Стамиц Я. В. А.

91

(Stamic, Stamitz) Ян Вацлав Антонин (Иоганн Венцель Антон) (19 VI 1717, Немецки-Брод, ныне Гавличкув-Брод, Чехия - 27 III 1757, Мангейм) - чеш. Композитор, скрипач, дирижёр. С 6-летнего возраста учился игре на скрипке у отца - Антонина Игнаца С. (1687-1765), кантора, учителя музыки. В 1728-34 приобрёл навыки игры на разл. Инструментах и играл в оркестре иезуитской гимназии в Йиглаве. Испытал влияние чеш. Виртуоза скрипача Ф. Мичи. С 1734 работал в Праге. В 1741 придв. Музыкант в Пфальце, с 1743 - в Мангейме. В 1742 успешно концертировал во Франкфурте-на-Майне как виртуоз (играл на скрипке, виоль д'амур, виолончели, контрабасе. Исполнял и собств. Произв.). С 1744 1-й скрипач, с 1748 руководитель Мангеймской капеллы. С Мангеймом связана вся последующая деятельность С.

(лишь в 1747-48 дирижировал придв. Капеллой и выступал как солист в Штутгарте). Под рук. С. Мангеймская капелла стала одной из лучших в Европе (расширил её состав до 50 оркестрантов. Гл. Обр. Его ученики). Основатель мангеймской школы, С. Создал новый конц. Стиль орк. Исполнения, отличавшийся исключит. Сыгранностью оркестрантов, отточенным ритмом, широким использованием длительных динамич. Нарастаний и спадов звучности. Реформатор оркестра, С. Ввёл в его состав валторны и кларнеты. С 1748 соч. С. (особенно симфонии и концерты) стали исполняться и в др. Европ. Странах. В 1751, 1754-55 выступал как дирижёр и солист в Париже. В 1755 под упр. С. Здесь была исполнена его симфония, в к-рую впервые в истории этого жанра он включил кларнеты. С успехом исполнял сольную партию в своих концертах для скрипки, для виоль д'амур с оркестром.

Как виртуоз он состязался со скрипачом П. Гавинье. Творчество С. Послужило поводом для памфлета Ф. М. Гримма "Маленький пророк из Бёмиш-Брода" (вышел анонимно в 1753). Исполнение С.-скрипача отличали монументальность, богатство динамич. Оттенков, сочный тон, блестящая техника двойных нот. Был выдающимся педагогом. Среди его учеников (более 30) - К. Каннабих, А. Фильц, Ф. Бек, В. Крамер, а также сыновья Карел и Антонин С. В исполнит. И композиторском творчестве С. Воплотил эстетич. Идеалы эпохи Просвещения. Его иск-во (сохранилось 175 соч.) основано на претворении традиций чеш. Нар. Музыки, синтезе достижений чеш., австр., нем. И итал. Мастеров. С. Был новатором и в области формы. Разработал предклассич. Тип сонатного allegro, 4-частный сонатный цикл.

Внёс новое, драм. Содержание в симфонию и концерт, с чем связано усиление тематич. Контрастов, применение напряжённых звучаний, резких динамич. Переключений и др. Ярких выразит. Средств. Использовал программность (симфонии "Весенняя", "Немецкая мелодия" и др.). Оказал влияние на формирование творчества чеш., нем., франц., итал. Композиторов 18 в. (Ф. К. Рихтер, И. К. Бах, К. Диттерсдорф, Ф. Госсек, Л. Боккерини и др.). Симфонии Es-dur и G-dur (с гобоем и 2 валторнами) изданы X. Риманом ("Denkmдler der Tonkunst in Bayern", Bd 8, Tl 2), симфония для 2 оркестров - Г. Шнайдером (Lpz., 1934), конц. Симфония для скрипки, флейты, гобоя, кларнета и 2 валторн - К. Гейрингером (W., 1935).Сочинения. Для орк. - 74 симфонии, 10 трио. Концерты с орк. - 16 для скр., 16 для клавира, для духовых инструментов, в т.ч.

