Таллин

151

Столица Эст. ССР, промышленный и культурный центр. 430 тыс. Жит. (1979). Самые ранние дошедшие до нас сведения о муз. Жизни Т. (церк. Музыка) относятся к 13 в. В 14 в. При церквах создавались школы для будущих священников, где большое внимание уделялось пению. Получили распространение григорианские хоралы (рукописные сб-ки). Светскую музыку исполняли в основном бродячие музыканты (ряндмуузикуд), часто посещавшие Т. - один из торг. Центров Сев. Европы. В 15 в. Мн. Музыканты объединялись в цехи. В связи с тем что в домах богатых горожан всё чаще устраивались разл. Празднества (балы, праздники майского графа и др.), в Т. Был осн. Т. Н. Привилегированный статус гор. Музыкантов- профессионалов (сохранялся до 1836), мн. Из них приглашались из др. Городов для участия в театр.

Постановках, концертах, богослужениях (напр., в капелле Ратуши разрешалось иметь 4-6 музыкантов). В 1710, во время Северной войны (1700-21), Т. Был включён в состав Российской империи и стал центром Ревельской (с 1783 - Эстляндской) губ. Стабилизировалась культурная жизнь города. В нач. 18 в. В имениях помещиков создавались крепостные оркестры. В 1784 А. Ф. Коцебу организовал в Т. Любительский т-р, где ставились пьесы с эст. Песнями и танцами (в т. Ч. Оперетта "Отцовская надежда" Хёршельмана и Коцебу, 1788). В этот период участились гастроли разл. Оперных трупп (в 1797 в Т. Были показаны оперы В. А. Моцарта "Дон Жуан" и "Волшебная флейта", а также неск. Зингшпилей, в т. Ч. "Красная шапочка" Диттерсдорфа). В домах горожан силами любителей проводились вечера камерной музыки.

В нач. 19 в. Появляются первые хор. Коллективы, любительские оркестры, повышается уровень муз. Образования. Большое значение для развития нац. Муз. Культуры Эстонии имело осн. В 1865 в Т. Певч. Об-во "Эстония", к-рое уже в 1880 провело здесь 3-й всеобщий певческий праздник (1-й и 2-й проходили в Тарту). Активизации муз. Жизни города в сер. 19 в. Во многом способствовала деятельность композитора, органиста и педагога И. А. Хагена, к-рому принадлежат и первые муз. Учебники на эст. Яз. - "Учебник нот" (1841), "Учебник игры на органе" (1861) и др. В кон. 19 в. Под упр. Композитора и хор. Дирижёра К. Тюрнпу в Т. Были исполнены "Страсти по Матфею" и месса h-moll И. С. Баха, "Missa Solemnis" Бетховена, "Немецкий реквием" Брамса и Реквием Верди.Особое место в муз.

Жизни Т. Занимает органная музыка. Первые сведения об органах в Т. Встречаются в документах 1422. Известно, что при пожаре в 1433 погибли все церк. Органы города. К сер. 15 в. В домах богатых горожан появились маленькие органы (позитивы), что способствовало распространению бытового музицирования. В нек-рых документах 1502 упоминается мастер органов доминиканский монах Петер. В 1588 в церкви Олевисте был установлен орган с 38 регистрами. Большие органы были построены и в церквах Нигулисте (1639) и Пюхавайму (1670). В 17-18 вв. В Т. Работал К. Бусбецкий - ученик Д. Букстехуде. С кон. 18 в. На гастроли приезжали известные органисты-виртуозы - Г. Й. Фоглер (1787), И. В. Геслер (1792), И. Ц. Тауггэ (1812) и др. В 19 в. Органы (большинство из них построено местными мастерами) были уже во всех церквах Т.

