Скоморохи
Рус. Ср.-век. Проф. Музыканты, странствующие актёры-потешники. О распространении иск-ва С. В Киевской Руси говорят памятники др.-рус. Письменности, фресковой живописи (изображение на фресках Софийского собора в Киеве, 1037) и книжные миниатюры. С. - разносторонние умельцы. Исполнители на разл. Муз. Инструментах (гуслях, трубах, дудках, волынках, гудках, скрипках, домрах, бубнах), актёры комич. Жанра, певцы и сказители эпических произв. (нередко и их авторы), плясуны, акробаты, фокусники, жонглёры, позднее дрессировщики животных и кукольники. Пение и танцы С. Обычно сопровождались игрой на нар. Инструментах. В др.-рус. Лит-ре встречаются такие наименования С. Глумец, глумо-творец, смехотворец, плясец, игрец, гудец, свирец (свирельщик).
В Белоруссии и на Смоленщине нар. Скрипачей и ныне называют С.Наряду с вольными скоморошьими "ватагами" и "артелями" (образовывались в 16-17 вв. Объединяли иногда до 70-100 чел.), к-рые странствовали по деревням и городам, давая представления за плату, отд. Группы в Киевской Руси и Новгородском княжестве входили в состав дворовой челяди. При Иване IV большие группы С. Выписывались из Новгорода - крупного центра скоморошьей культуры - для службы при моск. Дворе. Выступая на улицах и площадях, С. Непосредственно общались со зрителями, были участниками нар. Гуляний, обрядово-ритуальных зрелищных действ. Носители всевозможных смеховых форм иск-ва, С. Противостояли официальной суровой, аскетичной культуре феодального средневековья и церкви и высоко ценились как нар.
Массами, так и привилегированными сословиями. Церковники издавна выступали против участия С. В нар. Празднествах земледельческого календаря, связанных с древнеязыческим солнечным культом (святочных и масленичных игрищах, хороводах, русальных и купальских обрядах), особенно преследовались традиц. Выступления С. В поминовениях умерших. В скоморошьих сценках и песенках, часто направленных против правящих классов и церкви, с сочувствием упоминалось о нар. Бунтах и крестьянских войнах. К "ватагам" С. Нередко присоединялись беглые крестьяне, что усиливало враждебное отношение к С. Царского правительства. В период острых социальных противоречий в сер. 17 в. (в связи с карательными мерами против участников большого нар. Восстания 1648) представители гос.
Власти под давлением церкви предприняли против С. Особенно суровые репрессии. Согласно царскому указу, множество С. Было выселено из центр. Областей и больших городов на север (в быв. Архангельскую губ., в Заонежье, Сибирь), их муз. Инструменты сжигались. В 18-19 вв. Традиции скоморошьего иск-ва использовались придв. Шутами, проникали в представления церк. Школьного т-ра, сохранялись в потешных присловьях балаганных актёров, поводырей медведей, комич. Спектаклях кукольного т-ра (в т.ч. Петрушки), а также в деревенских хороводных игрищах (брянский хороводный спектакль "Кострома").Следы муз.-поэтич. Творчества скоморохов ощутимы в разл. Рода песнях, эпич. Сказах, в инстр. Наигрышах. В нек-рых хороводно-плясовых, шуточных и сатирич.
Песнях, высмеивающих уродливые стороны патриархального быта ("Заиграй, моя волынка"), а также представителей привилегированных сословий и духовенства, С. Выступают от имени главного действующего лица, живо и ярко его обрисовывая. Герои былин (напр., Добрыня) действуют под видом С., выступая на пирах с пением под гусли. С. Иногда называют и новгородца Садко, мощью своего муз. Таланта покорявшего силы природы. В сатирич. Скоморошьих сказах ("Про гостя Терентьища") С. Высмеивают купцов-богатеев. В социально-обличит. Сказе "Путешествие Вавилы со скоморохами" С. Выведены людьми святыми, способными творить чудеса. Они свергают с престола деспота-царя и сажают вместо него крестьянского сына Вавилу. По нек-рым данным, С., наряду с крестьянскими сказителями былин, исполняли не только пародийные и сатирич.
Песни-сказы, т.н. Скоморошины, с характерными для них речитативно-скороговорочными или плясовыми напевами, но и героич. Былины киевского цикла. Сохранились свидетельства (в частности, путешественника Олеария) об исполнении С. На пирах Ивана IV песен о взятии Казани и Астрахани (в свою очередь зачины нек-рых вариантов этих историч. Песен также свидетельствуют о том, что они сложены С). Ярко и рельефно воссоздаются образы С. В рус. Классич. Опере. "Рогнеде", "Чародейке", "Снегурочке", "Садко", "Сказке о царе Салтане", "Князе Игоре". Композиторы обращаются к ним и во мн. Инстр. Пьесах.Литература. Беляев И., О скоморохах, "Временник императорского Московского общества истории и древностей российских", 1854, кн. 20. Фаминцын A., Скоморохи на Руси, СПБ, 1889.
Барщевский И., Несколько слов из истории искусства скоморохов, Ростов-Ярославский, (1914). Pиндейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 1, М.-Л., 1928. Белкин A., Русские скоморохи, М., 1975.Т. В. Попова..
Дополнительный поиск Скоморохи
На нашем сайте Вы найдете значение "Скоморохи" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Скоморохи, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 9 символа