Станиславский К. С.

122

(наст. Фам. - Алексеев) Константин Сергеевич (5 (17) I 1863, Москва - 7 VIII 1938, там же) - драм. Актёр, режиссёр, педагог, теоретик театр. Иск-ва. Нар. Арт. СССР (1936). В 1898 вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко основал Моск. Художеств. Т-р (ныне МХАТ им. Горького). Род. В семье фабриканта С. В. Алексеева, принадлежавшего к кругу прогрессивных моск. Промышленников, любителей иск-ва. Образование получил преим. Домашнее, многостороннее и весьма высокого уровня (общеобразоват. Предметы, иностр. Языки, музыка, танцы, спорт, разл. Ремёсла). В период 1875-81 учился вначале в гимназии, затем в Лазаревском ин-те вост. Языков.Новаторская деятельность С. В области драм. Иск-ва привела к коренной реформе рус. Т-ра. С. Заложил фундамент совр. Науки о драм. Т-ре. Значителен его вклад в область муз.

Т-ра. Обращение к этому виду иск-ва обусловлено не только редчайшей музыкальностью С., его пристальным интересом к закономерностям построения муз. Произв., "порядку" в музыке, но и целым рядом жизненных обстоятельств. В детстве серьёзные занятия музыкой и частые посещения Большого т-ра (до 50 спектаклей в сезон), в юности блестящие выступления в опереттах и водевилях в любительских спектаклях "Алексеевского кружка" (одним из его создателей был С), занятия пением у Ф. П. Комиссаржевского, подготовка к оперной карьере. В 1885-88 один из директоров Моск. Отделения РМО, постоянно общался с другими членами дирекции, устраивал концерты РМО. Был тесно связан с многими представителями муз. Иск-ва и дружен с Ф. И. Шаляпиным, С.

В. Рахманиновым, С. А. Кусевицким и др. В 1897-98 впервые выступил как оперный режиссёр, поставив со студентами консерватории неск. Отрывков из опер. В годы 1-й мировой войны 1914-18 занимался с группой солистов Большого т-ра.В 1919 С. Организовал при Большом т-ре Оперную студию. Среди первых учеников - солисты Большого т-ра К. Е. Антарова, В. В. Барсова, А. В. Богданович, К. Г. Держинская, Б. М. Евлахов, С. И. Мигай, В. М. Политковский, В. И. Садовников, Е. А. Степанова. В 1926 студия получила назв. Оперная студия-театр им. К. С. Станиславского, с 1928 - Оперный т-р им. К. С. Станиславского. Здесь С. До конца жизни разрабатывал и утверждал новое реалистич. Оперное иск-во, проводя огромную работу с молодыми певцами. Как в драме, так и в опере он стремился раскрыть в сценич.

Театр. Форме "жизнь человеческого духа". Психологическая и действенная разработка оперного спектакля, при к-рой С. Всегда исходил из содержания партитуры, неизменно приводила певца-актёра его школы к углублению и обогащению вок. Мастерства, являющегося, по словам С., одним из гл. Эстетич. Средств раскрытия в оперном иск-ве человеческих характеров. Репертуар т-ра С. Строил таким образом, чтобы дать возможность актёрам проявить себя в разл. Оперных жанрах. В 1935-38 С. Руководил Оперно-драм. Студией, созданной им для изысканий новых возможностей актёрской техники. Сценич. Решение спектакля С. Всецело подчинял музыке и никогда не искал новой формы ради самой формы. С. Осуществил пост. В Оперном т-ре его имени опер. "Вера Шелога" Римского-Корсакова (1921), "Евгений Онегин" (1922), "Вертер" (1922).

"Тайный брак" Чимарозы (1925), "Царская невеста" (1926), "Богема" (1927), "Майская ночь" (1928), "Борис Годунов" (1929, в первоначальной редакции), "Пиковая дама" (1930), "Золотой петушок" (1932), "Севильский цирюльник" (1933), "Кармен" (1935). "Дон Паскуале" Доницетти (1936). "Риголетто" Верди и "Дарвазское ущелье" сов. Композитора Л. Б. Степанова, подготовленные С. В 1937-38, были поставлены в 1939 ("Риголетто" - В. Э. Мейерхольдом и П. И. Румянцевым, "Дарвазское ущелье" - И. М. Тумановым и М. Л. Мельтцер).Реформаторская деятельность С., последовательно воплотившего принципы сценич. Реализма в опере, оказала большое влияние на развитие совр. Оперного театра.Сочинения. Собр. Соч., т. 1-8, М., 1954-61.Литература. Антарова К. Е., Беседы с К.