И во мн. Школах. В нач. 20 в. Успешно работала органная фирма А. Теркмана.Издавна таллинские мастера изготавливали фп. В кон. 18 в. Свои инструменты рекламировали И. Гребнер и М. Нейдхард, в 19 в. - X. X. Фалк и Т. Софа, а в нач. 20 в. - фирма Крэман - Олбрей, позже - К. Саар, Э. Хийс и др.В 1906 в Т. При об-ве "Эстония" был создан нац. Проф. Муз. Т-р (см. Эстонский театр оперы и балета), в труппу к-рого вошли певцы О. Микк-Крулль, А. Сяллик, X. Эйнер, Б. Хансен, дирижёр Р. Кулль, ставшие основоположниками нац. Оперы. В 1907 т-р пост. Оперетту С. Джонса "Гейша", в 1908 - оперу Ф. Флотова "Алессандро Страделла". Со дня основания т-ра начал свою деятельность театр. Оркестр, к-рый в 1907-10 в составе 40 чел. Давал также концерты под упр. О. Хермана. В 1913 оперная, балетная и драм.

Труппы получили новое театр. Здание "Эстония", что явилось значит. Событием в муз. Жизни города. В конц. Зале "Эстония" (с большим органом эст. Фирмы "Теркман") регулярно проходили симф. И камерные концерты. В 1910 на 7-м всеобщем певч. Празднике впервые были проведены большие концерты симф. И ораториальной музыки, программа к-рых состояла в основном из произв. Эст. Композиторов (А. Лемба, А. Капп, Р. Тобиас, М. Хярма). Начиная с сезона 1915/16 в Т. Систематически проводились симф. Концерты под рук. Дирижёра Р. Кулля. В сезоне 1916/17 состоялось 118 концертов, из них 11 симфонических, остальные - т. Н. Народные (устраивались по воскресеньям, в репертуаре - популярные произв. Мировой классики). В сезоне 1919/20 - 62 концерта, из них 28 симфонических.В нач.

20 в. В Т. Появляются рабочие хоры и дух. Оркестры (в т. Ч. Об-в "Валвая" и "Пандорин", оркестр рабочих фабрики А. М. Лютера и рабочий хор железнодорожных ф-к). В их репертуар входили и революц. Песни ("Марсельеза", "Интернационал", "Смело, товарищи, в ногу", "Варшавянка").После установления Сов. Власти в Т. (26 окт. (8 нояб.) 1917) активизируется деятельность рабочих коллективов, издаются революц. Песни, создаётся отделение Всеросс. Об-ва оркестрантов, проводятся массовые концерты-митинги, в т. Ч. В нар. Доме "Олеви". Активное развитие муз. Жизни города было прервано вторжением в Эстонию войск интервентов (февр.-ноябрь 1918) и установлением бурж. Республики, что привело к изоляции эст. Культуры от России. В период бурж. Диктатуры муз. Иск-во развивалось благодаря усилиям прогрессивных деятелей культуры.

В 1919 в Т. Было создано Высшее муз. Уч-ще (с 1923 - консерватория), первыми педагогами к-рого были выпускники Петерб. И Моск. Консерваторий. В их числе - композитор, органист и хор. Дирижёр М. Людиг (первый директор Таллинской консерватории), а также пианист и композитор А. Г. Лемба и комп. А. Й. Капп. В 20-30-е гг. Консерваторию окончили такие видные впоследствии музыканты, как композиторы Э. Аав, Э. Арро, Э. Капп, Г. Эрнесакс, органист X. Лепнурм, певцы Т. Куузик, Э. Маазик и др. Основанный в 1921 Союз эст. Певцов (Союз эст. Певч. Хоров) сосредоточил внимание на деятельности хоров и дух. Оркестров, под его руководством проводились и очередные певч. Праздники в Т. (1923, 1928, 1933, 1938). Любительские хоры в этот период достигли высокого художеств.

Уровня. С 1924 союз издавал (ежемесячно) муз. Журн. "Muusikaleht". В 1923 в Т. Открылся Муз. Музей (ныне Музей т-ра и музыки). Конц. Жизнью руководил отдел музыки об-ва "Эстония". В 1924 осн. Эст. Акад. Об-во композиторов, к-рое занималось пропагандой камерной музыки. Значит. Роль играли создаваемые с 1927 объединения рабочей музыки. Основанное в 1929 таллинское "Об-во рабочей музыки" ("Tццlismuusika Selts") устраивало т. Н. Народные концерты симф. И духовой музыки. В 1930 в Т. Был создан эст. "Союз рабочей музыки" ("Tццlismuusika Liit"), к-рый объединял рабочие муз. Коллективы Эстонии.Значит. Роль в пропаганде муз. Культуры сыграло Таллинское муз. Радиовещание (с 1926). На Радио работали симф. Оркестр и камерные ансамбли. С 1928 для исполнения крупных симф.

Произв. Оркестр радиовещания объединялся с оркестром т-ра "Эстония". В этот период оркестром часто дирижировали гастролёры Г. Абендрот, В. Бердяев, А. К. Глазунов, А. Коутс, H. A. Малько, И. Ф. Стравинский и др. В Т. На гастроли приезжали С. С. Прокофьев, Д. Ф. Ойстрах, В. В. Барсова, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов и др. Ведущим эст. Композитором и педагогом в Т. Был А. Капп, во многом способствовавший развитию муз. Жизни в 20-40-е гг. Событием стала пост. В т-ре "Эстония" в 1928 первой эст. Оперы "Викерцы" ("Викинги") Э. Аава. Здесь же в кон. 30-х гг. Пост. Произв. Сов. Композиторов - опера "Тихий Дон" и балет "Красный мак". В Т. Состоялась премьера первой эст. Сов. Оперы "Огни мщения" Э. Каппа (1945).С восстановлением Сов. Власти в Эстонии (21 июня 1940) начались реорганизация муз.

Жизни Т., становление социалистич. Муз. Культуры города. Создаются Гос. Филармония, Союз композиторов Эстонии, Дом нар. Творчества. Государственными становятся консерватория, т-р "Эстония". Начинает издаваться ежемесячный журн. "Театр и музыка". Это интенсивное развитие было прервано Великой Отечеств. Войной 1941-45. Эвакуированные в Ярославль мн. Эст., в т. Ч. Таллинские, композиторы и музыканты объединились в "Эстонские гос. Художеств. Ансамбли" (1942) - были созданы муж. И смешанный хоры, симф. Н эстр. Оркестры, квинтет духовых инструментов.С 1944 в освобождённом от оккупации Т. Определился быстрый подъём муз.-культурной жизни. Возобновляет работу симф. Оркестр радио (с 1975 - Гос. Симф. Оркестр Эст. ССР). На базе муж. Хора (осн. В Ярославле) Г.

Эрнесакс в 1944 организовал при филармонии первый эст. Проф. Муж. Хор (с 1952 - Гос. Акад. Муж. Хор Эст. ССР). Создаются муз. Коллективы - смешанный хор (1945), эстр. Оркестр (1946) (ныне коллективы Эст. Телевидения и радио). При консерватории по инициативе В. Алумяэ осн. Струн. Квартет.Очагом оперной и балетной культуры стал Гос. Т-р Эст. ССР "Эстония". В 1949 от него отделилась драм. Труппа. С 1950 - академический. Муз. Спектакли ставятся и в Т-ре юного зрителя (осн. В 1965). Центр. Конц. Организацией Т. Является Филармония Эст. ССР, к-рая устраивает симф. И камерные концерты, авторские концерты композиторов, выступления солистов - певцов и инструменталистов, широко популяризирует нац. Муз. Культуру, обеспечивает в Т. Гастроли крупнейших сов. И заруб. Мастеров муз.

Иск-ва, что во многом способствует оживлению муз. Жизни города. Активную конц. Деятельность ведут Таллинский камерный оркестр (с 1961), Таллинский камерный хор (с 1962), камерные ансамбли филармонии - 2 струн. Квартета, трио, Квинтет дух. Инструментов им. Я. Тамма, а также эстр. Ансамбль "Лайне" (с 1965). Концерты проходят гл. Обр. В конц. Зале "Эстония" и зале Ратуши. Мн. Муз. Коллективы Т. С успехом выступают в разл. Городах Эстонии и др. Республик Сов. Союза. Большую работу по пропаганде муз. Произв. Ведут Эст. Радио и телевидение (с 1955). Осн. В 1941 Союз композиторов Эстонии на 1 янв. 1978 насчитывал 72 чел., из них 67 - в Т.Центр муз. Образования - Таллинская консерватория. В 1944 в Т. Осн. Муз. Уч-ще (с 1976 - имени Г. Отса), в 1961 - средняя муз. Школа.

