Словенская музыка

72

Географич. Положение Словении и особенности её историко-культурного развития определили характер С. М., в т.ч. Её муз. Фольклора. В нём ясно выступают областные различия, особые ветви составляет фольклор приморско-истарский, специфический альпийский и меджимурский (вост. Части Словении). В нар. Песнях и танцах есть общие черты с нем.-австр. И венг. Нар. Музыкой. Нар. С. М. Разнообразна по жанрам. Сохранились разл. Обрядовые песни, в т.ч. Связанные с языческими праздниками (коледы), историч. Песни, бытуют также героико-эпич. Песни, импровизированные плачи и причитания (т.н. Нарокованье), шуточные, детские и воен. Песни. Оригинальны нар. Баллады и муж. Любовные песни, отличающиеся строгостью лирич. Высказывания. Распространено многогол. Пение, в т.ч.

Мужское (3-, 4- и 5-голосие гармонич. Склада) и смешанное (до 5 голосов, с элементами имитац. Полифонии). Часто встречается 2-голосие - в терцию и сексту, а также с бурдонным ниж. Голосом. Для б. Ч. Песен типичны 7-ступенные диатонич. Лады, более распространён натуральный мажор, чем минор, в старинных напевах встречается пентатоника. Для мелодики характерны скачки на широкие интервалы, в т.ч. На сексту, тритон, септиму, ходы по аккордовым звукам. Ритмич. Строение чёткое, типичны мелкие 5-дольные размеры и переменные метры, сочетающие 2-и 3-дольные. Преобладает силлабич. Принцип. Среди музыкальных инструментов в народной практике распространены различные виды фрулы, рог, губная гармоника. Народный оркестр обычно включает скрипку (или гармонику), кларнет и смычковый инструмент типа контрабаса.Проф.

С. М. Развивалась в русле зап.-европ. Культуры (в 8-9 вв. Словенцы попали в многовековую зависимость от герм. Княжеств, в 13-14 вв. - от династии Габсбургов). В ср.-век. Словен. Городах и при дворах феодалов было распространено иск-во трубадуров, миннезингеров, вагантов и др. Бродячих музыкантов - носителей устной нар. Традиции. Очагами развития проф. Музыки становятся монастыри (с 12 в.) и гор. Певч. Школы при церквах (существуют с 13 в. В Мариборе, Горице, Любляне). Центром религ. Муз. Культуры была церковь св. Николая (Любляна), значение к-рой особенно возросло, когда она стала кафедральным собором (1461) и при нём было создано неск. Певч. Школ. Многие словен. Музыканты 15-16 вв. Работали в Вене, Базеле, Праге и др. Европ. Городах - Ю. Слатконя, Б.

Праспергиус, М. Глобокар, М. Воглар, А. Легат, писавшие гл. Обр. Церк. Вок. Полифонич. Музыку. Крупнейший словен. Композитор 16 в., приобретший европ. Известность, - Я. Галлус. В своих мессах, мотетах, мадригалах он развивал традиции нидерл. И особенно венецианской полифонич. Школ, в нек-рые сочинения вводил словенские народные мелодии. Творчество Галлуса, сочетавшего принципы развитого стиля вокальной полифонии с нарождавшимся гомофонным стилем, - важное явление в музыкальной культуре европейского Возрождения.В эпоху Реформации и распространения протестантизма в народе возникли многие т.н. Пунтарске песни, близкие нем. Протестантскому хоралу. Один из крупных словен. Музыкантов, деятелей протестантского движения - П. Трубар (работал в городах Словении и в Вене), опубликовавший первый словен.

Сборник церк. Песен (1567). В Любляне, ставшей центром Крайнской земли (2-я пол. 16 в.), заметно оживляется муз. Жизнь. Большое значение приобрела т.н. Сословная Лат. Школа, где преподавалась и музыка. Наряду с католич. И протестантскими певч. Школами видную роль в развитии светского муз. Иск-ва начинают играть т.н. Городские трубачи (с 1537), сохранившие значение до сер. 18 в. Развивается и иск-во мейстерзингеров. На рубеже 16-17 вв. Муз. Жизнь активизируется и в др. Городах (Крань, Тржич, Идрия, Целе, Pтуй). В Любляне в связи с Контрреформацией вновь возрастает роль кафедрального собора св. Николая благодаря деятельности его епископа Т. Хрена, уделявшего особое внимание подготовке музыкантов-исполнителей. Определённая заслуга в развитии муз.

