Сицилиана

175

(итал. Siciliana, франц. Sicilienne, букв. - сицилийская). 1) Вок. Или инстр. Пьеса, происходящая, по-видимому, от сицилийского нар. Танца или танц. Песни. Для неё характерно спокойное, плавное движение, обычно в умеренном темпе, в размере 6/8 или 12/8. С. Ритмически близка пасторали (а также жиге, форлане). Для обеих типичен пунктирный ритм , однако С. Отличается менее подвижным темпом. Характерными чертами С. Являются минорный лад, певучесть, почти полное отсутствие staccato, трёхчастное строение da capo (встречаются также пьесы в старинной двухчастной и др. Формах). Первые упоминания о вок. С. Относятся к 14 в., однако ранние образцы, равно как и описание танца, не сохранились. Начиная с 16 в. Появляются арии-С. (напр., в издании Петруччи, 1505), не наделённые ещё индивидуальными признаками жанра, к-рые определились только в кон.

17 в. Образцы таких С. Содержатся во мн. Ораториях, кантатах и операх 17-18 вв. (А. Скарлатти, кантата для сопрано, в кн. А. Шеринг, История музыки в примерах, No 260. Г. Ф. Гендель, оратория "Самсон", ария "Your charms to ruin led" No 39 и др.):Г. Ф. Гендель. Оратория "Самсон", ария Самсона (No 39).С. Фигурирует в качестве медленной части в инстр. Сюитах, сонатах и концертах А. Корелли, Дж. Б. Мартини, В. Ф. Баха, Г. Ф. Генделя (напр., Concerto grosso c-moll op. 6 No 8 Генделя) и др., а также как самостоят. Пьеса (напр., С. Для клавесина Д. Скарлатти). Муз. Фактура С. Бывает 2 типов - простая, гомофонная, иногда с повторяющимися аккордами в сопровождении (напр., в сицилиане Ванеллы из комедии Дж. Перголезн "Влюблённый брат") и более сложная, полифонизированная, с развитыми голосами.

Высокие образцы С. (вок. И инстр.) принадлежат И. С. Баху (напр., 2-я часть концерта E-dur для клавесина и струнных, 3-я часть сонаты No 1 g-moll для скрипки solo или 2-я часть сонаты D-dur для виолы да гамба и клавесина, BWV 1028. См. Далее).Бах часто употребляет типичный для С. Ритмич. Рисунок (напр., в знаменитой арии альта "Erbarme dich" No 48 из "Страстей по Матфею"). Уникальный случай представляет No 4 из кантаты "Das neugeborne Kindelein" (BWV 122), где ритмич. Обороты С. Постоянно присутствуют в сопровождении хорала.И. С. Бах. Соната для скрипки соло. BWV 1001. Siciliano.В результате создаётся своеобразная "С. На хорал". Ритм С. Многообразно воспроизводится В. А. Моцартом (фп. Сонаты. A-dur, K.-V. 331, I часть. F-dur, K.-V. 280, II часть.

Рондо a-moll, K.-V. 511. Фп. Концерт A-dur, K.-V. 488, II часть, и др.). В 19 в. С. Была распространена гораздо менее (напр., С. Для фп. Дж. Россини, быстрая С. В финале 1-го д. "Роберта-Дьявола" Дж. Мейербера, С. Из "Альбома для юношества" Р. Шумана, С. Для виолончели и фп. Ор. 78 Г. Форе и др.). Она встречается в классич. Гитарном репертуаре среди соч. Ф. Карулли, М. Каркасси и др. Жанр С. Нередко служит основой для романсов и песен (напр., Ф. Шуберт, "Гондольер" и "Дева с чужбины"). Широко использовался в "российских песнях" 18 в. (Г. Н. Теплов, О. А. Козловский, А. М. Дубянский). К С. Обращаются также для создания локального колорита, напр. Ж. Визе в звуковой картине "Carillon" (средняя часть) в 1-й сюите из "Арлезианки" или П. И. Чайковский в III части симфонии "Манфред" и "Итальянском каприччио".

Нек-рые рус. Композиторы имитируют С., воссоздавая романтич. Образы прошлого (напр., М. П. Мусоргский в "Старом замке" из "Картинок с выставки", А. К. Глазунов в эпизоде из финала скрипич. Концерта, цифра 43). В муз. Иск-ве 20 в. Обращение к С. - одно из средств придания нац. Определённости произв. Неоклассицистского направления (напр., во 2-й части концерта для двух скрипок, альта и виолончели Казеллы или в XI вариации из 2-й части его же партиты для фп. С оркестром, цифра 25). Образец неоклассицистской трактовки С. Содержится в балете Стравинского "Пульчинелла" (No 2, "Серенада"), где композитор использует отрывок из оперы Дж. Перголези "Фламиний". Иногда С. Становится объектом стилизации, в частности в фп. Сюитах (X. Елинек, сюита in E, А.