Для кларнета (первый в истории музыки). Камерно-инстр. Ансамбли - дуэты для скр., сонаты - для скр. С басом, для влч. С басом. Струн. Квартеты. Сонаты и каприсы для скр. Соло. Культовая хор. Музыка.Литература. Бэлза И., Очерки развития чешской музыкальной классики, М.-Л., 1951, с. 75-79. Его же, История чешской музыкальной культуры, т. 1, М., 1959, с. 276-77. Вurney С., The present state of music in Germany, the Netherlands and the United provinces, L., 1773 (рус. Пер. - Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1772 г...., М.-Л., 1962, с. 49). Сuсuеl G., La Poupliniиre et la musique de chambre au XVIIIe siиcle, P., 1913. Helfert V., Hudba na jaromerickйm zamky, Praha, 1924. Gradenwitz P., Johann Stamitz. Das Leben, Brno, 1936. Pospisil A., Kolem Jana Vбclava Stamice, Havlickuv Brod, 1947.

Nettl P., Das kleine Prophet von Bцhmisch-Brod, Esslingen, 1953. См. Также лит. При ст. Мангеймская школа.В. Ю. Григорьев..

Значения в других словарях
Стамиц А.

(Stamic, Staimiz, Stainiz, Stamitz, Steinmetz) Антонин ( крещен 27 XI 1750, Немецки-Брод, ныне Гавличкув-Брод, Чехия - после 27 X 1796, вероятно, Париж) - чеш. Скрипач и композитор. Младший сын Яна Вацлава Антонина С., брат Карела С. Учился у отца, брата и К. Каннабиха. В 1764-70 2-й скрипач в Мангеймской капелле. В 1770 сопровождал брата в Страсбург и Париж, в 1772 впервые выступил как солист в "Духовных концертах" в Париже, в том. Же году концертировал в венском Об-ве музыкантов, в 1774 снова ..

Стамиц К.

(Stamitz) Карел Филип (7 V 1745, Мангейм - 9 XI 1801, Йена) - чеш. Скрипач, исполнитель-виртуоз на виоль д'амур, дирижер и композитор. Сын и ученик Яна Вацлава Антонина С., занимался также у К. Каннабиха, И. Хольцбауэра в Мангейме, у Ф. К. Рихтера в Страсбурге. В 1762-70 служил в придв. Мангеймской капелле, в 1770-94 концертировал как скрипач и исполнитель на виоль д'амур в Париже и Лондоне, Праге, Нюрнберге, где жил нек-рое время (с 1787). В 1770 придв. Скрипач у герцога Л. Де Ноай в Париже. Вы..

Станислав Й.

(Stanislav) Йозеф (22 I 1897, Гамбург - 5 VIII 1971, Прага) - чеш. Композитор, музыковед-фольклорист, пианист, педагог и обществ. Деятель. Учился композиции в Пражской консерватории у Й. Фёрстера, В. Новака и З. Неедлы. Концертировал как пианист. В 1933 организовал муз. Секцию Союза чехосл. Рабочих - любителей т-ра, был её руководителем. С 1948 профессор Пражской консерватории, с 1953 директор Ин-та этнографии и фольклора Чехосл. АН, с 1963 пред. Композиторской секции Союза композиторов ЧССР. Му..

Станиславова А. Е.

Александра Ефимовна (р. 3 (16) XI 1900, Петропавловск, ныне Северо-Казахстанской обл.) - сов. Певица (драм. Сопрано). Нар. Арт. УССР (1948). Чл. КПСС с 1948. С 1920 солистка хора, с 1926 - Оперного т-ра Китайско-Вост. Железной дороги в Харбине, затем - Всесоюзного радио (Москва), с 1930 - Саратовского, в 1938-58 - Укр. Т-ров оперы и балета. Среди партий - Лиза, Татьяна, Тамара, Ярославна. Леонора ("Трубадур"), Аида, Тоска. Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Наталка. Варвара ("Богдан Хмельницкий" Да..

Дополнительный поиск Стамиц Я. В. А. Стамиц Я. В. А.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Стамиц Я. В. А." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Стамиц Я. В. А., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 15 символа