Скерцо

175

(итал. Scherzo, букв. - шутка). 1) В 16-17 вв. Распространённое обозначение трёхголосных канцонетт, а также одноголосных вок. Пьес на тексты игривого, шуточного характера. Образцы - у К. Монтеверди ("Музыкальные скерцо" ("шутки") - "Sherzi musicali, 1607), А. Брунелли (3 собрания 1-5-гол. Скерцо, арий, канцонетт и мадригалов -"Scherzi, Arie, Canzonette e Madrigale", 1613-14 и 1616), Б. Марини ("Скерцо и канцонетты на 1 и 2 голоса" - "Scherzi e canzonette а 1 е 2 voci", 1622). С нач. 17 в. С. Становится также обозначением инстр. Пьесы, близкой к каприччо. Авторами таких С. Были А. Троило ("Симфонии, скерцо..." - "Sinfonie, scherzi", 1608), И. Шенк ("Музыкальные скерцо (шутки)" - "Scherzi musicali" для виолы да гамба и баса, 1700). С.

Вошло и в инстр. Сюиту. В качестве части сочинения типа сюиты встречается у И. С. Баха (Партита No 3 для клавира, 1728).2) С кон. 18 в. Одна из частей (обычно 3-я) сонатно-симф. Цикла - симфонии, сонаты, реже концерта. Для С. Типичны размер 3/4 или 3/8, быстрый темп, свободная смена муз. Мыслей, вносящая элемент неожиданного, внезапного и роднящая жанр С. С каприччо. Подобно бурлеске, С. Часто представляет выражение в музыке юмора - от весёлой игры, шутки до гротеска и даже до воплощения диких, зловещих, демонич. Образов. С. Обычно пишутся в 3-частной форме, в к-рой собственно С. И его повторение перемежаются трио более спокойного и лирич. Характера, иногда - в форме рондо с 2 разл. Трио. В раннем сонатно-симф. Цикле третьей частью был менуэт, в сочинениях композиторов венской классич.

Школы место менуэта постепенно заняло С. Оно непосредственно выросло из менуэта, в к-ром появились и начали всё более выступать черты скерцозности. Таковы менуэты поздних сонатно-симф. Циклов Й. Гайдна, нек-рых ранних циклов Л. Бетховена (1-я фп. Соната). Как обозначение одной из частей цикла термин "С." впервые применил Й. Гайдн в "русских квартетах" (ор. 33, No 2-6, 1781), однако эти С. По существу не отличались ещё от менуэта. На раннем этапе формирования жанра обозначение С. Или Scherzando порой носили финальные части циклов, выдержанные в чётных размерах. Классич. Тип С. Сложился в творчестве Л. Бетховена, к-рый оказал этому жанру явное предпочтение перед менуэтом. Это определялось выразит. Возможностями С., намного более широкими сравнительно с менуэтом, ограниченным преим.

Сферой "галантных" образов. Крупнейшими мастерами С. Как части сонатно-симф. Цикла на Западе явились в последующее время Ф. Шуберт, к-рый, однако, наряду со С. Применял и менуэт, Ф. Мендельсон-Бартольди, тяготевший к своеобразной, порождённой сказочными мотивами особо лёгкой и воздушной скерцозности, и А. Брукнер. В 19 в. В С. Зачастую использовались темы, заимствованные из фольклора др. Стран ("Шотландская" симфония Ф. Мендельсона-Бартольди, 1842). Богатое развитие С. Получило в рус. Симфонии. Своеобразное нац. Претворение этому жанру дали А. П. Бородин (С. Из 2-й симфонии), П. И. Чайковский, к-рый включил С. Почти во все симфонии и сюиты (3-я часть 6-й симфонии не носит назв. С., но по существу является С., черты к-рого объединены здесь с чертами марша), А.

