Станиславский К. С.
(наст. Фам. - Алексеев) Константин Сергеевич (5 (17) I 1863, Москва - 7 VIII 1938, там же) - драм. Актёр, режиссёр, педагог, теоретик театр. Иск-ва. Нар. Арт. СССР (1936). В 1898 вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко основал Моск. Художеств. Т-р (ныне МХАТ им. Горького). Род. В семье фабриканта С. В. Алексеева, принадлежавшего к кругу прогрессивных моск. Промышленников, любителей иск-ва. Образование получил преим. Домашнее, многостороннее и весьма высокого уровня (общеобразоват. Предметы, иностр. Языки, музыка, танцы, спорт, разл. Ремёсла). В период 1875-81 учился вначале в гимназии, затем в Лазаревском ин-те вост. Языков.Новаторская деятельность С. В области драм. Иск-ва привела к коренной реформе рус. Т-ра. С. Заложил фундамент совр. Науки о драм. Т-ре. Значителен его вклад в область муз.
Т-ра. Обращение к этому виду иск-ва обусловлено не только редчайшей музыкальностью С., его пристальным интересом к закономерностям построения муз. Произв., "порядку" в музыке, но и целым рядом жизненных обстоятельств. В детстве серьёзные занятия музыкой и частые посещения Большого т-ра (до 50 спектаклей в сезон), в юности блестящие выступления в опереттах и водевилях в любительских спектаклях "Алексеевского кружка" (одним из его создателей был С), занятия пением у Ф. П. Комиссаржевского, подготовка к оперной карьере. В 1885-88 один из директоров Моск. Отделения РМО, постоянно общался с другими членами дирекции, устраивал концерты РМО. Был тесно связан с многими представителями муз. Иск-ва и дружен с Ф. И. Шаляпиным, С.
В. Рахманиновым, С. А. Кусевицким и др. В 1897-98 впервые выступил как оперный режиссёр, поставив со студентами консерватории неск. Отрывков из опер. В годы 1-й мировой войны 1914-18 занимался с группой солистов Большого т-ра.В 1919 С. Организовал при Большом т-ре Оперную студию. Среди первых учеников - солисты Большого т-ра К. Е. Антарова, В. В. Барсова, А. В. Богданович, К. Г. Держинская, Б. М. Евлахов, С. И. Мигай, В. М. Политковский, В. И. Садовников, Е. А. Степанова. В 1926 студия получила назв. Оперная студия-театр им. К. С. Станиславского, с 1928 - Оперный т-р им. К. С. Станиславского. Здесь С. До конца жизни разрабатывал и утверждал новое реалистич. Оперное иск-во, проводя огромную работу с молодыми певцами. Как в драме, так и в опере он стремился раскрыть в сценич.
Театр. Форме "жизнь человеческого духа". Психологическая и действенная разработка оперного спектакля, при к-рой С. Всегда исходил из содержания партитуры, неизменно приводила певца-актёра его школы к углублению и обогащению вок. Мастерства, являющегося, по словам С., одним из гл. Эстетич. Средств раскрытия в оперном иск-ве человеческих характеров. Репертуар т-ра С. Строил таким образом, чтобы дать возможность актёрам проявить себя в разл. Оперных жанрах. В 1935-38 С. Руководил Оперно-драм. Студией, созданной им для изысканий новых возможностей актёрской техники. Сценич. Решение спектакля С. Всецело подчинял музыке и никогда не искал новой формы ради самой формы. С. Осуществил пост. В Оперном т-ре его имени опер. "Вера Шелога" Римского-Корсакова (1921), "Евгений Онегин" (1922), "Вертер" (1922).
"Тайный брак" Чимарозы (1925), "Царская невеста" (1926), "Богема" (1927), "Майская ночь" (1928), "Борис Годунов" (1929, в первоначальной редакции), "Пиковая дама" (1930), "Золотой петушок" (1932), "Севильский цирюльник" (1933), "Кармен" (1935). "Дон Паскуале" Доницетти (1936). "Риголетто" Верди и "Дарвазское ущелье" сов. Композитора Л. Б. Степанова, подготовленные С. В 1937-38, были поставлены в 1939 ("Риголетто" - В. Э. Мейерхольдом и П. И. Румянцевым, "Дарвазское ущелье" - И. М. Тумановым и М. Л. Мельтцер).Реформаторская деятельность С., последовательно воплотившего принципы сценич. Реализма в опере, оказала большое влияние на развитие совр. Оперного театра.Сочинения. Собр. Соч., т. 1-8, М., 1954-61.Литература. Антарова К. Е., Беседы с К.
С. Станиславским в студии Большого театра в 1918-22 гг., М.-Л., 1939, М., 1952. Румянцев П. И., Система К. С. Станиславского в оперном театре, Ежегодник МХАТ. 1947, М.-Л., 1949. Его же, Работа Станиславского над оперой "Риголетто", М., 1955. Его же, Станиславский и опера, М., 1969. Кристи Г. В., Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952. Письмо В. Фельзенштейна. (Труппе Московского Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко), "СМ", 1965, No 2. Виноградская И. Н., Летопись жизни и творчества К. С. Станиславского, т. 1-4, М., 1971-76. Кристи Г. В., Соболевская О. С. (сост.), Станиславский - реформатор оперного искусства, М., 1977. О. С. Соболевская..
Дополнительный поиск Станиславский К. С.
На нашем сайте Вы найдете значение "Станиславский К. С." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Станиславский К. С., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 19 символа