Руссель, сюита op. 14). В совр. Музыке можно встретить также отдельные ритмич. Обороты, напоминающие С., напр. В колыбельной Мари из 1-го д. Оперы "Воццек" Берга, в пасторальной интерлюдии перед фугой in F из "Ludus tonalis" Хиндемита, в 22-й симфонии Мясковского (II часть, вступление), в 3-й и 6-й прелюдиях из 1-й тетради "Прелюдий и фуг" Щедрина.2) Восьмистишная строфа на 2 рифмы с перекрёстным их расположением - abababab. Произошла от итал. Нар. Песен. Распространения не получила, уступив место октаве (abababcc).Литература. Heuss A., Die Instrumental-Stьcke des "Orfeo", "SIMG", IV, 1902/03. Dent E., A. Scarlatti, L., 1905, 1960. Springer H., Vilota und Nio, в кн. Festschrift. Von Liliencron, Lpz., 1910. Kretzschmar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919.

Wellesz E., Die Oper und Oratorium in Wien von 1660-1708, "Studien zur Musikwissenschaft", Beihefte der DTЦ, Heft 6, Bd 6, Lpz.-W., 1919. Lоrenz A. O., A. Scarlatti's Jugendoper, v. 1-2, Augsburg, 1927. Flоgel В., Die Arientechnik in den Opera Hдndeis, Lpz., 1929. Schering A., Geschichte der Musik in Beispielen, Lpz., 1931. Wolff H. Сh., Die venezianische Oper in der zweiten Hдlfte des 17. Jahrhunderts, В., 1937. Tibу О., Il problema della "siciliana" dal Trecento al Settecento, "Bollettino del Centro di studi filologici e linguistici siciliani", II, 1954.Т. С. Кюрегян..

Значения в других словарях
Сихра А.

(Sychra) Антонин (9 VI 1918, Босковице - 21 XI 1969, Прага) - чеш. Музыковед, муз. И муз.-театр. Критик. Чл. Академии наук ЧССР. Изучал музыковедение под рук. В. Гельферта и Я. Рацека, эстетику под рук. Я. Мукаржовского на филос. Ф-те ун-та в Брно (1937-39). В годы оккупации (1939-1945) принимал участие в Движении Сопротивления. В 1945-46 продолжал изучать музыковедение в Карловом ун-те в Праге, по окончании к-рого там же до конца жизни читал лекции по муз. Педагогике, истории музыки и муз. Эсте..

Сихра А. О.

Андрей Осипович (1773, Вильнюс - 3 (15) XII 1850, Петербург) - рус. Гитарист, композитор и педагог. По национальности чех. Муз. Образование получил в Вильнюсе, где начал концертировать как исполнитель на арфе, одновременно овладел игрой на гитаре. С 1801 жил в Москве, давал уроки игры на гитаре и выступал в концертах, в 1802 издавал нотный журнал для гитары под назв. "Journal pour la guittare а sept cordes pour l'annйe 1802 par A. Sychra". В 1813 переехал в Петербург, здесь опубликовал сб. "Собр..

Сицки Л.

(Sitsky) Ларри (р. 10 IX 1934, Тяньцзинь, Китай) - австрал. Композитор и пианист. В 1958 окончил Гос. Консерваторию Нового Юж. Уэльса в Сиднее, в 1959-61 занимался в Сан-Францисской консерватории по классу фп. У Э. Петри. Композицию изучал самостоятельно. Преподавал игру на фп. В Квинслендской гос. Консерватории (1961-65), читал также лекции по совр. Музыке в ун-те Квинсленда, профессор по классу фп. Высшей муз. Школы в Канберре (с 1966). Гастролировал за рубежом (посетил СССР в 1978). Автор ряд..

Сичинский Д. В.

Денис Владимирович (2 X 1865, с. Клювинцы, ныне Гусятинского р-на Тернопольской обл. - 26 V 1909, г. Станислав, ныне Ивано-Франковск) - укр. Композитор и муз. Деятель. Муз. Образование получил в Тернополе, где обучался муз. Теории и игре на фп. У В. Вшелячинского (1886-87). В 1889-92 учился во Львовской консерватории у Вшелячинского и К. Микули (ученика Ф. Шопена). В 1891 участвовал в создании певч. Об-ва "Боян" во Львове, в 1893 организовал об-во "Боян" в Коломые, в 1895-96 дирижёр такого об-ва..

Дополнительный поиск Сицилиана Сицилиана

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сицилиана" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сицилиана, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа