Соноризм

134

Соноряка, сонористика, сонорнаятехника (от лат. Sonorus - звонкий, звучный, шумный. Нем. Klangmusik. Польск. Sonorystyka), - вид совр. Техники композиции, использующий гл. Обр. Красочные звучания, воспринимаемые как высотно недифференцированные. Специфика С. (как "музыки звучностей") - в выдвижении на первый план краски звучания, а также моментов перехода от одного тона или созвучия к другому. Определённая красочность (фонизм) всегда присуща звучанию музыки, как многоголосной (окраска аккордов, созвучий, возникающая при их сопоставлении и зависящая также от расположения, регистра, тембра, скорости гармонич. Смен, структурных особенностей), так и одноголосной (окраска интервалов в связи с регистром, ритмом, структурными особенностями), однако в разл.

Стилях она проявляется (тем более автономизируется) не в одинаковой мере, что зависит от общей идейно-художеств. Направленности муз. Творчества, отчасти и от нац. Своеобразия стиля. Элементы сонорной трактовки гармонии развивались в музыке начиная с 19 в. В связи со стремлением к конкретности и чувственной определённости муз. Образов, к муз. Изобразительности и проявились наиболее ярко во франц. И славянской музыке (нек-рые предпосылки С. Можно найти в нар. Инстр. Музыке мн. Нац. Культур). Историч. Предформы С. - колоризм гармонии (см., напр., эпизод Des7> - Des от такта 51 в ноктюрне b-moll Шопена), воссоздание нек-рых особенностей нар. Музыки (напр., подражание звучанию кавказских нар. Инструментов в виде квинтаккорда g - d1 - а1 - е2 в "Лезгинке" из оперы "Руслан и Людмила"), подбор структурно-однородных аккордов по фонич.

Признаку (напр., аккорды затмения в опере "Князь Игорь"), красочные пассажи-фигурации и пассажи-каденции (напр., во 2-й репризе ноктюрна Des-dur Шопена. В фп. Ноктюрне No 3 Листа), изображения вихрей, порывов ветра, бури (напр., "Франческа да Римини", "Буря", сцена в казарме из "Пиковой дамы" Чайковского. "Шехеразада" и "Кащей бессмертный" Римского-Корсакова), особая тембровая трактовка созвучий, гл. Обр. При взаимодействии с тембрами ударных (напр., тритон в лейтмотиве Лешего из оперы "Снегурочка"). Выдающийся пример, близкий совр. Типу С., - сцена колокольного звона из оперы "Борис Годунов" (вступление ко 2-й картине).О С. В точном значении термина можно говорить лишь применительно к музыке 20 в., что обусловлено сложившимися в ней нормами муз.

Мышления, особенно гармонич. Языка. Невозможно полностью и однозначно разграничить точную высотность (музыку тонов) и сонорность (музыку звучностей). Нередко отделить сонорную технику от др. (несонорных) видов композиторской техники бывает затруднительно. Поэтому классификация С. В известной мере условна. Она выделяет лишь наиболее важные пункты и предполагает переходы и совмещение типизируемых разновидностей. В системе классификации разновидности С. Располагаются в порядке постепенного удаления от исходного пункта - явлений обычной тональной техники.Логически первый этап автономизации С. - сонорно трактованная гармония, где происходит заметное смещение внимания с восприятия высотно-дифференцированных звучаний на восприятие высотно-недифференцированных "темброзвуков".

Развитая К. Дебюсси техника параллелизмов показывает эволюцию этого процесса. Аккордовая цепь воспринимается как одноголосное последование темброво окрашенных звуков (с этим приёмом сходна техника параллельно-диссонантных блоков в джазе). Примеры сонорно окрашенной гармонии. Балеты "Дафнис и Хлоя" Равеля ("Рассвет"), "Петрушка" Стравинского (начало 4-й картины), "Золушка" Прокофьева ("Полночь"), оркестровая пьеса ор. 6 No 4 Веберна, песня "Серафита" Шёнберга.H. H. Сидельников. Русские сказки, 4-я часть.В др. Случаях сонорная трактовка гармонии выступает как оперирование созвучиями тембрового назначения ("сонорами"). Таков начальный "аккорд-сонор" в "Прометее" Скрябина, осн. Аккорд в пьесе Веберна ор. 10 No 3 для оркестра, разноголосая полигармония перед репризой вступления к балету "Весна священная".Сонорную окраску обычно имеют созвучия-кластеры (произведения Г.

Коуэлла и др.). Сонорными могут быть не только аккорды, но и линии (см., напр., 2-ю симфонию Шостаковича до цифры 13). Объединение сонорных аккордов и линий создаёт сонорные пласты (чаще всего при взаимодействии с пластами тембров), напр. Поток 12-звучий в финале 2-й симфонии Прокофьева (2-я вариация), во 2-й симфонии Лютославского, в "Звонах" для оркестра Щедрина. Дальнейшее углубление С. Связано с отрывом от высотной дифференцированности и проявляется, напр., в обращении к музыке для ударных инструментов (см. "Египетские ночи", "Тревогу" Прокофьева, антракт ко 2-й картине 2-го д. Оперы "Нос" Шостаковича). В конце концов С. От сонорно трактованного тона приводит к сонорно трактованному шуму (нем. Gerдusch), причём этот материал включает два разл.

