Славенский Й.

80

(Slavenski) (наст. Фам. - Штольцер (Stolcer)) Йосип (11 V 1896, Чаковец - 30 XI 1955, Белград) - хорватский композитор (Югославия). Учился композиции у З. Кодая в Будапеште (1913-1916) и у В. Новака в Праге (1920-23), совершенствовался в Париже (1925-26). В 1924 и после 1926 работал в Белграде. Преподавал муз.-теоретич. Предметы в частной муз. Школе (позднее средняя муз. Школа "Мокраняц"), с 1937 - в средней школе при открывшейся в том же году Муз. Академии (ныне - средняя муз. Школа "Йосип Славенски"), с 1945 профессор Муз. Академии по классу композиции. С. - один из основателей совр. Композиторской школы Югославии, благодаря ему музыка этой школы получила известность и в др. Странах Европы. Творчество С., развивавшего нац. Муз. Традиции, - пример плодотворного синтеза фольклорной основы с совр.

Техникой письма. Обратившись, подобно Б. Бартоку и З. Кодаю, к неизведанным пластам нар. Иск-ва, С. Использовал фольклор балканских народов в сочетании с совр. Приёмами муз. Письма. Нац. Характер творчества С. Проявляется в муз. Языке, форме, оркестровке. Применение импрессионистских приёмов письма свидетельствует о претворении традиций франц. Муз. Культуры. Наиболее значительны инстр. И вок. Сочинения. Орк. Произв., преим. Программные, жанровые в основе, отличаются красочностью, отражают жизнелюбивое мировосприятие С. В нек-рых соч. Проявляется его интерес к историч. И философской проблематике ("Восточная симфония"). Его 4-частная симфония с хором "Симфонический эпос" - одно из самых значительных в музыке Югославии произв., воплотивших в крупной вок.-симф.

Форме тему 2-й мировой войны 1939-45. Для камерных сочинений более характерно лирич. Начало.Сочинения. Для солистов, хора и орк. - Восточная симфония (Религиофония) (Simfonija orijenta (Religiofomja), 1934). Кантаты Юность (Mladost, 1921), Владимир Ильич Ленин (по В. В. Маяковскому, не оконч., 1940). Для орк. - симфония с хором Симфонический эпос (Simfonijski epos, 1941-45), симф. Поэма Меджимурье (Medimurje, 1925), симф. Сюиты, в т.ч. Балканофония (Balkanofonija, 1927), 4 балк. Танца (Cetiri balkanske igre, 1938), пьесы - Музыка (Muzika, 1936), В горах Югославии (U planinama Jugoslavije, 1945-47), Народные партизанские песни (Narodne partizanske pesme), соч. Для камерного орк., в т.ч. Музыка (Muzika, 1938). Камерно-инстр. Ансамбли - сонаты.

Славянская (Slavenska, 1924) для скр. И фп., Духовная для скр. И органа (Religiosa, 1925), струн. Трио (1930), 4 струн. Квартета, дух. И смеш. Квинтеты. Для фп. - соната, Югославская сюита (Jugoslovenska suita, 1921), Танцы и песни с Балкан (Igre i pesme sa Balkana, 2 тетр., 1927). Хoры a cappella и с фп., в т.ч. Детские. Романсы. Песни (массовые партизанские). Музыка для электроинструментов. Музыка к балетным и драм. Спектаклям.Литература. Гордина Е., Творчество Й. Славенского в его связях с народной музыкой Югославии, в сб. Из истории зарубежной музыки, М., 1971. Её же, Памяти большого художника, "СМ", 1971, No 5. Kovacevic К., Hrvatski kompozitori i njihova djela, Zagreb, 1960, s. 409-28. Andreis J., Razvoj muzicke umjetnosti u Hrvatskoj, в кн.

Andreis J., Cvetko D., Duric-Klajn St., Historijski razvoj muzicke kulture u Jugoslaviji, Zagreb, 1962, s. 239-44.E. И. Гордина..

Значения в других словарях
Скюдо П.

Скудо (Scudo) Поль (Паоло) (8 VI 1806, Венеция - 14 X 1864, Блуа) - франц. Муз. Критик. По национальности итальянец. Образование получил в муз. Школе Шорона в Париже. Пел на оперной сцене, писал романсы. С 30-х гг. Выступал с муз. Рецензиями и статьями в парижской прессе ("La Revue et Gazette musicale de Paris", "La Rйforme", "La premiиre Revue de Paris", "La Revue indйpendante", "L'Ordre", "Le Siиcle", "L'Art musical", "La Revue des deux Mondes"). Откликался в основном на события муз. Жизни. Ко..

Слабая доля

Слабое время, лёгкая доля, - в тактовой системе метрически неопорная доля, напр. 2-я и 3-я в трёхдольном такте, 2-я и 4-я в четырёхдольном. Служит непрерывности метрич. Пульсации, оттеняет сильную и относительно сильную доли. Не неся метрич. Акцента, С. Д. Может быть наделена эпизодич. Громкостным акцентом, часто более сильным, чем акцент на сильной доле, и приводящим к образованию синкопы.. ..

Славик Й.

(Slavнk) Йозеф (26 III 1806, Йинце, близ г. Пршибрам - 30 V 1833, Будапешт) - чеш. Скрипач. Учился игре на скрипке с раннего детства под рук. Отца Антонина С., в 1816-23 - у Ф. В. Пиксиса в Пражской консерватории. При её окончании исполнил собств. Концерт. Начал концертировать в студенч. Годы. Играл в театр. Оркестре, с 1825 - в придв. Капелле в Вене. Выступал как солист в Вене, а также в Праге, Карлови-Вари (там игрой С. Восхищался И. В. Гёте) и в др. Чеш. Городах, в 1828 - в Братиславе и Париж..

Славина М. А.

(по мужу - Mедем) Мария Александровна (5 (17) VI 1858, Петербург - 1951, Париж?) - рус. Певица (меццо-сопрано). С 9 лет училась в Театр. Уч-ще в Петербурге, сначала на балетном отделении, затем на драматическом, позже на вокальном у Гаммьери. Окончив в 1877 училище, занималась (до 1879) в консерватории по классу пения у Н. А. Ирецкой и К. Эверарди. В 1877-1917 солистка Мариинского т-ра (дебютировала в партии Амнерис).С. Обладала высоким меццо-сопрано большой силы, обширного диапазона, красивого ..

Дополнительный поиск Славенский Й. Славенский Й.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Славенский Й." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Славенский Й., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 13 символа