Жизни принадлежит иезуитам, основавшим люблинскую иезуитскую гимназию, к-рая стала также муз. Школой. В Любляне ставились т.н. Иезуитские "школьные драмы" и религ. Драмы с музыкой, мистерии. Исполнялись крупные произв. Духовной музыки известных мастеров 16-17 вв. Выдвигаются местные учителя пения, органисты, канторы, а также композиторы - И. Пош (Похиус), Г. Плавец (Плауц), Й. Б. Долар, писавшие инстр. Музыку, вок. Церк. И светские сочинения. В их творчестве наряду с полифоническими развиваются новые жанры гомофонной музыки.Со 2-й пол. 17 в. В Любляне стали гастролировать итал. Оперные труппы. По инициативе графа В. Э. Ауэрсперга приезжие итал. Артисты не только давали оперные спектакли, но и ставили оперы силами местных музыкантов-любителей.

С 18 в. Итал. Оперные труппы выступали в Любляне регулярно (исполняли оперы Й. А. Хассе, Б. Галуппи, Н. Пиччинни и др.). Спектакли шли во дворце Ауэрсперга, в гор. Ратуше. Иезуиты ставили "школьные драмы" в летнем т-ре "Под Турном" (близ Любляны). В 1765 открыт Сословный т-р (здесь ставились и драм. Спектакли). Важную роль в муз. Жизни Словении 18 в. Играла Филармонич. Академия (осн. В 1701 в Любляне Я. Б. Хёффером. Одна из старейших в Европе), имевшая оркестр и хор, в к-рые входили музыканты-профессионалы и любители из всех словен. Городов. В числе видных композиторов 1-й пол. 18 в. - Я. Ю. Хочевар, М. Чадеж, М. Омерза, И. К. Гошель, Я. К. Полец, В. А. Зиберау, писавшие музыку к драм. Спектаклям, оратории, инстр. И церк, вок. Произв. В стиле барокко. Среди композиторов 2-й пол.

18 в. Выдвигаются Я. Зупан, автор первой словен. Оперы "Белин" (ок. 1780, не поставлена), а также известный скрипач, оперный певец, педагог и комп. Ф. Поллини (работал в Милане). К кон. 18 в. На С. М. Распространилось нем.-австр. Влияние, к-рое постепенно вытеснило итальянское. С 1779 в Любляне, а также в Целе, Мариборе и Птуе постоянно гастролировали оперные труппы из Германии и Австрии (Ф. Цольнера, Э. Шиканедера, Ф. Бернера), ставившие зингшпили и оперы Й. Гайдна, В. А. Моцарта (в т.ч. "Похищение из сераля", Любляна, 1787), К. Диттерсдорфа и др. В С. М. Утверждаются черты классич. Стиля. Я. К. Новак написал оперу "Фигаро" по комедии А. Т. Линхарта "Веселый день, или Женитьба Матичека" (1790), в к-рой заметно влияние Моцарта. Распространению классич. Музыки во многом способствовало Филармонич.

Об-во (осн. 1794), сменившее Филармонич. Академию и игравшее важную роль в словен. Муз. Культуре на протяжении 19 в. В своей конц. Деятельности оно уделяло осн. Внимание нем.-австр. Музыке, в то время как Сословный т-р продолжал ставить гл. Обр. Франц. И итал. Комич. Оперы. Ставились также сценич. Произв. Словен. Авторов - Г. Машека, Ю. Михевеца (преим. На нем. Тексты). С 1826 в течение неск. Лет в Любляне работала и любительская оперная труппа (рук. Г. Машек). В 1815 в Любляне были открыты муз. Классы при Педагогич. Уч-ще, в 1816 - при Филармонич. Об-ве (позднее преобразованы в муз. Школу, существовавшую до 1875). Среди муз. Деятелей 1-й пол. 19 в. - чехи Ф. Б. Дусик и Й. Бенеш (последний был дирижёром оркестра Филармонич. Об-ва в 1820-е гг.), Ф. Швердт, дирижёры хора кафедрального собора А.