С. Станиславским в студии Большого театра в 1918-22 гг., М.-Л., 1939, М., 1952. Румянцев П. И., Система К. С. Станиславского в оперном театре, Ежегодник МХАТ. 1947, М.-Л., 1949. Его же, Работа Станиславского над оперой "Риголетто", М., 1955. Его же, Станиславский и опера, М., 1969. Кристи Г. В., Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952. Письмо В. Фельзенштейна. (Труппе Московского Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко), "СМ", 1965, No 2. Виноградская И. Н., Летопись жизни и творчества К. С. Станиславского, т. 1-4, М., 1971-76. Кристи Г. В., Соболевская О. С. (сост.), Станиславский - реформатор оперного искусства, М., 1977. О. С. Соболевская..

Значения в других словарях
Станиславова А. Е.

Александра Ефимовна (р. 3 (16) XI 1900, Петропавловск, ныне Северо-Казахстанской обл.) - сов. Певица (драм. Сопрано). Нар. Арт. УССР (1948). Чл. КПСС с 1948. С 1920 солистка хора, с 1926 - Оперного т-ра Китайско-Вост. Железной дороги в Харбине, затем - Всесоюзного радио (Москва), с 1930 - Саратовского, в 1938-58 - Укр. Т-ров оперы и балета. Среди партий - Лиза, Татьяна, Тамара, Ярославна. Леонора ("Трубадур"), Аида, Тоска. Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Наталка. Варвара ("Богдан Хмельницкий" Да..

Станиславова Г. Е.

Галина Евгеньевна (р. 10 VI 1920, Харбин) - рус. Сов. Певица (лирич. Сопрано). Нар. Арт. РСФСР (1957). В 1945 окончила химич. Ф-т Киевского ун-та, в 1948 - Киевскую консерваторию у Ю. С. Кипаренко-Даманского. С того же года - солистка Саратовского т-ра оперы и балета. Обладает сильным красивым голосом, богатым тембровыми красками, ярким драм. Талантом. Партии. Татьяна, Антонида, Наташа, Кума Настасья. Марфа ("Царская невеста"), Чио-Чио-сан, Маргарита, Мими, Дездемона. Памина ("Волшебная флейта")..

Станкович Е. Ф.

Евгений Фёдорович (р. 19 IX 1942, г. Свалява Закарпатской обл.) - сов. Композитор. Засл. Деят. Иск-в УССР (1980). Чл. КПСС с 1975. В 1970 окончил Киевскую консерваторию у Б. Н. Лятошинского. Осн. Место в творчестве С. Занимают симф. Произв., известна его симфония "Я утверждаюсь!" (1976, с хором. Сл. П. Тычины. Гос. Пр. УССР им. Т. Г. Шевченко, 1977). Пр. Ленинского комсомола УССР (1976).Сочинения. Опера Цвет папоротника (для нар. Хора и орк., 1979). Балет Ольга (1982). Кантата Слово о Ленине (19..

Станкович К.

(СтанковиС›) Корнелие (18 VIII 1831, Будим, Венгрия - 5 IV 1865, там же) - серб. Композитор, пианист, хор. Дирижёр и фольклорист. Учился в Вене у С. Зехтера (муз.-теоретич. Предметы). Одним из первых в стране стал собирать, записывать и публиковать серб. Нар. Песни и церк. Песнопения, мелодии к-рых использовал в своих фп. И хор., в т.ч. Культовых (2 литургии, 1851, 1852), соч. Издал сб-ки "Сербские народные песни" ("Српске народне песме", 6 сб-ков, 1851-63) и "Православное церковное пение сербов..

Дополнительный поиск Станиславский К. С. Станиславский К. С.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Станиславский К. С." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Станиславский К. С., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 19 символа