К. Глазунов. С. Содержат мн. Симфонии сов. Композиторов - Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и др.3) В эпоху романтизма С. Стало и самостоят. Муз. Пьесой, гл. Обр. Для фп. Первые образцы таких С. Близки к каприччо. Подобного рода С. Создавал уже Ф. Шуберт. По-новому трактовал этот жанр Ф. Шопен. В его 4 фп. С. Исполненные высокого драматизма и зачастую мрачные по колориту эпизоды чередуются с более светлыми лирическими. Фп. С. Писали также Р. Шуман, И. Брамс, из рус. Композиторов - М. А. Балакирев, П. И. Чайковский и др. Встречаются С. И для др. Солирующих инструментов. В 19 в. С. Создавались и в виде самостоят. Орк. Пьесы. В числе авторов таких С. - Ф. Мендельсон-Бартольди (С. Из музыки к комедии У. Шекспира "Сон в летнюю ночь"), П. Дюка (С. "Ученик чародея"), М. П. Мусоргский, А.

К. Лядов и др.Литература. Becking G., Studien zu Beethovens Personalstil. Das Scherzothema, Lpz., 1921 (Abhandlungen des Sдchsischen Staatlichen Forschungsinstituts fьr Musikwissenschaft, H. 2). Adrio A., Menuett und Scherzo, "Der Musikerzieher", 1940, Jahrg. 36, S. 115 ff..

Значения в других словарях
Скарлатти Д. Д.

(Scarlatti) Джузеппе Доменико (25 X 1685, Неаполь - 23 VII 1757, Мадрид) - итал. Композитор, органист, клавесинист. Сын А. Скарлатти. В детстве занимался под руководством отца. Позже учился у Ф. Гаспарини и, вероятно, у Б. Паскуини, но более непосредств. Воздействие на него оказали Б. Марчелло, Ф. Дуранте, а также португ. Комп. Ж. А. К. Сейшас, у к-рых С. Заимствовал отд. Элементы стиля и клавесинной техники. С 1701 органист и композитор Неаполитанской корол. Капеллы. В 1705 переехал в Венецию, ..

Скерцино

(итал. Scherzino, уменьшит. От scherzo) - маленькое скерцо. С. Обычно пишутся для фп. Или для к.-л. Солирующего инструмента (скрипка, виолончель и др.) с сопровождением фп. Как правило, С. Представляет собой самостоят. Пьесу (часто в серии разл. Пьес). В качестве части цикла встречается в сонатинах. Образцы фп. С. - No 3 в Венском карнавале Шумана (ор. 26), С. "Швея" Мусоргского, его же пьеса "Балет невылупившихся птенцов" из "Картинок с выставки". С. Для скрипки и фп. Написано Н. П. Раковым. По..

Скилтон Ч. С.

(Skilton) Чарлз Санфорд (16 VIII 1868, Нортхемптон, шт. Массачусетс - 12 III 1941, Лоуренс, шт. Канзас) - амер. Композитор и органист. Учился у В. Баргиля и О. Буаза (композиция), А. Хейнца (орган) в Высшей муз. Школе в Берлине (1891-93), брал уроки у Д. Бака (композиция) и Х. Р. Шелли (орган) в Нью-Йорке (1897-98). Был муз. Директором Академии и колледжа в Сейлеме (шт. Нью-Йорк. 1893-96). Преподавал муз.-теоретич. Предметы в Гос. Нормальной школе в Трентоне (1897-1903) и Канзасском ун-те (с 190..

Скипа Т.

(Schipa) Тито (2 I 1889, Лечче - 16 XII 1965, Нью-Йорк) - итал. Певец (лирич. Тенор). Пению учился в родном городе у А. Джерунды и в Милане у Э. Пикколи. Дебютировал в 1910 на оперной сцене в Верчелли (в партии Альфреда), затем в течение 2 лет пел в разл. Итал. Т-рах. В 1913 гастролировал в Юж. Америке (Аргентина и Бразилия). Вернувшись на родину, выступал в 1914 в т-рах "Костанци" (Рим) и "Сан-Карло" (Неаполь), в 1915 - в "Ла Скала" (Милан. Партии Владимира Игоревича в "Князе Игоре", Де Грие в ..

Дополнительный поиск Скерцо Скерцо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Скерцо" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Скерцо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 6 символа