деятельности (псевд. Барон Брамбеус) уделял большое внимание музыке, к-рой особенно увлёкся в 40-х гг.

В это время дом С. Был одним из известных муз. Салонов Петербурга. Его посещали мн. Рус. И заруб. Музыканты, в т. Ч. Бр. Виельгорские, В. Ф. Одоевский, Ф. Лист, С. Тальберг. С. Был дружен с М. И. Глинкой. Автор мн. Муз.-критич. Статей, тонкий и проницат. Знаток музыки, С. Наряду с В. П. Боткиным, H.A. Мельгуновым, М. Д. Резвым способствовал развитию рус. Муз.-критич. Мысли 1-й пол. 19 в. Написал одну из первых статей об опере Глинки "Руслан и Людмила" ("Библиотека для чтения", 1842, т. 54, No 9), демонстрировавшую его прогрессивные взгляды. Полемизировал с Ростиславом (Ф. М. Толстым), отчасти с А. Д. Улыбышевым по вопросам эстетич. Критериев в оценке ряда муз. Явлений (в частности, творчества Дж. Верди) и отношения к вкусам публики, отстаивая общедоступность музыки. Писал о В.

А. Моцарте, Г. Берлиозе, Листе, Р. Вагнере, о пианистич. Иск-ве А. Г. Рубинштейна, Н. В. Погожевой, о скрипаче С. О. Таборовском и др. Принимал участие (написал ряд статей) в "Энциклопедическом лексиконе", изд. Плюшаром (с 12-го тома его гл. Редактор). В статье "Гармония в музыке" обосновывал первостепенное значение мелодии ("Всю мысль композитора заключает в себе мелодия. Она содержание и смысл музыкального творения"), сравнивая её с рисунком, а гармонию - с колоритом в живописи. В капитальной статье "Основные понятия о музыке как искусстве, необходимые для всякого желающего судить о ее произведениях" ("Библиотека для чтения", 1848, т. 86, кн. 2, т. 87, кн. 3-4) высказал ряд глубоких мыслей о связях муз. И речевой интонаций. Занимался также муз.

Акустикой, изобретал новые муз. Инструменты (клавир-оркестр, усовершенствованная скрипка и т. П.). Н. А. Римский-Корсаков на сюжет араб. Сказки С. Написал свою симф. Сюиту (2-ю симфонию) "Антар".Сочинения. Собр. Соч., т. 1-9, СПБ, 1858-59.Литература. (Клавир-оркестр, новый музыкальный инструмент, изобретенный в Петербурге), "Северная пчела", 1845, No 283. Сенковская A. A., О. И. Сенковский. Биографические записки его жены, СПБ, 1858. Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 1, Л., 1954. Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 1, вып. 1 (совм. С Протопоповым В. В.), вып. 2, М., 1966-67.И. М. Ямпольский..

Значения в других словарях
Сеница П. И.

Павел Иванович (11 (23) IX 1879, с. Максимовка, на Полтавщине - 3 VII I960, Москва) - сов. Композитор, фольклорист, педагог. В 1900-01 учился пению у У. Мазетти. В 1908 окончил Моск. Консерваторию по классу контрабаса, в 1909 - по классу композиции (ученик А. А. Ильинского и С. Н. Василенко). По композиции занимался также под рук. Б. Л. Яворского, по теоретич. Дисциплинам - у P. P. Кенемана. Впервые выступил как композитор в 1903 (1-й струн. Квартет). В 1921-31 науч. Сотрудник этнографич. Подотд..

Сенкар Е.

(Szenkar) Енё (Эйген) (9 IV 1891, Будапешт - 25 III 1977, Дюссельдорф) - венг. Дирижёр и композитор. Учился у своего отца - Нандора С., композитора и органиста. В 1911 окончил Академию музыки в Будапеште. В 1912-13 хормейстер Нем. Т-ра в Праге, в 1913-15 дирижёр Нар. Оперы в Будапеште, затем - Гор. Т-ра и "Моцартеума" в Зальцбурге. Был дирижёром и директором оперного т-ра в Альтенбурге (1916-20), дирижёром оперных т-ров во Франкфурте-на-Майне (1920-23), Берлине (1923-24), Кёльне (1924-33). С. Сы..

Сентиментализм

(франц. Sentimentalisme, от англ. Sentimental - чувствительный. От франц. Sentiment - чувство. Нем. Empfindsamer Stil - чувствительный стиль) - течение в лит-ре и иск-ве с середины до конца 18 в. В его основе лежало стремление к раскрепощению человека, свободе и непосредственности проявления его чувств и влечений. В противовес рационалистической эстетике классицизма сентименталисты выдвигали на первый план в иск-ве способность взволновать и растрогать, вызвать сопереживание. В центре их внимания..

Септаккорд

Четырёхзвучие, в осн. Виде к-рого звуки расположены по терциям, т. Е. Трезвучие с прибавленной сверху терцией. Характерной особенностью С. Является интервал септимы между крайними звуками аккорда, к-рая, вместе с трезвучием, входящим в состав С., определяет его вид.Различаются следующие С. Большой мажорный, состоящий из мажорного трезвучия с большой септимой, малый мажорный - из мажорного трезвучия с малой септимой, малый минорный - из минорного трезвучия с малой септимой, малый вводный - из уме..

Дополнительный поиск Сенковский О. И. Сенковский О. И.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сенковский О. И." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сенковский О. И., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 16 символа