Тема

92

(от греч. Tema, букв. - то, что положено в основу) - муз. Построение, служащее основой муз. Произв. Или его части. Ведущее положение Т. В произв. Утверждается благодаря значительности муз. Образа, способности к развитию составляющих Т. Мотивов, а также благодаря повторениям (точным или варьированным). Т. - основа муз. Развития, стержень становления формы муз. Произв. В ряде случаев Т. Не подвергается развитию (эпизодич. Т. Темы, представляющие собой целое произв.).Соотношение тематич. И нетематич. Материала в произв. Может быть различным. От значит. Количества тематически нейтральных построений (напр., эпизодич. Мотивы в разработочных разделах) до полного подчинения Т. Всех элементов целого. Произв. Может быть однотемным и многотемным, причём Т. Вступают между собой в разнообразные отношения.

От очень близкого родства до яркого конфликта. Весь комплекс тематич. Явлений в сочинении образует его тематизм.Характер и строение Т. Находятся в тесной зависимости от жанра и формы произв. В целом (или его части, основой к-рой служит данная Т.). Существенно отличаются, напр., законы построения Т. Фуги, Т. Гл. Партии сонатного allegro, T. Медленной части сонатно-симф. Цикла и т. Д. Т. Гомофонно-гармонич. Склада излагается в форме периода, а также в виде предложения, в простой 2- или 3-частной форме. В нек-рых случаях Т. Не имеет определ. Замкнутой формы.Понятие "Т." претерпевало значит. Изменения в ходе историч. Развития. Термин впервые встречается в 16 в., заимствован из риторики и в это время часто совпадал по смыслу с др. Понятиями.

Cantus firmus, soggetto, tenor и др. X. Глареан ("Dodecachordon", 1547) называет Т. Осн. Голос (tenor) или голос, к-рому поручается ведущая мелодия (cantus firmus), Дж. Царлино ("Istitutioni harmoniche", III, 1558) называет T., или passagio, мелодич. Линию, в к-рой в изменённом виде проводится cantus firmus (в отличие от soggetto - голоса, проводящего cantus firmus без изменений). Др. Теоретики 16 в. Закрепляют это различие, применяя также термин inventio наряду с термином tema и subjectum наряду с soggetto. В 17 в. Различие между указанными понятиями стирается, они становятся синонимами. Так, subject как синоним Т. Сохранился в зап.-европ. Музыковедч. Лит-ре вплоть до 20 в. Во 2-й пол. 17 - 1-й пол. 18 вв. Термином "Т." обозначали прежде всего главную муз.

Мысль фуги. Выдвинутые в теории музыки классич. Принципы построения Т. Фуги основаны гл. Обр. На анализе темообразования в фугах И. С. Баха. Полифонич. Т. Обычно одноголосна, она непосредственно вливается в последующее музыкальное развитие.Во 2-й пол. 18 в. Сформировавшееся в творчестве венских классиков и др. Композиторов этого времени гомофонное мышление изменяет характер Т. В их произв. Т. - целый мелодико-гармонич. Комплекс. Появляется чёткое разграничение между Т. И развитием (Г. Кох ввёл понятие "тематическая работа" - в кн. "Musikalisches Lexikon", TI 2, Fr./M., 1802). Понятие "Т." применяется практически ко всем гомофонным формам. Гомофонная Т., в отличие от полифонической, имеет более определ. Границы и чёткое внутр. Членение, часто бульшую протяжённость и законченность.

Такая Т. - обособленная в той или иной степени часть муз. Произв., к-рая "заключает в себе его главный характер" (Г. Кох), что отражено в немецком термине Hauptsatz, употреблявшемся со 2-й пол. 18 в. Наряду с термином "Т." (Hauptsatz означает также Т. Гл. Партии в сонатном allegro).Композиторы-романтики 19 в., опираясь в целом на законы построения и использования Т., выработанные в творчестве венских классиков, существенно расширили рамки тематизма. Более важную и самостоят. Роль стали играть мотивы, составляющие Т. (напр., в соч. Ф. Листа, Р. Вагнера). Усилилось стремление к тематич. Единству всего произв., вызвавшее появление монотематизма (см. Также Лейтмотив). Индивидуализация тематизма проявилась в повышении значения фактурно-ритмич.