Хёллер и Г. Рихар, композитор и педагог Г. Машек (работал в Сословном т-ре, Филармонич об-ве).К сер. 19 в. С ростом нац.-освободит. Движения в С. М зарождаются нац. Муз. Традиции, получившие особое развитие после Революции 1848 в связи со становлением словен. Муз. Романтизма. Широкое распространение получили массовые патриотич. Песенно-хор. Сочинения комп. Ю. Флейшмана, М. Вилхара, Г. И К. Машеков, Б. Поточника, Л. Долинара, Й. Томажевеца и др. Развитие демократич. Муз. Культуры связано с деятельностью Словен. Об-ва (1848) и появлением просветит. Орг-ций, т.н. Читален (первые созданы в Любляне, 1852. Затем в Мариборе и Триесте, 1861), при к-рых были основаны любительские хоры и муз. Школы. Члены читален (среди них - многие видные музыканты) принимали участие в политич.

Манифестациях. В 60-70-е гг. Начался новый подъём муз. Жизни. Ещё более активизировалась деятельность читален, созданы Драм. Об-во (1867. Его деятели были инициаторами постановок нац. Сценич. Произв., в т.ч. Музыкальных) и "Глазбена матица" (1872) - об-во, объединившее всех проф. Словен. Музыкантов. При нём в 1882 открыта муз. Школа, готовившая проф. Музыкантов, основаны большой по- стоянный хор (1891) и конц. Организация. Работало также муз.-религ. "Цецилианское об-во" (с 1877), издававшее муз. Журн. "Cerkveni glasbenik" (1877-1945) и основавшее органную школу (1877-1945). В 1884 основано рабочее хор. Об-во "Славец" в Любляне. В кон. 19 в. Основаны хоры и в др. Городах. Среди них - "Лира" в Камнике (1882), хор. Об-во в Горице (1900). В 1892 открыт новый Словен.

Гос. Т-р (здание Сословного т-ра, называвшегося с 1862 Нем. Гос. Т-ром, сгорело в 1887), при к-ром начала работать также Словен. Опера. Первый дирижёр - Ф. Гербич (руководил с 1886 муз. Частью Драм. Об-ва).В 1900-е гг. Словен. Опера достигает высокого художеств. Уровня, успешно соперничая с Нем. Оперой в Любляне. В основе её репертуара - гл. Обр. Оперы слав. Композиторов, в т.ч. И отечественные. Дирижёр (после Гербича) - X. Бенишек. Среди солистов - А. Полашек, Т. Талер, И. Полак, Я. Гербич, Й. Крижай. Деятельность Словен. Оперы способствовала развитию оперного т-ра в Словении. Начали работать оперные труппы в Триесте (в рамках Драм. Об-ва, под рук. М. Полича), Мариборе. В нач. 20 в. Стала более интенсивной конц. Жизнь. В 1908 при "Глазбене матице" основан оркестр Словен.

Филармонии под рук. Чеш. Дирижёра В. Талиха (1908-13). Продолжало деятельность и Филармонич. Об-во (до 1919).В условиях активизации муз. Жизни выдвигается ряд крупных композиторов - К. Машек, Д. Енко (с 1863 жил в Белграде) и особенно Б. Ипавец, Ф. Гербич и А. Фёрстер, с творчеством к-рых связан расцвет нац. Романтизма в С. М. (гл. Обр. Вок.-хор. Жанры, опера, оперетта, программные орк. Пьесы). Новый этап развития С. М. Связан с деятельностью Р. Савина (опера "Прекрасная Вида" - первая словен. Опера в духе позднего романтизма, 1907), Г. Крека, Э. Адамича, а также А. Лайовица (вок. Лирика). Представители этого первого поколения совр. Словен. Композиторов группировались вокруг журнала "Novi akordi", издававшегося под ред. Г. Крека (1901-14) и активно выступавшего за развитие нац.

Муз. Иск-ва.После 1918, с образованием Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия), начался подъём муз. Культуры. Основаны мн. Муз. Учреждения и коллективы - школа "Глазбена матица" в 1919 преобразована в консерваторию (с 1926 - Гос. Консерватория, с 1939 - Академия музыки), в 1934 создан Ин-т фольклора (из него выделился в качестве самостоятельного Ин-т муз. Фольклора. Основатель и рук. Ф. Маролт), основана Люблинская филармония (1935-41), дававшая концерты силами оркестра оперного т-ра и собств. Любительского оркестра, Люблинский квартет. Издаются муз. Журналы "Pevec" (1921-38), "Zbori" (1925-34). Возникают новые хор. Об-ва - "Люблинский колокол", Хор. Словен. Учителей в Триесте (1920), Учительский хор (1925) и Академич.

