Теплов Б. М.

142

Борис Михайлович (9 (21) X 1896, Тула - 28 IX 1965, Москва) - сов. Психолог. Действит. Чл. АПН РСФСР (1945). Засл. Деят. Науки РСФСР (1957). В 1914 окончил Тульское муз. Уч-ще по классу фп., в 1921 - Моск. Ун-т. С 1929 преподавал в Ин-те психологии (в 1933-35 и 1945-52 зам. Директора). В 1935-41 профессор кафедры психологии Ин-та повышения квалификации музыкантов-педагогов (Центр. Заочный муз.-педагогич. Ин-т), с 1941 - Моск. Ун-та. Заведовал кафедрой логики и психологии в Академии обществ. Наук. В 1958-65 гл. Редактор журн. "Вопросы психологии". Работа Т. "Психология музыкальных способностей" (М.-Л., 1947) - первый опыт анализа проблемы муз. Одарённости, опирающийся на марксистско-ленинскую теорию. Круг охватываемых ею проблем. Муз. Одарённость, ощущение муз.

Звука (преим. Его высоты и тембра), абсолютный слух, восприятие муз. Структур (ладовое чувство, мелодич. И гармонич. Слух), слуховые представления (внутр. Слух), чувство ритма (в связи с психологией движения). Т. Стремился опровергнуть теорию о врождённости музыкального таланта, подтверждая установленное советской муз. Психологией положение о воспитуемости муз. Слуха (при нормальном состоянии слухового аппарата). Согласно разработанной Т. Теории, способности развиваются в процессе деятельности, врождены лишь анатомо-физиологич. Предпосылки способностей. Анализируя понятие одарённости, Т. Считал неверным ограничивать это понятие одной лишь интеллектуальной сферой. Одарённость, по Т., включает в себя особенности личности во всех сферах психики (например, в муз.

Одарённость входят особенности эмоциональной сферы).Сочинения. Ощущение музыкального звука, "Ученые записки Гос. Научно-исслед. Ин-та психологии", т. 1, М., 1940. О музыкальном переживании, в сб. Институт психологии АН, М., 1945. Психология музыкальных способностей, М.-Л., 1947, в его кн. Проблемы индивидуальных различий (Избр. Работы), М., 1961. Психологические вопросы художественного воспитания, "Известия Академии психологических наук", т. 2, М., 1947, и др..

Значения в других словарях
Теорба

(франц. Theorbe, teorbe, от итал. Tiorba. Нем. Theorba, англ. Theorba) - струн. Щипковый инструмент. Т. - одна из басовых разновидностей лютни с двумя шейками, носящих общее назв. "архилютня" (итал. Arciliuti, нем. Erzlaute). Известна со 2-й пол. 16 в. Эти разновидности возникли в результате расширения басового регистра лютни. Появление дополнит. Басовых струн на лютне требовало и расширения грифа, однако, чтобы обхватить гриф рукой, нельзя было значительно увеличивать его в ширину, поэтому басо..

Теория музыки

См. Музыковедение, Элементарная теория музыки.. ..

Теплов Г. Н.

Григорий Николаевич (20 XI (1 XII) 1717, Псков - 30 III (10 IV) 1779, Петербург) - рус. Гос. Деятель, композитор и писатель. Первоначальное образование получил в семинарии при Александро-Невской лавре, основанной Феофаном Прокоповичем (Т. - его внебрачный сын). В дальнейшем учился за границей, по возвращении на родину (1736) - в Академич. Ун-те при Росс. Академии наук, в к-рую с 1742 зачислен адъюнктом. С 1747 почётный чл. Росс. Академии наук, с 1775 сенатор. Видный сановник при дворе Екатерины ..

Терентьев Б. М.

Борис Михайлович (р. 15 (28) I 1913, Одесса) - сов. Композитор. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1965). В 1931 окончил Киевскую консерваторию по классу фп. У Г. Н. Беклемишева, в 1937 - Моск. Консерваторию по классу композиции у Р. М. Глиэра (по полифонии занимался у Г. И. Литинского). Работал в Коми АССР и Казахстане, изучал муз. Фольклор, писал песни и романсы на тексты нац. Поэтов, музыку к спектаклям драм. Т-ров. В 1941-45 служил на сев. Воен.-Морском Флоте, создал ряд песен, маршей, музыку к спекта..

Дополнительный поиск Теплов Б. М. Теплов Б. М.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Теплов Б. М." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Теплов Б. М., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 12 символа