И тембровых характеристик.В 20 в. Использование нек-рых закономерностей тематизма 19 в. Соединяется с новыми явлениями. Обращением к элементам полифонич. Тематизма (Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, П. Хиндемит, А. Онеггер и др.), сжатием Т. До кратчайших мотивных построений - иногда двух- или трёхзвуковых (И. Ф. Стравинский, К. Орф, последние произв. Д. Д. Шостаковича). Вместе с тем значение интонац. Тематизма в творчестве ряда композиторов падает. Появляются такие принципы формообразования, по отношению к к-рым применение прежнего понятия Т. Стало не вполне обоснованным.В ряде случаев предельная интенсивность развития делает невозможным использование оформленной, чётко выделенной Т. (т. Н. Атематическая музыка). Изложение исходного материала совмещается с его развитием.

Однако сохраняются элементы, играющие роль основы развития и близкие по функции к Т. Это те или иные интервалы, скрепляющие всю муз. Ткань (Б. Барток, В. Лютославский), серия и общий тип мотивных элементов (напр., в додекафонии), фактурно-ритмич., тембровые характеристики (К. Пендерецкий, В. Лютославский, Д. Лигети). Для анализа подобных явлений ряд теоретиков музыки использует понятие "рассредоточенный тематизм".Литература. Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960. Мазель Л., Цуккерман В., Анализ музыкальных произведений, (ч. 1), Элементы музыки и методика анализа малых форм, М., 1967. Способин И., Музыкальная форма, М., 1967. Ручьевская Е., Функция музыкальной темы, Л., 1977. Бобровский В., Функциональные основы музыкальной формы, М., 1978.

Валькова В., К вопросу о понятии "музыкальная тема", в кн. Музыкальное искусство и наука, вып. 3, М., 1978. Riemann H., GroЯe Kompositionslehre, Bd 1, В.-Stuttg., 1902. Ha1m A., Zur Phдnomenologie der Thematik, в его кн. Von Grenzen und Lдndern der Musik, Mьnch,, 1916. Кurth E., Grundlagen des linearen Kontrapunkts. Bachs melodische Polyphonie, Bern, 1917, 1956 (рус. Пер. - Курт Э., Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха, М., 1931). Вahle T., Eingebung und Tat im musikalischen Schaffen, Lpz., 1939. Reti R., The thematic process in music, N. Y., 1951. Form in der Neuen Musik, Mainz, 1966, S. 9-21. Dibe1ius TJ., Moderne Musik, 1945-1965, Mьnch., 1966.В. Б. Валькова..

Значения в других словарях
Тельманьи Э.

(Telmanyi) Эмиль (р. 22 VI 1892, Арад, Венгрия, ныне Орадя, Румыния) - дат. Скрипач, дирижёр и композитор. По национальности венгр. Учился у Е. Хубая и В. Херцфельда (скрипка), X. Кёслера (композиция) в Муз. Академии им. Ф. Листа в Будапеште (1905-11). Дебютировал как скрипач в Берлине в 1911, гастролировал в странах Европы и в США. Как дирижёр впервые выступил в 1919 в Копенгагене, где поселился и работал многие годы. В 1929 основал копенгагенский камерный оркестр. В 1940-69 вёл класс скрипки в..

Теляковский В. А.

Владимир Аркадьевич (26 I (7 II) 1861, по др. Данным, 1860, Петербург - 27 X 1924, Ленинград) - рус. Театр. Деятель. В детстве учился игре на фп. У И. О. Рыбасова и И. А. Помазанского, позже - в Муз. Школе Д. Бёма (окончил в 1885). Уроки теории музыки брал у А. К. Лядова. По окончании Пажеского корпуса был офицером Конногвардейского полка. В 1888 окончил Воен. Академию Генерального штаба. В 1898-1901 управляющий Моск. Конторой имп. Т-ров, в 1901 - 17 директор имп. Т-ров.Высокоэрудированный челов..

Тема с вариациями

См. Вариации.. ..

Тембр

(франц. Timbre, англ. Timbre, нем. Klangfarbe) - окраска звука. Один из признаков муз. Звука (наряду с высотой, громкостью и длительностью), по к-рому различают звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные на разных инструментах, разными голосами или на одном инструменте, но разными способами, штрихами. Т. Определяется материалом, из к-рого изготовлен источник звука - вибратор муз. Инструмента, и его формой (струны, стержни, пластинки и пр.), а также резонатором (деки рояля, скрипки, раст..

Дополнительный поиск Тема Тема

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тема" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тема, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 4 символа