Синкопа

158

(от греч. Sygkopn - усечение) - перенесение акцента с метрически более сильной доли на более слабую. Типичный случай - продление звука со слабого времени на сильное или относительно сильное время:и т.п. Термин "С", введённый в эпоху ars nova, заимствован из грамматики, где он означает выпадение неударного слога или гласного звука внутри слова. В музыке обозначает не только выпадение неударного момента и преждевременное наступление акцента, но и любые сдвиги ударения. С. Могут быть как "предваряющими", так и "запаздывающими" (см. Браудо И. A., Артикуляция, с. 78-91), хотя это разграничение не может быть проведено с полной определённостью.В полифонии строгого стиля С., обычно образуемые задержаниями, являются по существу запаздывающими:В полифонии более позднего времени, где диссонансы применяются свободно, приготовления, связанные с диссонирующим звуком лигой, приобретают характер предваряющих С.

Во мн. Случаях направление сдвига не может быть установлено. Таковы, напр., ударения между метрич. Опорами, создающие непрерывность движения, как в начале allegro 1-й части симфонии Моцарта D-dur (К.-V. 504). Осн. Признак С. - отклонение реальной акцентуации от нормативной, предписанной тактовым метром, создающее ритмич. "диссонансы", к-рые разрешаются в момент совпадения обеих акцентуаций:Л. Бетховен. 4-я симфония, 1-я часть.К ритмич. Диссонансам, требующим разрешения, принадлежит т.н. Гемиола.Отступление от нормальной акцентуации дало основание теоретикам 17 в. Отнести С. (syncopatio) к муз.-риторич. Фигурам, т. Е. К отклонениям от обычного способа выражения (как определяла фигуры антич. Риторика).По тем же причинам понятие С.

Позднее было распространено на все виды неметрич. Акцентов, в т.ч. На случаи, когда за акцентом на слабой доле следует на сильной доле не продление звука, а пауза (), а также на временные акценты на метрически слабой доле, когда на неё приходится бульшая нотная длительность, чем на предшествующую сильную (см. Ломбардский ритм).К последнему типу относятся мн. Фольклорные ритмы. Они сходны с антич. Ямбом или ср.-век. 2-м модусом, к-рые в условиях тактовой ритмики воспринимаются как С., однако по своей природе принадлежат к более ранней ритмич. Системе, где длительность не является средством акцентуации и где распределение акцентов не регулируется тактом (см. Метр).Т. О., в указанных случаях нет характерного для С. Конфликта между реальной и метрич.

Акцентуацией. Конфликт между метром и акцентуацией в одних случаях активизирует метрич. Опоры (даже если они не реализованы в звучании), создавая внутр. Толчки, подчёркивающие точный темп, в других - затушёвывает метрич. Опоры и создаёт своего рода tempo rubato ("скрадываемый темп").С. 1-го рода характерны для скорых темпов, особенно в классич. Музыке (где доминирует "ритмич. Энергия"), а также для танц. И джазовой музыки 20 в. Здесь преобладают С. Предваряющего типа (напр., начало фп. Сонаты ор. 31 No 1, G-dur и кода из увертюры "Леонора No 3" Бетховена, С. Во мн. Произв. Р. Шумана).Реже активизация метра и темпа достигается запаздывающими С. (напр., увертюра "Кориолан" Бетховена, гл. Партия увертюры П. И. Чайковского "Ромео и Джульетта").

В романтич. Музыке часто встречаются С. Противоположного, "рубатного" характера. Ритмич. Диссонансы при этом иногда остаются без разрешения (напр., в окончании пьесы Листа "Bйnйdiction de Dieu dans la solitude" для фп.):P. Лист. Bйnйdiction de Dieu dans la solitude, пьеса для фп.В произв. Романтиков широкое распространение получают запаздывающие С. Типичным приёмом является запаздывание мелодии, сходное с suspension в орнаментике муз. Стиля барокко (, исполняется ) и представляющее собой выписанное rubato, как оно понималось в 17-18 вв.:Ф. Шопен. Фантазия f-moll для фп.см. Также далее.Предваряющие С. У романтиков и особенно у А. Н. Скрябина, заостряя ритмич. Диссонансы, не подчёркивают метрич. Пульсацию.P. Шопен. Ноктюрн c-moll для фп.Литература.

Браудо И. A., Артикуляция, Л., 1965. Mазель Л. А.,Цуккерман В. A., Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм, М., 1967, с. 191-220.М. Г. Харлап.

Значения в других словарях
Синисало Г-P. Н.

Гельмер-Райнер Нестерович (р. 14 VI 1920, Златоуст) - сов. Композитор. Нар. Арт. СССР (1978). В 1939 окончил Петрозаводское муз. Уч-ще по классу флейты у Н. А. Солнышкова. В 1952-55 занимался в Моск. И Ленингр. Консерваториях у Н. И. Пейко и В. В. Волошинова (композиция). В 1935-56 играл в симф. Оркестре Карел. Радио. С 1956 пред. CK Карел. АССР. В творчестве С. Опирается на карел. Нар. Музыку, нац. Эпос "Калевала". Автор первого карел. Балета "Сампо" (1959), созданного по мотивам "Калевалы", пе..

Синицына Е. А.

Елена Андреевна (р. 17(30) IV 1906, Одесса) - сов. Арфистка и педагог. Засл. Арт. РСФСР (1956). В 1923 окончила Одесскую консерваторию у В. К. Аттала, с этого же года артистка симф. Оркестров Харькова, Баку, Новосибирска, Одессы. В 1927-72 солистка оркестра Ленингр. Филармонии, играла в оркестре под упр. Е. А. Мравинского, О. Фрида, Г. Абендрота, О. Клемперера, Э. Ансерме, В. Ферреро. Принимала участие в 1-м исполнении в Ленинграде квинтета Д. С. Бортнянского (1937), концерта для арфы с оркестро..

Синодальное училище церковного пения

См. Московское синодальное училище церковного пения.. ..

Синодальный хор

Один из старейших рус. Проф. Хоров. Был создан в 1710 (по др. Данным, в 1721) на базе муж. Хора патриарших певчих дьяков (Москва). Основанный в кон. 16 в., он славился превосходными певцами, отобранными из др. Церк. Хоров. Наряду с пением в церкви выступал и на придв. Празднествах. С. Х. Первоначально состоял из 44 певцов-мужчин, в 1767 были введены и детские голоса. В 1830 при С. Х. Было открыто Синодальное уч-ще (см. Московское синодальное училище церковного пения), в к-ром стали обучаться мал..

Дополнительный поиск Синкопа Синкопа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Синкопа" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Синкопа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа