Татарский театр оперы и балета

103

(Татарский государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля) - муз. Т-р Тат. АССР. Открыт в 1939 постановкой оперы Н. Г. Жиганова "Качкын" ("Беглец"). Основу оперной труппы составили выпускники Моск. Консерватории и Тат. Оперной студии при ней. У. Г. Альмеев, З. Г. Байрашева, М. З. Булатова, Л. С. Берниковский, X. С. Забирова, Г. М. Кайбицкая, Л. С. Маев, Ф. X. Насретдинов, М. М. Рахманкулова, С. Г. Садыкова. Среди первых артистов балета. А. Г. Айдарская, А. Ф. Гацулина, Б. Ш. Ахтямов, А. Ф. Нарыков (первая балетная пост. - "Тщетная предосторожность", 1939). Т-р возглавили Н. Г. Жиганов (худ. Рук.), С. С. Бергольц (гл. Дирижёр), Ф. Н. Каверин (гл. Режиссёр), Л. А. Жуков (гл. Балетмейстер). На сцене т-ра были пост. Оперы "Евгений Онегин", "Русалка", "Царская невеста", "Аида", "Кармен", "Паяцы", "Травиата", "Риголетто", "Севильский цирюльник", "Фауст", "Чио-Чио-сан", балеты "Лебединое озеро", "Жизель", "Бахчисарайский фонтан", "Красный мак".

Плодотворно сотрудничая с тат. Композиторами, т-р осуществил первые пост. Созданных ими опер - "Ирек" ("Свобода", 1940), "Алтынчач" ("Золотоволосая", 1941), "Ильдар" (1942), "Тюляк" (1945) Жиганова, "Галиябану" Музафарова (1940), "Фарида" Юдина (1944), нац. Муз. Комедии - "Башмачки" Д. X. Файзи (1942) и балета - "Шурале" ("Леший") Ф. 3. Яруллина (1945). В 1956 т-р получил новое здание (зал на 1029 мест), т-ру было присвоено имя поэта-героя М. Джалиля.В 50-70-е гг. В т-ре работали. Дирижёры - Я. А. Вощак, Ю. Л. Кочнев, И. А. Лапиньш, Ф. Ш. Мансуров, К. К. Тихонов, И. Э. Шерман. Режиссёры - Н. К. Даутов, Е. И. Кушаков, И. Г. Мазитов, Г. С. Миллер, И. Г. Просторов. Балетмейстеры - Д. М. Арипова, Л. А. Бордзиловская, С. М. Тулубьева, Н. Д. Юлтыева. Художник П. Т. Сперанский. На сцене т-ра выступали певцы Б.

А. Апполонов, В. Н. Жарков, Ш. Ю. Куддусова, О. А. Логинова, М. П. Пантюшин, В. Т. Степанов, З. Г. Хисматуллина, В. Г. Шарипова, солисты балета Г. С. Калашникова, Р. М. Новицкая, С. З. Хайруллин и др. Среди пост. Рус. И заруб. Классики. Оперы - "Иван Сусанин" (1951), "Иоланта" (1952), "Снегурочка" (1953), "Чародейка" (1958), "Богема" (1959), "Пиковая дама" и "Демон" (1960), "Бал-маскарад" (1962), "Борис Годунов" (1963), "Князь Игорь" (1965), "Дон Жуан" (1975), "Моцарт и Сальери" (1978). Балеты - "Эсмеральда" (1951), "Дон Кихот" (1958), "Спящая красавица" (1959) и др. В репертуаре т-ра видное место занимают сочинения сов. Композиторов, в т. Ч. Оперы - "В бурю" и "Семья Тараса" (1953), "Тихий Дон" (1961), "Катерина Измайлова" (1965). "Оптимистическая трагедия" Холминова (1967), "Орлиная крепость" Бабаева (1972).

Балеты - "Тропою грома" (1960), "Каменный цветок" (1961), "Медный всадник" (1963), "Алые паруса" (1964). "Кармен-сюита" Бизе - Щедрина (1973), "Ромео и Джульетта" (1975). Впервые на сов. Сцене т-р осуществил пост. Опер "Одно сердце" Крейтнера (1959), "Битва при Леньяно" Верди (1961), "Телефон" Менотти (1978), "Фёдор Протасов" Гибалина (1979). Нац. Репертуар пополнился операми "Самат" (1957) и "На берегу Дёмы" (1965) X. Валиуллина, "Джалиль" Жиганова (1957), "Коварная кошка" Хайрутдиновой (первая тат. Детская опера, 1974), "Джигангир" Губайдуллина (1976), балетами - "Кисекбаш" ("Отсечённая голова") Губайдуллина (1958), "Раушан" Хабибуллина (1961), "Водяная" Бакирова (1971), "Две легенды" Жиганова (1971), "Бессмертная песня" Монасыпова (1978).

Т-р ставит также классич. И сов. Оперетты, нац. Муз. Комедии, в т. Ч. "Ромео - мой сосед" Гаджиева (1961), "Севастопольский вальс" Листова (1962), "Цыганский барон" (1966) и "Летучая мышь" (1971) И. Штрауса, "Женихи" Садыковой и Губайдуллина (1972), "Фиалка Монмартра" Кальмана (1974).В труппе т-ра (1979). Певцы - нар. Арт. СССР А. З. Аббасов, засл. Арт. РСФСР И. Д. Ишбуляков, Г. И. Сайфуллина, нар. Арт. Тат. АССР Р. Г. Билялова, заслуженные артисты Тат. АССР Л. Г. Башкирова, Ю. В. Борисенко, X. Г. Гиниатова, Р. X. Мифтахова, Н. И. Якушева. Солисты балета - нар. Арт. Тат. АССР К. Гайнуллин, И. Ш. Хакимова, засл. Арт. РСФСР Р. Ф. Садыков и др. Гл. Дирижёр - засл. Деят. Иск-в Map. АССР В. Д. Куценко, гл. Режиссёр - нар. Арт. РСФСР Н. К. Даутов, гл. Балетмейстер - Б. Ш. Халиулов, гл. Хормейстер - Т. Г. Гудкова, гл. Художник - нар.

Художник Тат. АССР Э. Х. Нагаев.Литература. Татарский государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля, Казань, 1957 (буклет). Шуйская Н., Татарскому оперному театру 20 лет, "СМ", 1959, No 10. Гиршман Я., Опера, балет и музыкальная комедия, в кн. Музыкальная культура Советской Татарии, (М.), 1959. Кантoр Г., Роль русского театра в формировании татарской оперы, в кн. Музыка и музыканты братских народов Советского Союза, Л., 1972. Г. М. Кантор..

Значения в других словарях
Тастанов Х. Т.

Хабидулла Тастанович (12 VII 1926, Октябрьский р-н Актюбинской обл. - 5 VI 1980, Алма-Ата) - сов. Музыковед и педагог. Засл. Деят. Иск-в Казах. ССР (1972). Чл. КПСС с 1962. В 1950 окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу домбры у К. Жантлеуова, с того же года преподаватель кафедры нар. Инструментов (с 1979 профессор). В 1959 создал оркестр нар. Инструментов в МНР. Автор уч. Пособий, статей о нар. Музыке, творчестве казах. Композиторов, а также муз. Произв. Для оркестра казах. Нар. Инструмен..

Татарская музыка

До Oкт. Революции 1917 Т. М. Бытовала как народное, в основном вок., иск-во, представленное одноголосными песнями устной традиции. Тематика песен охватывала все стороны жизни народа. Наиболее своеобразны протяжные сольные лирич. И лирико-эпич. Песни (озын кюй). Для них характерны волнообразное развёртывание мелодии (нередко из одного тематич. Зерна) с тенденцией поступенного движения к нижней опоре, ритмич. Свобода, переменный метр, асимметричность структуры. Большую роль играют импровизируемые ..

Татишвили Ц. Б.

Цисана Бежановна (р. 30 XII 1937, Тбилиси) - сов. Певица (сопрано). Нар. Арт. СССР (1979). В 1963 окончила Тбилисскую консерваторию по классу пения у Г. П. Картвелишвили (училась также у Д. С. Мчедлидзе). С того же года солистка Груз. Т-ра оперы и балета. Партии. Этери. Маро ("Даиси"), Дареджан ("Сказание о Тариэле" Мшвелидзе), Тамар ("Похищение луны" Тактакишвили), Лиза, Аида, Сента, Тоска, Дездемона. Леонора ("Трубадур"), Ортруда ("Лоэнгрин"), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи). Выступает ка..

Татраи В.

(Tatrai) Вильмош (р. 7 X 1912, Кишпешт, ныне район Будапешта) - венг. Скрипач, ансамблист, педагог, дирижёр. Учился и работает в Будапеште. В детстве игре на скрипке его обучал отец, любитель музыки (слесарь депо), с к-рым Т. Играл в любительском оркестре. Окончил (в кон. 20-х гг.) Нац. Консерваторию по классам скрипки у В. Кладивко (ученика Е. Хубая) и камерного ансамбля у Л. Лайты. С 1933 концертмейстер ведущих симф. Оркестров страны, с 1946 - Столичного оркестра (в 1949 преобразован в Гос. Ко..

Дополнительный поиск Татарский театр оперы и балета Татарский театр оперы и балета

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Татарский театр оперы и балета" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Татарский театр оперы и балета, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 30 символа