Синкопа
(от греч. Sygkopn - усечение) - перенесение акцента с метрически более сильной доли на более слабую. Типичный случай - продление звука со слабого времени на сильное или относительно сильное время:и т.п. Термин "С", введённый в эпоху ars nova, заимствован из грамматики, где он означает выпадение неударного слога или гласного звука внутри слова. В музыке обозначает не только выпадение неударного момента и преждевременное наступление акцента, но и любые сдвиги ударения. С. Могут быть как "предваряющими", так и "запаздывающими" (см. Браудо И. A., Артикуляция, с. 78-91), хотя это разграничение не может быть проведено с полной определённостью.В полифонии строгого стиля С., обычно образуемые задержаниями, являются по существу запаздывающими:В полифонии более позднего времени, где диссонансы применяются свободно, приготовления, связанные с диссонирующим звуком лигой, приобретают характер предваряющих С.
Во мн. Случаях направление сдвига не может быть установлено. Таковы, напр., ударения между метрич. Опорами, создающие непрерывность движения, как в начале allegro 1-й части симфонии Моцарта D-dur (К.-V. 504). Осн. Признак С. - отклонение реальной акцентуации от нормативной, предписанной тактовым метром, создающее ритмич. "диссонансы", к-рые разрешаются в момент совпадения обеих акцентуаций:Л. Бетховен. 4-я симфония, 1-я часть.К ритмич. Диссонансам, требующим разрешения, принадлежит т.н. Гемиола.Отступление от нормальной акцентуации дало основание теоретикам 17 в. Отнести С. (syncopatio) к муз.-риторич. Фигурам, т. Е. К отклонениям от обычного способа выражения (как определяла фигуры антич. Риторика).По тем же причинам понятие С.
Позднее было распространено на все виды неметрич. Акцентов, в т.ч. На случаи, когда за акцентом на слабой доле следует на сильной доле не продление звука, а пауза (), а также на временные акценты на метрически слабой доле, когда на неё приходится бульшая нотная длительность, чем на предшествующую сильную (см. Ломбардский ритм).К последнему типу относятся мн. Фольклорные ритмы. Они сходны с антич. Ямбом или ср.-век. 2-м модусом, к-рые в условиях тактовой ритмики воспринимаются как С., однако по своей природе принадлежат к более ранней ритмич. Системе, где длительность не является средством акцентуации и где распределение акцентов не регулируется тактом (см. Метр).Т. О., в указанных случаях нет характерного для С. Конфликта между реальной и метрич.
Акцентуацией. Конфликт между метром и акцентуацией в одних случаях активизирует метрич. Опоры (даже если они не реализованы в звучании), создавая внутр. Толчки, подчёркивающие точный темп, в других - затушёвывает метрич. Опоры и создаёт своего рода tempo rubato ("скрадываемый темп").С. 1-го рода характерны для скорых темпов, особенно в классич. Музыке (где доминирует "ритмич. Энергия"), а также для танц. И джазовой музыки 20 в. Здесь преобладают С. Предваряющего типа (напр., начало фп. Сонаты ор. 31 No 1, G-dur и кода из увертюры "Леонора No 3" Бетховена, С. Во мн. Произв. Р. Шумана).Реже активизация метра и темпа достигается запаздывающими С. (напр., увертюра "Кориолан" Бетховена, гл. Партия увертюры П. И. Чайковского "Ромео и Джульетта").
В романтич. Музыке часто встречаются С. Противоположного, "рубатного" характера. Ритмич. Диссонансы при этом иногда остаются без разрешения (напр., в окончании пьесы Листа "Bйnйdiction de Dieu dans la solitude" для фп.):P. Лист. Bйnйdiction de Dieu dans la solitude, пьеса для фп.В произв. Романтиков широкое распространение получают запаздывающие С. Типичным приёмом является запаздывание мелодии, сходное с suspension в орнаментике муз. Стиля барокко (, исполняется ) и представляющее собой выписанное rubato, как оно понималось в 17-18 вв.:Ф. Шопен. Фантазия f-moll для фп.см. Также далее.Предваряющие С. У романтиков и особенно у А. Н. Скрябина, заостряя ритмич. Диссонансы, не подчёркивают метрич. Пульсацию.P. Шопен. Ноктюрн c-moll для фп.Литература.
Браудо И. A., Артикуляция, Л., 1965. Mазель Л. А.,Цуккерман В. A., Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм, М., 1967, с. 191-220.М. Г. Харлап.
Дополнительный поиск Синкопа
На нашем сайте Вы найдете значение "Синкопа" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Синкопа, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 7 символа