Субдоминанта
(от лат. Sub - под и доминанта. Франц. Sousdominante, нем. Subdominante, Unterdominante) - название IV ступени гаммы. В учении о гармонии также назв. Аккордов, строящихся на этой ступени, и функции, объединяющей аккорды IV, II, низкой II, VI ступеней. С. Обозначается буквой S (этот знак, так же как D и Т, предложен X. Риманом). Значение аккордов С. В тонально- функциональной системе гармонии определяется характером их отношения к аккорду тоники (Т). Осн. Тон С. Не содержится ни в тонич. Трезвучии, ни в обертоновом ряде от тонич. Звука лада. Осн. Тон T входит в состав аккорда С. И в оберто-новый ряд от IV ступени гаммы. По Риману, движение гармонии (от Т) к трезвучию С. Сходно с переменой центра тяготения (поэтому С. Тяготеет в T менее остро, чем D), что вызывает необходимость укрепления данной тональности.
Отсюда понимание С. Как "аккорда конфликта" (Риман). Последующее введение аккорда D восстанавливает остроту тяготения к T и тем самым укрепляет тональность. Оборот S - T, не имеющий характера возвращения от производного элемента к порождающему его, не обладает таким сильным ощущением завершённости гармонич. Развития, "заключительности", как оборот D - T (см. Плагальная каденция). Понятие С. И соответствующий термин предложены Ж. Ф. Рамо ("Новая система теории музыки", 1726, гл. 7), к-рый трактовал S, D и T, как три основания лада (mode). "три фундаментальных звука, к-рые образуют лад", в чём усматривают зачатки функциональной теории гармонич. Тональности.Литература. Rameau J. Ph., Nouveau systиme de musique thйorique..., P., 1726.
См. Также лит. При статьях Гармония, Гармоническая функция, Звуковая система, Мажоро-минор, Тональность.Ю. Н. Холопов..
Дополнительный поиск Субдоминанта
На нашем сайте Вы найдете значение "Субдоминанта" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Субдоминанта, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 12 символа