Тарелки

164

(итал. Piatti, cinelli. Нем. Becken. Англ. Cymbals. Франц. Cymbales, от греч. Xumbalon - кимвал) - ударный муз. Инструмент. Представляет собой 2 металлич. Диска, выкованные из спец. Сплава.Существуют Т. Разной величины - малые (25-35 см в диаметре), средние (37,5-45 см), большие (47,5-60 см) и разной толщины - тонкие, средние, толстые. Эти различия отражаются на характере звучания. Играют на Т., ударяя одну о другую встречным скользящим движением. Различают т. Н. Открытый удар, при к-ром Т. Остаются свободно звучащими, и закрытый, при к-ром края Т. После удара исполнитель прижимает к плечам (приём piatti a 2). Широко применяются также удары по подвешенным на ремнях или закреплённым на стойках Т. Разл. Палочками (деревянными барабанными, литавровыми, с резиновыми головками, металлическими от треугольника) или т.

Н. Метёлочками из тонкой стальной проволоки. Т., ударяемые друг о друга, дают яркую, "блестящую" звучность в f - ff и звенящую в pp. Звучание подвешенной Т. Органичнее сочетается с орк. Звучностью, характер его зависит от места удара - в край, в половину радиуса или в выпуклость в центре Т. (в "купол"). Лучшие по звуку орк. Т. - т. Н. Турецкие, с характерным серебристым звоном. Известны также кит. Т. (piatti cinesi), отличающиеся большими размерами (30-60 см), более низким, "тягучим" звуком, обладающие сильной шумовой волной. При игре их держат за высокие фигурные "чашечки" (округлые выступы в центре). Кит. Т. Применяются гл. Обр. В колористич. Целях - в балете "Чудесный мандарин" Бартока, в "Турангалила-симфонии" Мессиана (наряду с турецкими).

В 19 в. В дух. Оркестрах (иногда и в симфонических) одну из Т. Прикрепляли к большому барабану, что давало возможность играть на обоих инструментах одному исполнителю. В джазе и эстр. Оркестрах играют на тонких тарелочках, а также на толстых, подвешенных на кронштейнах или спец. Подставках. Обычно в джазовую ударную установку входят 3-4 подвесные Т. Разл. Размеров, а также педальная Т., т. Н. Чарльстон (итал. И франц. Charleston, англ. Hi-hat), - устройство, снабжённое 2 тарелками, одна из к-рых ударяет о другую при нажатии педали. Партия Т. Нотируется на одной линейке ("нитке") обычными нотами или крестиками со штилем вверх (игра палочками) или со штилем вниз (для педальной Т.).Т. Были известны уже в Др. Египте и Др. Индии, пользовались распространением в Турции и странах Дальнего Востока.

В страны Европы проникли в ср. Века, затем вышли из употребления и появились вновь в 18 в. Вместе с "янычарской музыкой". В симф. Оркестр введены К. В. Глюком (хор скифов из "Ифигении в Тавриде", 1779), встречаются в соч. Й. Гайдна, Л. Бетховена. В 19 в. Т. Стали применяться в оркестрах любого состава. Их широко использовали М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, Р. Вагнер, Р. Штраус, К. Дебюсси, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович.Литература. Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 3, М., 1956, с. 244-71. Дмитриев Г., Ударные инструменты. Трактовка и современное состояние, М., 1973, с. 62-66. Панаиотов A., Ударные инструменты в современных оркестрах, М., 1973, с. 70-81. Sachs С., Geist und Werden der Musikinstrumente, В., 1929.

Кunitz H., Die Instrumentation, Bd 10, Lpz., 1960. Reed H. O., Leасh J. T., Scoring for percussion and the instruments of the percussion section, Prentice-Hall, (1969). Reinkоfer К., Tannige1 F., Handbook of percussion instruments, L.-N. Y., 1976.Ю. А. Фортунатов..

Значения в других словарях
Тараф

(рум. Taraf, от тур. Taraf - группа людей) - молд. И рум. Нар. Оркестр. Известны с нач. 16 в., широкое распространение получили с 18 в., как в деревенском, так и гор. Быту. В состав старинных Т., обычно создававшихся лэутарами (3-7, позже 12-18 музыкантов), входили скрипка, кобза, цимбалы, най, барабан, затем и контрабас, виолончель. Нек-рые Т. Включают также трубу, тромбон и др. Инструменты. Т. Играли на свадьбах, нар. Гуляньях, вечеринках, балах, на разл. Празднествах, исполняя песенные и танц..

Тарджан Б.

(Tarcan) Бюлент (р. 23 VIII 1914, Стамбул) - турецкий композитор. С 9 лет обучался игре на скрипке у К. Бергера. Учился в Анкарском, затем Измирском лицеях. С 1931 занимался одноврем. На медицинском ф-те Стамбульского ун-та (окончил в 1937) и в Стамбульской муниципальной консерватории (класс скрипки), где среди его учителей были Дж. Р. Рей (гармония), А. Сайгун (контрапункт, композиция, оркестровка). В годы учёбы создал свои первые муз. Произв., в т. Ч. Три песни, посвящённые Измиру, фп. Трио, "..

Таривердиев М. Л.

Микаэл Леонович (р. 15 VIII 1931, Тбилиси) - сов. Композитор. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1979). В 1957 окончил Муз.-педагогич. Ин-т им. Гнесиных (Москва) по классу композиции у А. И. Хачатуряна. Осн. Сфера творч. Деятельности Т. - камерная музыка, муз. Т-р, музыка к кинофильмам. В песенном творчестве композитор стремится к обобщению приёмов камерной и совр. Эстр. Музыки (напр., романсы на сл. М. И. Цветаевой из фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром!", песня из вок. Цикла на сл. Э. Хемингуэя в ..

Тарнопольский В. М.

Владимир Моисеевич (25 II (9 III) 1897, Ростов-на-Дону - 1942, Сталинград) - сов. Композитор. В 1919 окончил юридич. Ф-т Донского ун-та, в 1930 - Моск. Консерваторию у Р. М. Глиэра. В 1925-28 входил в "Проколл". Один из авторов первой сов. Оратории "Путь Октября" (1927).Сочинения. Опера Пир во время чумы (1937). Карельская сюита для орк. (1939). Сюиты для орк. Нар. Инструментов. Концерт для балалайки с орк. Нар. Инструментов (1938). Романсы на сл. А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (1937-38). Музы..

Дополнительный поиск Тарелки Тарелки

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тарелки" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тарелки, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 7 символа