Тарантелла

153

(итал. Tarantella) - итал. Танец в быстром темпе (размеры 3/8, 6/8, 12/8), живой и страстный по характеру. С историей Т. Связано много легенд. Начиная с 15 в. В течение 2 столетий Т. Считалась единств. Средством излечения "тарантизма" - безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название насекомого, так же как и танца, производят от названия южноитал. Города Таранто). В связи с этим в 16 в. По Италии странствовали спец. Оркестры, под игру к-рых танцевали больные тарантизмом. Музыка Т. Обычно импровизировалась. Для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе Т. Часто лежали какой-либо один мотив или ритмич. Фигура в ранних образцах - и в двудольном метре), многократное повторение к-рых оказывало завораживающее, "гипнотическое" действие на слушателей и танцующих.Мелодия народной тарантеллы (запись С.

Стораче, опубл. В 1753).Хореография Т. Отличалась экстатичностью - самозабвенный танец мог продолжаться неск. Часов. Муз. Сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и нек-рыми др. Удар. Инструментами, иногда с участием голоса.Тарантелла из собрания Ф. К. Сида. Испания. 1787.Со временем Т. Стала обычным танцем (одиночным или парным), хотя и сохранила свой неистовый характер. Как один из самых примечат. Танцев Италии, Т. Описана многими путешественниками 18-20 вв., среди к-рых А. Л. Ж. Де Сталь. И. В. Гёте. Р. М. Рильке писал в письме от 20 февр. 1907. "Что за танец. Будто выдуманный сатирами и нимфами, древний - и воспрянувший и вновь открытый, окутанный правоспоминаниями. Коварство, и дикость, и вино, мужчины снова с козлиными копытами и девы из свиты Артемиды" (Rilke R.

M., Briefe aus den Jahren 1906 bis 1907, Lpz., 1930, S. 187). В нек-рых операх и балетах 19 в. (Ф. Лахнер, Л. И Ф. Риччи, Э. Вольф-Феррари и др.) Т. Получает сценич. Воплощение (наиболее известен балет Ж. Коралли "La Tarentule", пост. В 1839 в Париже и Лондоне). Нац. Характерность и темпераментная ритмика Т. Привлекли к ней внимание зап.-европ. (см., напр., финал сонаты для фп. Ор. 70 Вебера, No 45 из "Песен без слов" и финал "Итальянской симфонии" Мендельсона, тему гл. Партии 1-й части симфонии "Гарольд в Италии" Берлиоза, "Тарантеллу" ор. 43 Шопена, тарантеллу из цикла "Венеция и Неаполь" Листа, вок. Тарантеллы Дж. Россини и Ж. Бизе) и рус. (см., напр., "Тарантеллу" для фп. Глинки, 4-ю часть сюиты для 2 фп. Ор. 17 Рахманинова, 1-ю вариацию в Па-де-де из 2-го д.

"Щелкунчика" и одну из тем "Итальянского каприччио" Чайковского, 1-ю вариацию из 3-го д. "Раймонды" Глазунова) композиторов. Т. Создавались и как эффектные виртуозные пьесы в духе Perpetuum mobile (напр., Т. Для скрипки Н. Паганини, Г. Венявского, П. Сарасате, К. Шимановского, С. И. Танеева). К жанру Т. Неоднократно обращались композиторы 20 в. (осн. Тема "Празднеств" из "Ноктюрнов" Дебюсси. Балетная сюита ор. 130 Регера. "Серенада" для фп., фагота, трубы, скрипки и виолончели ор. 46 Казеллы. "Отклонения на тему" для фп. С оркестром ор. 21 Бриттена. "Грабёж" из балета "Блудный сын" и Т. Из "Детской музыки" ор. 65 Прокофьева), иногда - с целью воссоздания местного колорита и времени действия (напр., No 22 - Народный танец из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева).Ф.

Лист. Тарантелла из цикла "Венеция и Неаполь".В ряде случаев Т. Оказывалась объектом искусной стилизации, в т. Ч. В рамках неоклассицизма (напр., 4-я часть "Пульчинеллы" и 2-я часть сюиты для малого оркестра Стравинского, 2-я часть скрипичной сонаты in E Хиндемита).Литература. Engel С., Musical myths and facts, v. 2, L., 1876. Heсker J. F. C., Die Tanzwuth, В., 1932. Sасhs С., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933. Nett1 P., The story of dance music, (N. Y., 1947). Schneider M., La danza de espadas y la tarantela, Barcelona, 1948. Renna R., La tarantella Napoletana, Napoli, 1963.Т. С. Кюрегян..

Значения в других словарях
Тараканов Н. М.

Николай Михайлович (19 (31) XII 1898, Елизаветград, ныне Кировоград - 21 IX 1976, Киев) - сов. Хор. Дирижёр. Нар. Арт. УССР (1960). В 1926 окончил Киевский муз.-драм. Ин-т им. Н. В. Лысенко. С 1924 ассистент хормейстера, с 1930 хормейстер Укр. Т-ра оперы и балета. С 1932 гл. Хормейстер Харьковского, в 1934-41 - Украинского, в 1954-63 - Донецкого т-ров оперы и балета. В 1964-66 дирижёр и гл. Хормейстер Одесского т-ра оперы и балета. Формированию исполнит. Иск-ва Т. Во многом способствовало его со..

Таранов Г. П.

Глеб Павлович (р. 2(15) VI 1904, Киев) - сов. Композитор, дирижёр, педагог. Засл. Деят. Иск-в УССР (1957). Доктор искусствоведения (1944). По композиции первоначально занимался у M. M. Чернова (1917-19) и Р. М. Глиэра (1920-23). В 1918-19 учился в Петрогр. Консерватории по классу скрипки, в 1920-24 - в Киевской консерватории, где в 1923-25 занимался у Б. Н. Лятошинского (композиция), у Ф. М. Блуменфельда и Н. А. Малько (дирижирование). В 1925 окончил Муз.-драм. Ин-т им. Н. В. Лысенко (в связи с ..

Тараф

(рум. Taraf, от тур. Taraf - группа людей) - молд. И рум. Нар. Оркестр. Известны с нач. 16 в., широкое распространение получили с 18 в., как в деревенском, так и гор. Быту. В состав старинных Т., обычно создававшихся лэутарами (3-7, позже 12-18 музыкантов), входили скрипка, кобза, цимбалы, най, барабан, затем и контрабас, виолончель. Нек-рые Т. Включают также трубу, тромбон и др. Инструменты. Т. Играли на свадьбах, нар. Гуляньях, вечеринках, балах, на разл. Празднествах, исполняя песенные и танц..

Тарджан Б.

(Tarcan) Бюлент (р. 23 VIII 1914, Стамбул) - турецкий композитор. С 9 лет обучался игре на скрипке у К. Бергера. Учился в Анкарском, затем Измирском лицеях. С 1931 занимался одноврем. На медицинском ф-те Стамбульского ун-та (окончил в 1937) и в Стамбульской муниципальной консерватории (класс скрипки), где среди его учителей были Дж. Р. Рей (гармония), А. Сайгун (контрапункт, композиция, оркестровка). В годы учёбы создал свои первые муз. Произв., в т. Ч. Три песни, посвящённые Измиру, фп. Трио, "..

Дополнительный поиск Тарантелла Тарантелла

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тарантелла" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тарантелла, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 10 символа