Имеются 2 детские муз. Школы. В Т. Работают Студия грамзаписи и завод компакткассет (с 1971) фирмы "Мелодия", изд-во "Ээсти Раамат" и эст. Отделение Муз. Фонда СССР, Таллинская фп. Фабрика (осн. В 1951. Её конц. И кабинетные рояли "Эстония" получили междунар. Признание).Широкий размах приобрела музыкально- художеств. Самодеятельность. Создаются многочисл. Хоры, эстр. Оркестры, вок. Ансамбли. Лучшие из них активно участвуют в муз.-конц. Жизни города. Особое распространение получила хор. Песня. Начиная с 1947 в Т. Каждые 5 лет продолжают проводиться всеобщие певч. Праздники, в 1969 состоялся юбилейный (в дни праздника устраиваются вечера нар. Творчества, на открытых эстрадах ставятся муз. Спектакли, оперы). С 1972 в Т. Дважды в течение 5 лет проходят всесоюзные фестивали хоров, с 1967 - респ.

Конкурсы исполнителей (вокалистов и инструменталистов).Литература. Музыка Советской Эстонии, Тал., 1956. Вахтер A., Эстонская ССР, М., 1957 (серия - Музыкальная культура союзных республик). Ройзман Л., Органная культура Эстонии, М., 1960. Брунс Д. В., Таллин сегодня и завтра, Тал., 1964. История музыки народов СССР, т. 1-5, М., 1970-74. Saha H., Muusikaelust vanas Tallinnas, Tal., 1972.А. Хирвесоо.

Значения в других словарях
Талеш Г. К.

Георгий Карлович (р. 17 (30) V 1912, Петербург) - сов. Певец (баритон). Засл. Арт. Эст. ССР (1950). В 1934-37 занимался в Таллинской консерватории у Л. Хеллат-Лембы, брал частные уроки у В. Малама. В 1938-39 стажировался в миланском т-ре "Ла Скала", исполнил на сцене этого т-ра партию Жермона. В 1939-71 солист Эстонского театра оперы и балета. Среди др. Партий - Грязной ("Царская невеста"), Демон, Князь Игорь, Мазепа. Елецкий ("Пиковая дама"), Фигаро ("Севильский цирюльник"), Риголетто. Ди Луна ..

Талих В.

(Talich) Вацлав (28 V 1883, Кромержиж - 16 III 1961, Бероун) - чеш. Дирижёр и скрипач. Нар. Арт. ЧССР (1957). Учился у отца, хормейстера и муз. Педагога Яна Т. В 1903 окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки у О. Шевчика. Был концертмейстером первых скрипок Берлинского филармонич. Оркестра (под рук. А. Никиша), позднее - оперного т-ра в Одессе (1904-05). Здесь дебютировал как дирижёр симф. Оркестра (1904). В 1905-06 преподавал игpy на скрипке в муз. Уч-ще РМО и играл в квартете (1-я скри..

Таллис Т.

(Tallis, Tallys) Томас (ок. 1505-23 XI 1585, Гринвич) - англ. Композитор и органист. С 1532 был органистом в Эссексе, с 1537 - кантором в Лондоне, с 1538 хормейстер и органист в Уолтеме, с 1540 кантор в Кентербери, с 1542 служил при дворе англ. Короля. В 1572 органист Корол. Капеллы. В 1575 опубл. Сб-к 5-6-гол. Канцон (совм. С У. Бёрдом). Ему принадлежат 2 мессы, 2 магнификата, 52 мотета, 18 энсземов, ряд церк. Служб. Мастерски владел иск-вом контрапункта (автор 40-гол. Мотета для 8 хоров).Литер..

Тальберг З.

(Thalberg) Зигизмунд (8 I 1812, Женева - 27 IV 1871, Позиллипо, близ Неаполя) - австр. Пианист. Учился у З. Зехтера (композиция) и И. Гуммеля (фп.) в Вене. С 1830 концертировал в странах Европы, в т. Ч. В России (1839). Игра отличалась элегантностью, певучестью тона, иск-вом legato (к-рое у него высоко ценил Ф. Лист), блестящей техникой (вслед за Пэриш-Альварсом и Ф. Поллини, он до Листа применял нек-рые ещё не утвердившиеся в пианизме приёмы - распределение мелодии между большими пальцами обеих..

Дополнительный поиск Таллин Таллин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Таллин" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Таллин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа