Темперация

171

(от лат. Temperatio - правильное соотношение, соразмерность) - выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковысотной системы в муз. Строе. Т. Характерна для последующих этапов в развитии каждого из муз. Строев. На смену "естественным" строям (напр., пифагорову, чистому, т. Е. Основанному на интервалах из натурального звукоряда) приходят искусственные, темперированные строи - неравномерные и равномерные Т. (12-, 24-, 36-, 48-, 53-ступенные и др.). Потребность в Т. Возникает в связи с требованиями муз. Слуха, с развитием зву-ковысотной муз. Системы, средств муз. Выразительности, с появлением новых форм и жанров и в конечном итоге - с развитием муз. Инструментов. Так, в Др. Греции в поисках более совершенной настройки тетрахорда Аристоксен предложил делить кварту на 60 равных частей и для двух б.

Секунд (а - g, g - f) выделить по 24 доли, а для м. Секунды (f - е) - 12. Практически это очень близко к совр. 12-ступенной равномерной Т. Наиболее интенсивные поиски в области Т. Относятся к 16-18 вв., т. Е. Ко времени формирования гомофонно-гармонич. Склада, развития крупных форм муз. Произв., становления полной мажоро-минорной системы тональностей. В применявшихся до этого пифагоровом и чистом строях (см. Строй) имелись небольшие высотные различия между энгармонич. Звуками (см. Энгармонизм), не совпадали по высоте друг с другом, напр., звуки his и с, dis и es. Эти различия важны для выразит. Исполнения музыки, но они тормозили развитие ладотональной и гармонич. Систем. Необходимо было или конструировать инструменты с несколькими десятками клавиш в октаве, или отказаться от переходов в далёкие тональности.

В первых, неравномерных Т. Музыканты пытались сохранить величину б. Терции такой же, как в чистом строе (темперация А. Шлика, П. Арона, среднетоновая Т. И др.). Для этого незначительно изменялась величина нек-рых квинт. Однако отд. Квинты звучали при этом очень фальшиво (т. Н. Волчьи квинты). В др. Случаях, напр. В среднетоновой Т., б. Терция чистого строя делилась на два одинаковых по величине целых тона. Это также не давало возможности использовать все тональности. А. Веркмейстер и И. Нейдхардт (кон. 17 - нач. 18 вв.) отказались от б. Терции чистого строя и начали делить пифагорову комму между разл. Квинтами. Тем самым практически они близко подошли к 12-ступенной равномерной Т. В 12-ступенном равномерно темперированном строе все чистые квинты уменьшены по сравнению с квинтой из натурального звукоряда на 1/12 пифагоровой коммы (около 2 центов, или 1/100 доли целого тона).

Строй стал замкнутым, октава оказалась поделённой на 12 равных полутонов, все одноимённые интервалы стали одинаковыми по величине. В этом строе можно использовать все тональности и аккорды самой разл. Структуры, не нарушая сложившихся норм восприятия интервалов и не усложняя конструкции инструментов с фиксированной высотой звуков (типа органа, клавира, арфы). Один из первых весьма точных расчётов 12-ступенной Т. Произведён М. Мерсенном (17 в.). Таблицу движения по квинтовому кругу с возвращением к исходной точке поместил в своей "Мусикийской грамматике" Н. Дилецкий (1677). Первый яркий опыт художеств. Применения темперированного строя был проведён И. С. Бахом ("Хорошо темперированный клавир", ч. 1, 1722). 12-ступенная Т.

Остаётся оптимальным вариантом решения проблемы строя. Эта Т. Создала условия для дальнейшего интенсивного развития ладово-гармонич. Системы в 19-20 вв. При пении и игре на инструментах с нефиксированной высотой звуков музыканты используют т. Н. Зонный строй, по отношению к к-рому темперированный строй является частным случаем. В свою очередь Т. Оказывает влияние и на зонный строй, определяя средние значения зон ступеней. Разработанная Н. А. Гарбузовым теоретич. Концепция зонной природы звуковысотного слуха (см. Зона) позволила выявить психофизиологич. Основу 12-ступенной Т. Вместе с тем она убедила в том, что этот строй не может быть идеальным. Ради преодоления интонац. Недостатков 12-ступенной Т. Были разработаны строи с бульшим количеством темперированных ступеней в октаве.

Наиболее интересным из них является вариант строя с 53 ступенями в октаве, предложенный Н. Меркатором (18 в.), Ш. Танакой и Р. Бозанкетом (19 в.). Он позволяет довольно точно воспроизводить интервалы пифагорова, чистого и 12-ступенного равномерно темперированного строев. Все же ни один из этих строев не получил практич. Применения.В 20 в. Опыты по созданию разл. Вариантов Т. Продолжаются. В Чехословакии в 20-х гг. А. Хаба разрабатывал 1/4-тоновую, 1/3-тоновую, 1/6-тоновую и 1/12-тоновую системы. В Сов. Союзе в это же время А. М. Авраамов и Г. М. Римский-Корсаков проводили опыты с четвертитоновой системой Т. А. С. Оголевец предложил 17- и 29-ступенные Т. (1941), П. П. Барановский и Е. Е. Юцевич - 21-ступенную (1956), Е. А. Мурзин - 72-ступенную систему Т.

