Скоморохи

86

Рус. Ср.-век. Проф. Музыканты, странствующие актёры-потешники. О распространении иск-ва С. В Киевской Руси говорят памятники др.-рус. Письменности, фресковой живописи (изображение на фресках Софийского собора в Киеве, 1037) и книжные миниатюры. С. - разносторонние умельцы. Исполнители на разл. Муз. Инструментах (гуслях, трубах, дудках, волынках, гудках, скрипках, домрах, бубнах), актёры комич. Жанра, певцы и сказители эпических произв. (нередко и их авторы), плясуны, акробаты, фокусники, жонглёры, позднее дрессировщики животных и кукольники. Пение и танцы С. Обычно сопровождались игрой на нар. Инструментах. В др.-рус. Лит-ре встречаются такие наименования С. Глумец, глумо-творец, смехотворец, плясец, игрец, гудец, свирец (свирельщик).

В Белоруссии и на Смоленщине нар. Скрипачей и ныне называют С.Наряду с вольными скоморошьими "ватагами" и "артелями" (образовывались в 16-17 вв. Объединяли иногда до 70-100 чел.), к-рые странствовали по деревням и городам, давая представления за плату, отд. Группы в Киевской Руси и Новгородском княжестве входили в состав дворовой челяди. При Иване IV большие группы С. Выписывались из Новгорода - крупного центра скоморошьей культуры - для службы при моск. Дворе. Выступая на улицах и площадях, С. Непосредственно общались со зрителями, были участниками нар. Гуляний, обрядово-ритуальных зрелищных действ. Носители всевозможных смеховых форм иск-ва, С. Противостояли официальной суровой, аскетичной культуре феодального средневековья и церкви и высоко ценились как нар.

Массами, так и привилегированными сословиями. Церковники издавна выступали против участия С. В нар. Празднествах земледельческого календаря, связанных с древнеязыческим солнечным культом (святочных и масленичных игрищах, хороводах, русальных и купальских обрядах), особенно преследовались традиц. Выступления С. В поминовениях умерших. В скоморошьих сценках и песенках, часто направленных против правящих классов и церкви, с сочувствием упоминалось о нар. Бунтах и крестьянских войнах. К "ватагам" С. Нередко присоединялись беглые крестьяне, что усиливало враждебное отношение к С. Царского правительства. В период острых социальных противоречий в сер. 17 в. (в связи с карательными мерами против участников большого нар. Восстания 1648) представители гос.

Власти под давлением церкви предприняли против С. Особенно суровые репрессии. Согласно царскому указу, множество С. Было выселено из центр. Областей и больших городов на север (в быв. Архангельскую губ., в Заонежье, Сибирь), их муз. Инструменты сжигались. В 18-19 вв. Традиции скоморошьего иск-ва использовались придв. Шутами, проникали в представления церк. Школьного т-ра, сохранялись в потешных присловьях балаганных актёров, поводырей медведей, комич. Спектаклях кукольного т-ра (в т.ч. Петрушки), а также в деревенских хороводных игрищах (брянский хороводный спектакль "Кострома").Следы муз.-поэтич. Творчества скоморохов ощутимы в разл. Рода песнях, эпич. Сказах, в инстр. Наигрышах. В нек-рых хороводно-плясовых, шуточных и сатирич.

Песнях, высмеивающих уродливые стороны патриархального быта ("Заиграй, моя волынка"), а также представителей привилегированных сословий и духовенства, С. Выступают от имени главного действующего лица, живо и ярко его обрисовывая. Герои былин (напр., Добрыня) действуют под видом С., выступая на пирах с пением под гусли. С. Иногда называют и новгородца Садко, мощью своего муз. Таланта покорявшего силы природы. В сатирич. Скоморошьих сказах ("Про гостя Терентьища") С. Высмеивают купцов-богатеев. В социально-обличит. Сказе "Путешествие Вавилы со скоморохами" С. Выведены людьми святыми, способными творить чудеса. Они свергают с престола деспота-царя и сажают вместо него крестьянского сына Вавилу. По нек-рым данным, С., наряду с крестьянскими сказителями былин, исполняли не только пародийные и сатирич.

Песни-сказы, т.н. Скоморошины, с характерными для них речитативно-скороговорочными или плясовыми напевами, но и героич. Былины киевского цикла. Сохранились свидетельства (в частности, путешественника Олеария) об исполнении С. На пирах Ивана IV песен о взятии Казани и Астрахани (в свою очередь зачины нек-рых вариантов этих историч. Песен также свидетельствуют о том, что они сложены С). Ярко и рельефно воссоздаются образы С. В рус. Классич. Опере. "Рогнеде", "Чародейке", "Снегурочке", "Садко", "Сказке о царе Салтане", "Князе Игоре". Композиторы обращаются к ним и во мн. Инстр. Пьесах.Литература. Беляев И., О скоморохах, "Временник императорского Московского общества истории и древностей российских", 1854, кн. 20. Фаминцын A., Скоморохи на Руси, СПБ, 1889.

Барщевский И., Несколько слов из истории искусства скоморохов, Ростов-Ярославский, (1914). Pиндейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 1, М.-Л., 1928. Белкин A., Русские скоморохи, М., 1975.Т. В. Попова..

Значения в других словарях
Скоморовский Н. Б.

Наум Борисович (9 (21) IX 1882, Житомир - 20 IX 1925, Киев) - сов. Скрипач, педагог, дирижёр. В 1900 в Одессе окончил Муз. Уч-ще РМО по классу скрипки у А. П. Фидельмана, в 1904 - Петерб. Консерваторию у Л. С. Ауэра. Вёл широкую конц. Деятельность, выступал как солист, концертмейстер симф. Оркестров и дирижёр во мн. Городах России. С 1912 жил в Киеве, был концертмейстером оперного и симф. Оркестров, возглавлял организованный им струн. Квартет. С 1920 профессор Киевской консерватории, вёл классы ..

Скоморовский Я. Б.

Яков Борисович (6 (18) VIII 1889, Херсон - 4 VII 1955, Ленинград) - сов. Трубач. В 1912 окончил Петерб. Консерваторию по классу трубы у А. Б. Гордона. С 1908 солист симф. Оркестра, с 1912 - оркестра Т-ра муз. Драмы, в 1918-32 - Ленингр. Малого оперного т-ра, а также оркестра Ленингр. Филармонии (1921-33). В 1927 создал в Ленинграде джаз-оркестр, в к-ром работал до 1930. В 1929 муз. Рук. Tea-джаза Л. О. Утёсова. В 1930-46 рук. Конц. Джаз-ансамбля (с 1934 - джаз-оркестр). С. - один из выдающихся с..

Скомпска А. Ю.

Аделаида Юлиановна см. Больска А. Ю.. ..

Скордатура

(итал. Scordatura, от scordare - расстраивать муз. Инструмент, в противоположность accordare - настраивать. Нем. Verstimmung, Umstimmung) - временная перестройка струнных муз. Инструментов (настройка их струн, отличающаяся от обычной). С. Позволяет исполнять нек-рые двойные ноты, аккорды и натуральные флажолеты, неисполнимые при обычном строе, и облегчает исполнение других. С. Применяется и для расширения диапазона инструмента, а также для изменения его тембра и силы звучания. Перестройке может ..

Дополнительный поиск Скоморохи Скоморохи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Скоморохи" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Скоморохи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа