Смоленский С. В.

105

Степан Васильевич (8 (20) X 1848, Казань - 20 VII (2 VIII) 1909, Васильсурск) - рус. Музыковед, палеограф, хор. Дирижёр и педагог. Окончил юридич. И филологич. Ф-ты Казанского ун-та, получил домашнее муз. Образование (играл на фп. И скрипке). С нач. 1870-х гг. Руководил студенч. Хором, преподавал пение, а также изучал крюковые нотные рукописи. К сер. 80-х выпустил первые труды. Сблизился с Д. В. Разумовским, после смерти к-рого был приглашён С. И. Танеевым в Моск. Консерваторию. В 1889-1901 вёл здесь курс истории рус. Церк. Пения и одноврем. Возглавлял Синодальный хор и Московское синодальное училище церковного пения. В 1901-03 управляющий Придв. Певч. Капеллой в Петербурге. В результате конфликта с духовенством вышел в отставку. Занимался науч. Деятельностью (как чл.

Об-ва любителей древней письменности выступал с докладами, статьями, лекциями. В 1906 прочёл курс в Петерб. Ун-те), организовал частные регентские курсы.С. - один из виднейших представителей рус. Муз. Медиевистики. Впервые опубликовал мн. Ценные памятники рус. Муз. Культуры, в т. Ч. "Азбуку знаменного пения. Извещение о согласнейших пометах старца Александра Мезенца" (изд. 1888). В 1910 была издана отредактированная С. И с его предисл. ""Мусикийская грамматика" Николая Дилецкого". В работах С. Утверждается мысль о близости др.-рус. Культовой и нар. Музыки. Большое внимание уделял исследованию ритмики и структуры духовных и светских стихов. Несмотря на субъективное истолкование нек-рых историч. Фактов и реставраторские тенденции, работы С.

Представляют значит. Науч. Ценность по обилию и новизне материала. Близкий друг и сотрудник Танеева, разделял с ним мысль о плодотворности обращения рус композиторов к др.-рус мелосу. По инициативе С. Создан и впервые исполнен руководимыми им хор коллективами ряд соч. С. В Рахманинова, А. Т. Гречанинова, А. Г. Чеснокова, А. Д. Кастальского, С. Н. Василенко. Рахманинов посв. Памяти С. "Всенощное бдение" ор. 37.Огромны заслуги С. В развитии Моск. Синодального уч-ща церк. Пения, занявшего с кон. 19 в. Ведущее место в системе рус. Хор. Образования. Предпринятая С. Перестройка работы уч-ща была направлена на углубление общего муз. Образования учащихся, привлечение к преподаванию крупных музыкантов, расширение конц. Деятельности (циклы историч. Концертов и др.

Обширный репертуар от Палестрины до Р. Шумана. Исполнение новых соч. Рус. Композиторов). Благодаря усилиям С. В уч-ще была собрана уникальная коллекция певч. Рукописей (ныне хранится в Отделе рукописей Гос. Историч. Музея). Светский и просветит. Характер деятельности С. В уч. Заведениях Москвы и Петербурга вызывал нарекания церк. Властей. С высоко ценили П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков и др.Сочинения. Заметки об обучении пению в учительских семинариях и народных школах, "Семья и школа", 1881, т. 2. Курс хорового церковного пения, (кн. 1-4), Казань, 1885, СПБ, 1911. Краткое описание древнего (XII-XIII вв.) знаменного Ирмолога..., Казань, 1887. Общий очерк исторического и музыкального значения певчих рукописей Соловецкой библиотеки и "Азбуки певчей" Александра Мезенца, Казань, 1887.

Обзор исторических концертов Синодального уч-ща церковного пения в 1895 г., M., 1895. Памяти Анатолия Александровича Эрарского, "РМГ", 1897, No 12. О собрании русских древнепевческих рукописей в Московском синодальном училище церковного пения, там же, 1899, No 3-14. 80 и 60 лет назад, там же, 1900, No 15-17. О древнерусских певческих нотациях. Историко-палеографический очерк, СПБ, 1901. Памяти Д. С. Бортнянского, "РМГ", 1901, No 39-40. О "Литургии" ор. 41 соч. Чайковского, там же, 1903, No 42-43. О теноре Иванове, сопутствовавшем Глинке в Италию, там же, 1903, No 47. О ближайших практических задачах и научных разысканиях в области русской церковно-певческой археологии, СПБ, 1904. Памяти В H Пасхачова, "РМГ", 1905, No 9-10.