(1960).Литература. Хаба А., Гармоническая основа четвертетоновой системы, "К новым берегам", 1923, No 3, Штейн R., Четвертетоновая музыка, там же, Римский-Корсаков Г. М., Обоснование четвертитоновой музыкальной системы, в сб. De musiса. Временник разряда истории и теории музыки, вып. 1, Л., 1925. Оголевец А. С., Основы гармонического языка, M., 1941. Его же, Введение в современное музыкальное мышление, M., 1946. Гарбузов Н. А., Внутризонный интонационный слух и методы его развития, M. - Л, 1951. Музыкальная акустика, под общей ред. H. А. Гарбузова, M., 1954. Барановский П. П., Юцевич Е. Е., Звуковысотный анализ свободного мелодического строя, К., 1956. Шерман Н. С., Формирование равномерно- темперированного строя, M., 1964. Переверзев Н.

К., Проблемы музыкального интонирования, M., 1966. Marpurg Fr. W., Versuch ьber die musikalische Temperatur, Breslau, 1776. Drobisch M. W., Ьber musikalische Tonbestimmung und Temperatur, Lpz., 1852. Riemann H., Katechismus der Akustik, Lpz., 1891, 1921 (рус. Пер. - Rиман Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки, M., 1898). Jдnkу R. Von, Ьber mehr als zwцlfstufige gleichschwebende Temperatur, "Beitrдge zur Akustik und Musikwissenschaft", 1901, Jahrg. 3. Handschin J., Ьber reine Harmonie und temperierte Tonleitern, "Schweizerisches Jahrbuch fьr Musikwissenschaft", Jahrg. 2, 1927. Haba A., Neue Harmonielehre des diatonischen, chromatischen, Viertel-, Drittel-, Sechstel- und Zwцlftel-Tonsystems, Lpz., 1927. Dupont W., Geschichte der musikalischen Temperatur, Kassel, 1935.

Drдger H. H., Zur mitteltцnigen und gleichschwebenden Temperatur, в кн. Bericht ьber die wissenschaftliche Bachtagung, Lpz., 1950. Barbour J. M., Tuning and temperament, East Lansing (Mich.), 1951, 1953. Kelletat H., Zur musikalischen Temperatur, insbesondere bei J. S. Bach, Kassel, 1960. Vоge1 M., Zur musikalischen Temperatur, "Musica", 1961, Jahrg. 15, H. 11.Ю. Н. Рагс..

Значения в других словарях
Темирканов Ю. Х.

Юрий Хатуевич (р. 10 XII 1938, Нальчик) - сов. Дирижер. Нар. Арт. РСФСР (1976), нар. Арт. Каб.-Балк. АССР (1973). В 1961 окончил Ленингр. Консерваторию по классу альта, в 1966 - по классу дирижирования у И. А. Мусина. До 1968 совершенствовался у него в аспирантуре. Дебютировал в 1965 в Ленингр. Малом т-ре оперы и балета ("Травиата" Верди), руководил спектаклями в Оперной студии при консерватории. Широкую известность Т. Принесла победа на Всесоюзном конкурсе дирижёров (1-я пр., 1966), после чего ..

Темп

(итал. Tempo, от лат. Tempus - время) - скорость развёртывания муз. Ткани произведения в процессе его исполнения или представления внутр. Слухом. Определяется числом проходящих в единицу времени осн. Метрич. Долей. Первоначально лат. Слово tempus, как и греч. Xronos (хронос), означало отрезок времени определ. Величины. В ср.-век. Мензуральной музыке tempus - длительность brevis, к-рая могла быть равной 3 или 2 semibrevis. В 1-м случае "Т." назывался совершенным (perfectum), во 2-м - несовершенны..

Темперированный строй

См. Темперация.. ..

Темянка Г.

(Temianka) Генри (р. 19 XI 1906, Гринок, Шотландия) - англ. Скрипач и педагог. Учился игре на скрипке у К. Блица в Роттердаме, затем у В. Хесса в Берлине и Ж. Бушри в Париже. Совершенствовался у К. Флеша в Муз. Ин-те Кёртис в Филадельфии (1926-30). В 1935 участвовал в Междунар. Конкурсе им. Г. Венявского в Варшаве (3-я пр). Выступал как солист в США, Канаде, во многих европ. И вост. Странах с лучшими оркестрами (в т. Ч. Амстердамским "Консертгебау") под упр. Крупнейших дирижёров - Дж. Барбиролли..

Дополнительный поиск Темперация Темперация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Темперация" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Темперация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 10 символа