Хор (1926) в Любляне, хоры при "Глазбене матице" в Мариборе, Целе, Ново-Месте и др. Достигает расцвета деятельность оперной труппы Словен. Нац. Т-ра, особенно в период 1925-1939 под рук. М. Полича. Наряду с классич. Произв. Т-р ставит оперы С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, И. Ф. Стравинского, Э. Кшенека, К. Вейля и др., а также словен. Авторов.В С. М. 20-30-х гг. Развиваются традиции позднего романтизма. В неё проникают также влияния совр. Модернистич. Зап.-европ. Муз. Иск-ва. Импрессионистич. Приёмы письма использовал Л. М. Шкерьянц (камерно-инстр., орк. Сочинения, романсы), черты экспрессионизма проявились в творчестве М. Когоя (опера "Чёрные маски", по Л. Н. Андрееву, соч. 1927, пост. 1929), неоклассицизм и конструктивистские тенденции отразились в камерно-инстр.

И орк. Произв. С. Остерца, применявшего и технику додекафонии. Под воздействием Когоя и Остерца развивается творчество М. Бравничара, обратившегося в 30-е гг. К нац. Тематике (опера "Батрак Ерней и его правда", на остросоциальный сюжет одноим. Повести И. Цанкара), С. Копорца, В. Укмара. Нац.-романтич. Направление развивали Б. Арнич (крупные симф. Произв.), М. Козина, частично (в сочетании с совр. Тенденциями) Д. Швара, П. Шивиц, М. Липовшек. В годы 2-й мировой войны 1939-45 мн. Музыканты участвовали в нар.-освободит. Борьбе (К. Пахор, М. Козина, Р. Симонити, П. Шивиц, Ф. Штурм, Ц. Цветко, Д. Цветко и др.). Становятся популярны массово-патриотич. Песенно-хор. Жанры. На освобождённой территории и в нар.-освободит. Армии организуются хоры ("Сречко Косовел", "Партизанский хор" и др.).После освобождения от фаш.

Оккупации (1945) во всех областях муз. Жизни Словении наступает расцвет. Во мн. Городах основаны муз. Школы, в т.ч. Средняя муз. Школа в Мариборе. В Любляне Академия музыки реорганизована в Высшую школу (1945), при философском ф-те Люблянского ун-та создан Ин-т музыкознания (1962). С 1947 работают Словен. Филармония (с оркестром и хором), симф. Оркестр, хор и оркестр лёгкой музыки при Радио и телевидении в Любляне. Широкое признание не только в Югославии, но и в др. Странах завоевала оперная труппа Словен. Нац. Т-ра (гастролировала в СССР в 1964). Симф. Оркестр создан в Мариборе, здесь работает и оперный т-р. Среди камерно-инстр. Ансамблей - Люблянский квартет, фп. Трио им. Тартини, дух. Квинтет Радио, ансамбль "Славко Остерц" и др. Среди хор.

Коллективов - "Франц Прешерн" в Кране (1945), Люблянский камерный хор (1948), "Слава Клавора" в Мариборе (1948), камерный муж. Хор в Целе (1949), Словен. Октет (1951) и "Октет Галлус" (1966) в Любляне, созданы детские хоры во мн. Городах (проводятся междунар. Детские хор. Фестивали в Целе, с 1960). Издаются муз. Журн. "Slovenska glasbena revija", "Nasi zbori", "Grlica", "Muzikoloski zbornik", "Glasbena mladina". Организованы мн. Творч. Союзы, в т.ч. CK Словении (1950).Среди старшего поколения композиторов, продолжающих творч. Деятельность, - М. Козина (опера "Равноденствие", 1946), Д. Швара ("Вероника Досеницкая", 1946), Б. Арнич, М. Бравничар, С. Копорц, В. Укмар и др. В 50-е гг. Выдвигаются П. Рамовш, У. Крек, З. Циглич, Д. Шкерль, Я. Матичич, А.