О колокольном звоне в России, там же, 1907, No 9-10. О первом всероссийском в Москве регентском съезде, "Хоровое и регентское дело", 1909, No 1. О регентском училище в г. С.-Петербурге, там же, 1909, No 2, 4. О русской церковно-певческой литературе с половины XVI в до начала влияния приезжих итальянцев, там же, 1910, No 1, 3, 5, 6. Значение XVII века и его "кантов" и "псалмов" в области современного церковного пения так наз. "простого напева", в кн. Музыкальная старина, изд H. Финдейзена, вып. 5, СПБ, 1911.Литература. Памяти С. В. Смоленского, (сб.), (СПБ, 1910). Pиндейзен Н., С. В. Смоленский. Биографический очерк, в кн. Музыкальная старина, вып. 5, СПБ, 1911. Указатель литературно-музыкальных трудов С. В. Смоленского, там же. Московская консерватория, 1866-1966, M., 1966, с.

155, 206. Корабельникова Л., С. Смоленский - энтузиаст русской хоровой культуры, "СМ", 1959, No 12. Локшин Д., Выдающиеся русские хоры и их дирижеры, M., 1953, с. 26-30, под назв. Замечательные русские хоры и их дирижеры, M., 1963, с 34-38. Зацепина Т., О народности русского хорового искусства и просветительской деятельности хоровых коллективов в конце XIX и начале XX века, в сб. Вопросы русской и советской хоровой культуры, M., 1975 (Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 23).Л. З. Корабельникова..

Значения в других словарях
Смирнова Т. В.

Тамара Владимировна (p. 20 I (2 11) 1911, Казань) - сов. Артистка оперетты. Нар. Арт. РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1953. В 1932 окончила Муз. Техникум в Томске по классу пения у М. А. Фёдоровой. В 1932-38 артистка т-ров музкомедии в Новосибирске, Куйбышеве, Архангельске, в 1938-61 ведущая солистка Воронежского т-ра музкомедии. Обладает прекрасными вок. И сценич. Данными, ярким драм. Талантом. Партии. Лаура ("Нищий студент" Миллёкера), Серполетта ("Корневильские колокола" Планкета), Адель ("Летучая м..

Смит Б.

(Smith) Бесси (р. 15 IV 1894, Чаттануга, шт. Теннесси - 26 IX 1937, шт. Миссури) - амер. Певица (меццо-сопрано) негр. Происхождения. Выступала в "Т-ре менестрелей". Прославилась среди негр. Певиц как "королева блюза". Создала традиции блюзового исполнения в джазе (яркая экспрессия, подчёркивание специфич. Модуляций). С 1923 выпущено более 150 грамзаписей исполненных ею негр. Блюзов (наиболее известен "Сент-Луи блюз"). Голос С. Отличался силой, красотой и богатством тембров, исполнение - большой ..

Смолич Д. Н.

Дмитрий Николаевич (р. 11 IV 1919, Петроград) - сов. Режиссёр оперы. Засл. Деят. Иск-в Груз. ССР (1953), засл. Деят. Иск-в РСФСР (1958), нар. Арт. УССР (1960), нар. Арт. БССР (1964). Чл. КПСС с 1956. Деп. Верх. Совета БССР 5-го созыва. Сын Н. В. Смолича. В 1941 окончил оперно-драм. Студию К. С. Станиславского (Москва). В 1941-55 режиссёр Укр. Т-ра оперы и балета, в 1955-58 гл. Режиссёр Челябинского, в 1958-62 Одесского, в 1962-69 Белорус т-ров оперы и балета. С 1970 гл. Режиссёр Укр. Т-ра оперы ..

Смолич Н. В.

Николай Васильевич (12 (24) VI 1888, Петербург - 31 VII 1968, Москва) - сов. Режиссёр. Нар. Арт. СССР (1944). Чл. КПСС с 1946. Учился на историко-филологич. Ф-те Петерб. Ун-та (1905-08). В 1911 окончил драм. Курсы при Петерб. Театр. Уч-ще (учился у С. И. Яковлева и В. Н. Давыдова). В 1916 начал режиссёрскую деятельность в драм. Т-ре. С 1922 (одноврем. С работой в Петрогр. Акад. Т-ре драмы) режиссёр Гос. Т-ра оперы и балета (с 1935 - Т-р оперы и балета им. Кирова). Поставил здесь оперы. "Травиата..

Дополнительный поиск Смоленский С. В. Смоленский С. В.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Смоленский С. В." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Смоленский С. В., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 16 символа