Элемента - муз. Шумы (неоэкмелика) и внемузыкальные шумы (относящиеся к области т.н. Конкретной музыки).Техника оперирования подобными элементами и многое в их выразительном значении либо весьма сходны, либо совпадают. Сонорными муз.-шумовыми звучаниями начинается, напр., "Трен" Пендерецкого.H. H. Сидельников. Русские сказки, 4-я часть.К. Пендерецкий. "Плач по жертвам Хиросимы".Т.о., С. Оперирует как собственно сонорными средствами (муз. Шумами, тембровыми пластами, звукокрасочными комплексами, звучаниями без определённой высоты), так и средствами нек-рых других видов техники (тональной, модальной, серийной, алеаторной и др.). Композиц. Техника С. Предполагает выбор определ. Звукового материала (его выразительность находится в прямой, а не в условной связи с художеств.

Замыслом соч.), распределение его по отделам произв. В расчёте на избираемую линию развития, индивидуально разработанный план целого. Муз. Процесс такого рода связан со стремлением к целенаправленному развитию звучности, образующему закономерные подъёмы и спады, которые отражают движение психологической подосновы музыкальной экспрессии.С. Более непосредственно, чем тоновая музыка, способен создавать разного рода красочные эффекты, в частности воплощать в музыке звуковые явления внешнего мира. Так, традиционный для рус. Классич. Музыки образ колокольного звона находит в С. Новое воплощение.Преимуществ. Область применения С. - муз. Произведения, в к-рых большое значение имеют звуко-красочные эффекты. "потоки сине-оранжевой лавы, вспышки и мерцание далеких звезд, сверкание огненных мечей, бег бирюзовых планет, фиолетовые тени и круговорот звукоцвета" (О.

Мессиан, "Техника моего музыкального языка"). См. Также Фонизм.А. Г. Шнитке. Pianissimo.Р. К. Щедрин. "Звоны".Литература. Асафьев Б. В., Музыкальная форма как процесс, (кн. 1-2), М.-Л., 1930-47, 3 (обе книги), Л., 1971. Шалтупер Ю., О стиле Лютославского 60-х годов, в сб. Проблемы музыкальной науки, вып. 3, М., 1975. Никольская И., "Траурная музыка" Витольда Лютославского и проблемы звуковысотной организации в музыке XX века, в сб. Музыка и современность, (вып.) 10, М., 1976. Messiаеn О., Technique de mon langage musical, v. 1-2, P., 1944. Сhоminski J., Technika sonorystyczna jako przedmiot systematycznego szkolenia, "Muzyka", 1961, rok 6, No 3. Eго жe, Muzyka Polski Ludowej, Warsz., 1968. Kohoutek C., Novodobй skladebnй teorie zбpadoevropske hudby, Praha, 1962, Novodobй skladebnй smery vhudbe, Praha, 1965 (рус.

Пер. - Когoyтек Ц., Техника композиции в музыке XX века, М., 1976).Ю. Н. Холопов..

Значения в других словарях
Соннек Д.

(Sonneck) Оскар Джордж (6 X 1873, Джерси-Сити, штат Нью-Джерси, - 30 X 1928, Нью-Йорк) - амер. Музыковед и библиограф. Муз. Образование получил в ун-тах Гейдельберга и Мюнхена (до 1897). В 1902-17 работал в муз. Отделе б-ки Конгресса в Вашингтоне, составил каталог партитур, хранящихся в б-ке (1912, 1969) В 1911 был представителем США на междунар. Муз. Конгрессах в Риме и Лондоне. С 1915 гл. Ред. Журн. "Musical Quarterly", с 1921 зам. Гл. Ред. Изд-ва Ширмера. В 1919 основал (совм. С М. Ю. Бауэр) ..

Соннинен А.

(Sonninen) Ахти (р. 11 VII 1914, Kyoпио) - фин. Композитор. Брал уроки композиции у М. Хелы и Э. Линналы, с 1939 учился в Академии им. Я. Сибелиуса в Хельсинки. Работал учителем музыки в нач. Школе и руководил хорами, одноврем. Занимался собиранием нар. Песен Вост. Карелии (записал 250 мелодий), на основе к-рых в 1942 создал "Восточно-карельскую сюиту" для струн. Оркестра (композиторский дебют С.). В 1951-52 путешествовал по Англии и Франции. В результате полученных впечатлений написал балет "Пе..

Сопель

Дудка, посвистйль, пыжатка, одиночка, пбсвирелка - рус. Нар. Духовой муз. Инструмент. Род продольной свистковой флейты. Древнейший инструмент вост. Славян. Под назв. С. И сопль у поминается в лит. 11-18 вв.Возможно, в 12-13 вв. С. Служила ратным муз. Инструментом (в историч. Песнях 11-17 вв. И др. Источниках фигурирует т.н. Сиповщик - "ратный игрец" на сиповке, как тогда называлась С). Позднее служила инструментом скоморохов, была распространена в нар. Муз. Быту. Имеет дерев. (преим. Из ивы) ств..

Сопилка

Сопивка, сопялка, мала флояра, флуйpa, флуйpка, флерка, фуярка, фрилка, денцивка, дудка, зубивка, пищалка, пищивка, манделив - укр. Дух. Муз. Инструмент. Род флейты. Был известен с древних времён как пастушеский инструмент. Изготовляется из дерева (клён, липа, дикая груша, калина, бузина и др.). Имеет цилиндрич. Ствол. Существуют неск. Видов. Свистковые - дл. 200-300 мм с 5 игровыми отверстиями на лицевой стороне (распространена в Зап. Украине) и дл. 300-400 мм с 6 игровыми отверстиями (на всей ..

Дополнительный поиск Соноризм Соноризм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Соноризм" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Соноризм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 8 символа