Лайовиц, В. Ловец, в творчестве к-рых традиц. Элементы муз. Языка сочетаются с совр. Приёмами письма. С 1960-х гг. В музыке молодых словен. Композиторов находят отражение влияния новейших течений зап.-европ. Музыки - серийной, конкретной, электронной, а также разл. Рода экспериментальной музыки. В числе музыкантов 70-х гг. Композиторы - В. Глобокар, М. Стибиль, И. Петрич, A. Среботняк, Я. Еж, Д. Божич, П. Мерку, Л. Лебич, И. Штухец. Дирижёры - С. Хубад, В. Водушек, Д. Жебре, Б. Лесковиц, Ц. Цветко, А. Нанут, У. Лайовиц. Пианисты - Д. Томшич, А. Бертонцель, М. Липовшек. Скрипачи - И. Озим, Д. Бравничар, В. Шкерлак, Р. Клопчич, П. Новшак. Виолончелист Ц. Шкерьянц, флейтист И. Графенауэр, певцы - М. Брайник, B. Буковец, Р. Францл, Л. Корошец, Ф. Лупша, C. Смерколь, В. Стритарьева, X. Хелцл, В.

Герловиц, Э. Новшак и др. Музыковеды - Д. Цветко, А. Риявец.Литература. Цветко Д., Современная словенская музыка, "СМ", 1946, No 5-6. Radies P. Von, Frau Musica in Krain, Ljubljana, 1877. Rakusa F., Slovensko petje v preteklich dobah, Ljubljana, 1890. Trstenjak A., Slovensko gledalisce, Ljubljana, 1892. Сvetkо D., Jakob Gallus, "Muzicka revija", 1950 (рус. Пер. Якобус Галлус, в кн. Из прошлого югославской музыки, М., 1970). Его же, Odmevi glasbene klasike na slovenskem, Ljubljana, 1955. Его же, The Renaissance in Slovene music, "Slavonic revue", 1957, No 36. Eго жe, Zgodovina glasbene umetnosti na slovenskem, kn. 1, Ljubljana, 1958. Его же, Les formes et les rйsultats des efforts musicologiques yougoslaves, "Acta musicologica", 1959, No 31.

Eго же, Academia philharmonicorum Lebacensis, Ljubljana, 1962. Его же, Razvoj muzicke umjetnosti u Slovenijп, в кн. Historijski razvoj muzicke kulture u Jugoslaviji, Skolska knjiga, Zagreb, 1962. Его же, Stoletja slovenske glasbe, Ljubljana, 1964. Его ж e, La musique Slovиne du XVI au XVIII siecle, "Musica antiqua", 1966. Его же, Histoire de la musique slovиne, Maribor, 1967. Его же, Slowenische Musik zur Moderne, "Zvuk", 1967, No 77-78. Его же, Die Musik der slowenischen Protestanten, в кн. Geschichte, Kultur und Geisteswelt der Slowenen, Bd 1, Mьnch., 1968. Его же, Musikgeschichte der Sьdslawen, Kassel (u. A.), 1975. Siveс J., Opera v Stanovskem gledaliscu v Ljubljani od leta 1790 do 1861, Ljubljana, 1971. Rijavec A..Twentieth century Slovene composers, в кн.

Slowenische Komponisten des 20. Jahrhunderts, Ljubljana - Kцln, 1975.E. И. Гордина..

Значения в других словарях
Словари

См. Лексикография музыкальная.. ..

Словацкая музыка

Начало развития С. М. Связано с ранним периодом истории зап. Славян и культурой Великоморавской империи (9 - нач. 10 вв.), на территории к-рой сталкивались зап. И вост. Влияния. Муз. Фольклор богат песенными жанрами (лирич., эпич., бытовые, обрядовые, трудовые песни, баллады). Нар. Песни отличаются развитой мелодикой (особенно жанр т.н. Травниц) и рит-мич. Разнообразием. Песни гл. Обр. Диатонич. Склада. В ладовом отношении нар. С. М. Неоднородна. В основе древних крестьянских мелодий - разл. Вид..

Сложная каденция

См. Каденция (1.. ..

Сложная трёхчастная форма

См. Трёхчастная форма.. ..

Дополнительный поиск Словенская музыка Словенская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Словенская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Словенская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 17 символа