Стихира

277

(греч. Stixnron, мн. Ч. Stignra, от stixos - ряд, строка, стих) - жанр визант., а также славянской поэзии и церк. Музыки. В Византии - строфа с силлабич. Стихосложением, представляющая лит.-художеств. Обработку текстов христ. Письменности. Исполнялась С. Чаще всего на подобен. В этом случае при тексте С. Указывались модель для пения, напр. "Подобен. В мирех святе", а также гласовая принадлежность. Иногда С. Бывают с надписью "Самоподобен" или "Самогласен". Пометка "Самоподобен" означает, что С. Имеет свой оригинальный напев, к-рый, однако, может использоваться и для пения др. С., близких данной по стихосложению, пометка "Самогласен" - что оригинальный напев С. Не может использоваться для исполнения др. С. Возникла из кратких припевов, к-рыми народ сопровождал постишное пение псалмов солистом.

Её более раннее название - тропарь. Назв. С. Входит в употребление в 11 в. Оно связано с тем, что С. Представляют собой строфы, следующие за стихами псалмов. В зависимости от выбора псалмов существуют циклы С. "на Господи воззвах" и "на хвалитех". С., стихи при к-рых не стабильны, называются стиховными. Т. Н. Литийные С. Вообще не имеют стихов. С. На все праздники года, на 10 предпасхальных и 8 послепасхальных недель составили одну книгу Стихирарь. Существовали Стихирари богослужебные, содержавшие только тексты, и певческие, нотированные. В греч. Церкви из Стихираря постепенно образовались 3 книги. Анфологион, содержащий службы праздников. Триодь постная - службы 10 предпасхальных недель. Триодь цветная - службы 8 послепасхальных недель (до недели всех святых).

В рус. Рукописных певч. Книгах до появления печатных изданий это деление строго не соблюдалось. В 1772 Моск. Синодальной типографией были отпечатаны Октоих и Праздники нотного пения, а в 1891 Петербургской типографией - Триодь постная и цветная (в одной книге) в цефаутном ключе, в квадратной ноте. Обе книги переиздавались.Литература. Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. 1-3, М., 1867-69. Wellesz E., A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961. Н. Д.Успенский..

Значения в других словарях
Стиль музыкальный

Термин в искусствоведении, характеризующий систему средств выразительности, к-рая служит воплощению того или иного идейно-образного содержания. В музыке это - музыкально-эстетич. И музыкально-историч. Категория. Понятие стиля в музыке, отражающее диалектич. Взаимосвязь содержания и формы, является сложным и многозначным. При безусловной зависимости от содержания оно все же относится к области формы, под к-рой понимается вся совокупность музыкально-выразит. Средств, включающая элементы муз. Языка..

Стириен

См. Штириен.. ..

Стогорский А. П.

(наст. Фам. - Пятигорский) Александр Павлович (р. 13 (26) II 1910, Екатеринослав, ныне Днепропетровск) - сов. Виолончелист. Брат Г. П. Пятигорского. В 1934 окончил Моск. Консерваторию по классу виолончели у М. И. Ямпольского, в 1936 под его рук. - аспирантуру (Школу высшего мастерства) там же. Первый исполнитель концертов для виолончели с оркестром В. А. Золотарёва, А. В. Мосолова, А. В. Богатырёва (посвящены ему). В 1936-41 ассистент (с 1941 доцент) Моск. Консерватории. Преподавал в Уральской (..

Стоин В.

Васил (5 XII 1880, Самоков - l XII 1939, София) - болг. Муз. Фольклорист. Начальное муз. Образование получил в духовной семинарии, где учился пению псалмов и чтению невменного письма. Работая сельским учителем, начал записывать нар. Песни. После занятий в Брюссельской консерватории (1907-10) преподавал в разл. Болг. Городах, работал хор. Дирижёром. С 1926 был пред. Болг. Певч. Союза и рук. Муз. Отдела нар. Этнографич. Музея. С 1927 профессор Гос. Муз. Академии в Софии. Возглавил работу по собира..

Дополнительный поиск Стихира Стихира

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Стихира" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Стихира, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа