Токио

86

Столица и гл. Культурный центр Японии. Нас. Ок. 11,4 млн. Чел. (1980). Город осн. В сер. 15 в., первоначально носил назв. Эдо (по имени рыбачьей деревни, с к-рой началось поселение). К кон. 18 в. Стал одним из крупнейших городов мира (в 1787 нас. 1368 тыс. Чел.). Здесь получили развитие характерные для японской музыки виды и формы инстр. Музыки, исполняемой на сямисэне, кото и сякухати и др. Нац. Инструментах. Завоевали известность школы выдающихся исполнителей Кэнко Исимура и Кэнко Торадзава (на сямисэне, нач. 18 в.), Накаяма Кинсю (исполнял песенные мелодии на нигэнкине, кон. 18 в.) и др. С 16 в. Большой популярностью в Т. Пользовались разл. Формы муз. Т-ра - Hоо, позднее Кабуки, Дзёрури. Музыка сопровождала религ. Церемонии в буддистских и синтоистских храмах Т.После революции 1867-68 в Эдо была перенесена резиденция императора Японии, город переименован в Т.

(букв. - восточная столица). В этот период в Японии, в т. Ч. И в Т., стал использоваться европ. И амер. Опыт организации муз. Жизни. Большое внимание уделялось муз. Образованию, в постановке к-рого важную роль сыграл амер. Педагог Л. У. Мейсон, основавший ряд муз. Школ. Мн. Япон. Музыканты стали обучаться в странах Европы (гл. Обр. В Германии и Франции) и в США.В 1872 в Т. Открыта консерватория, ставшая центром по распространению зап.-европ. Муз. Традиций. В 1879 известным япон. Просветителем Идзава Сюдзи осн. Ин-т муз. Исследований.В Т. В разное время гастролировали крупнейшие музыканты из др. Стран, в т. Ч. Из России, среди них - певец А. И. Мозжухин и певица М. Б. Черкасская, С. С. Прокофьев (нач. 1930-х гг.), выступавший как пианист. Одним из основателей прославившейся впоследствии япон.

Скр. Школы был А. Я. Могилевский. Неск. Лет в Т. Жил и преподавал Н. А. Черепнин. В 1920 открылся оперный т-р "Асакуса-опера", на сцене к-рого ставились гл. Обр. Итал. Оперы. В 1925 комп. И дир. Ямада Косаку основал в Т. Япон. Филармонич. Об-во, оркестр к-рого выступал с публич. Концертами. Начали издаваться муз. Журналы, в т. Ч. "Онгаку хёрон" ("Музыкальная критика", с 1933). В 1930 в Т. Создана Федерация совр. Композиторов. В 1929 осн. Токийский филармонич. Оркестр, в 1939 - Япон. Симф. Оркестр. С Т. Связана деятельность ведущих япон. Музыкантов. Музыковеда Хиросады Тамура, основателя муз. Об-ва "Пропаганда европ. Музыки" (1911), много сделавшего для внедрения в япон. Муз. Культуру музыки зап.-европ. Композиторов. Танака Сёхэй, видного муз. Акустика, занимавшегося проблемой чистого строя разл.

Муз. Инструментов, в т. Ч. Органа. Танабэ Хисао, президента Япон. Об-ва по изучению музыки Вост. Азии (с 1943), видного специалиста в области акустики и психологии муз. Творчества, знатока классич. Музыки, япон. Муз. Инструментов и др.После 1945 муз. Жизнь Т. Стала развиваться особенно интенсивно. Были открыты новые муз.-уч. Заведения, созданы исполнит. Коллективы, основаны разл. Муз. Об-ва. На особенностях и темпах развития муз. Жизни отразился технич. И индустриальный прогресс в стране (Япония вышла на одно из первых мест в мире по объёму производства и качеству проф. И бытовой звуковоспроизводящей электронной аппаратуры, выпуску грампластинок). В Т. Сосредоточены все осн. Формы совр. Муз. Жизни Японии.Под влиянием заруб. Модернистского иск-ва в Т.

Возникли творческие группы. "Дзиккэн Кобо" (экспериментальная лаборатория, 1949), группа "Онгаку" ("Музыка") и др., развивавшие принципы П. Булеза, К. X. Штокхаузена, Дж. Кейджа, и т. Н. Муз. Хэппенинг. Ряд композиторов связан со студией электронной музыки Япон. Радиовещат. Корпорации (осн. В 1956).Огромное распространение получили иск-во эстрады и разл. Формы индустрии развлечений, включая поп-музыку. Приобрели популярность группы япон. Мюзик-холла, вок. Группы "Дак дакс", "Ройял найтс" (с 1959. Выступали в СССР), эстр. Певицы Мисора Хибари, Кэн Наоко, Симакура Тиёно и др., эстр. Оркестры под рук. Ямады Такахаси, Обонаи Йосио и др. В 1950-60-е гг. Получила развитие джазовая музыка. В 1948 япон. Певица и хор. Дирижёр Сэки Акико организовала Центр.

Токийский хор "Поющие голоса Японии", положивший начало массовому антимилитаристскому самодеят. Хор. Движению. С нач. 1950-х гг. Это демократич. Движение распространилось по всей Японии. Об-во трудящихся - любителей музыки (ROON) создало хор. Кружки в Т. И др. Городах. Многие из самодеят. Хоров выступают на ежегодных фестивалях, организуемых газ. "Акахата" (орган Коммунистич. Партии Японии).Классич. Япон. Музыка звучит в Т. И ныне. Оркестр Имп. Дворца "Сигэнкан", играющий в стиле гагаку, выступает дважды в год - осенью в "Хибия хокайдо-холле" и весной (для узкого круга) в Муз. Зале Имп. Дворца. Иногда концерты проходят в храме Мэйдзи дзингу, выступления любительской группы гагаку - в храме Онотэрусаки (ежемесячно), представления Кабуки, Бунраку и танц.

Групп - в япон. Нац. Т-ре ("Кокурицу гэкидзё"), исполнение муз.-песенного сказа Дзёрури - в т-ре "Хоммокутэ".В храме Асакуса проводятся по 2 (или более) службы с музыкой в неделю. Храм Дзодзёдзи (парк Сиба) - место отправления буддистских ритуалов, храм Мэйдзи дзингу - синтоистских.Концерты нац. Традиц. Музыки обычно даются весной и осенью. В августе - сентябре ежегодно проходит фестиваль нац. Танцев, т. Н. Бон-одори (в разл. Местах Т.). В кон. Сентября - нач. Октября - танц. Фестивали о-мацури. Традиции этих фестивалей существуют уже неск. Веков. В нач. Ноября в Т. Съезжаются нар. Театр. Коллективы со всей Японии (выступают в зале "Нихон Сэйнэн-кан").Крупнейшие муз.-уч. Заведения Т. - Муз. Академия ("Сэндзокугакуэн". Дир. Морои Сабуро), токийский Ун-т иск-в с муз.

Отделением (быв. Токийская академия музыки), Высшая муз. Школа "Тохо" (частная), частный Муз. Ун-т Мусасино, частная Муз. Школа Кунитати (в окрестностях Т. Ок. 1200 студентов, более 150 педагогов). Муз. Отделения имеются в нек-рых ун-тах Т., где изучается история и теория музыки. Япон. Музыковеды ведут науч.-исследоват. Работу в Ин-те музыки 20 в. (осн. В 1957). Муз. Воспитание и образование введено в начальных и средних школах, при к-рых организуются дух. Бэнды, хоры, оркестры (вопросами спец. Обучения ведает Мин-во образования Японии). В Т. Находятся правления Всеяпонского об-ва муз. Просветителей и Япон. Ассоциации муз. Просветителей (президент Иноуэ Такаси), а также Совет по вопросам музыкального образования. Получила широкое распространение система преподавания для музыкально одарённых детей, введённая педагогом Судзуки Синити.В Т.

Функционируют 8 проф. Симф. Оркестров, отличающихся высоким исполнит. Уровнем. Токийский филармонич. Оркестр (осн. В 1914, худ. Рук. Одака Тадааки), Токийский симф. Оркестр (худ. Рук. Акияма Кадзуйёси), оркестр "Ёмиури Ниппон" (худ. Рук. Вакасуги Хироси), Симф. Оркестр Япон. Радиовещат. Корпорации (худ. Рук. Иваки Хироюки), симф. Оркестр "Метрополитен" (осн. В 1965, худ. Рук. Ватанабэ Акэо), Новый филармонич. Оркестр (осн. Одзава Сэйдзи), "Кунаичо гакубу" (Имп. Придв. Оркестр, рук. Цудзи Тосио), Япон. Симф. Оркестр.В Т. Живут н работают наиболее видные япон. Исполнители. Певица Оно Тэруко, скрипачи Сато Ёко, Усиода, пианисты Накамура Хироко, Мацуура, виолончелисты Фудзивара, Саито Хидэо, Ивасаки и др. Получил известность Токийский струн. Квартет (быв. Квартет Тохо), хор.

Коллективы под рук. Камимото Ёсио, Сираи, Цусима, Ямагиси. Крупнейшие оперные труппы Т. - "Фудзивара" (осн. 1934), Токийская оперная компания (осн. 1952).Много времени муз. Программам отводится на радио и телевидении Т. Наиболее мощная Япон. Радиовещательная корпорация практикует систему творческих заказов для японских композиторов. Крупнейшие фирмы грамзаписи - "Виктор" (япон. Филиал), "Принс" и др.В Т. Сконцентрированы ведущие муз. Изд-ва Японии. "Ниппон Хосо Кёкай", "Онгаку но томо-ся", "Тикума сёбо", "Каваи-гакуфу" и др. Разл. Области музыки освещают журн. "Онгаку но томо", "Кёику онгаку", "New Music Magazine", "Онгаку гэйдзюцу", "Shimpu Journal", "Record Geijutsu" и др. (на япон. И англ. Яз.). На страницах этих органов печати выступают наиболее известные муз.

Критики Такаянаги Морио, Нодзаки Ёсио и др.В Т. Сосредоточено неск. Десятков разл. Муз. Организаций. В задачу Япон. Федерации объединений музыкантов, Гильдии дирижёров Японии, Лиги концертирующих музыкантов Японии и др. Входит защита проф. Интересов япон. Музыкантов. Всеяпонская федерация дух. Бэндов, Всеяпонская федерация хоров объединяют соответствующие исполнит. Коллективы. Нек-рые об-ва популяризируют музыку определ. Видов и направлений (Об-во классич. Музыки, Токийское об-во музыки барокко, Япон. Об-во христианской музыки и григорианского пения), а также творчество отд. Композиторов (япон. Моцартовское и Малеровское об-ва). Композиторы объединены в Об-ве япон. Композиторов (пред. - Кога Масэо), музыковеды связаны с Академией музыкознания.

Япон. Об-во защиты прав авторов и композиторов и Япон. Ассоциации муз. Копирайтов призваны защищать авторские права музыкантов Японии. Существуют также Ассоциация муз. Издателей Японии, предприятия, связанные с т. Н. Звуковой индустрией, - Япон. Ассоциация электронной индустрии и Япон. Ассоциация звукозаписи. В Т. Находятся также япон. Отделения междунар. Муз. Об-в, Междунар. Фонд иск-в и др. Совр. Муз. Жизнь Т. Определяется деятельностью мн. Орг-ций, объединяемых Ассоциацией муз. Администрации (Япон. Конц. Об-во - Нихон Консато кёкай, Токийский муз. Центр - Токё онгаку бунка сэнта и др.), и конц. Агентств (агентства Ито Томоису, Ватанабэ Сусуми, Кикути Идзё и др.).Осн. Конц. Залы - Всеяпонской радиовещат. Корпорации "Токё бунка кайкан", "Уэно бунка кайкан", "Юбинтёкин-хору", "Сибуя кокайдо", "Косэйнен кин кайкан", "Тоёко хору".

Музыка исполняется также в т-рах "Кокурицу гэкидзё", "Кабукидза" и др.В связи с возрождением интереса к классич. И традиц. Формам нац. Иск-ва с сер. 20 в. Стали устраиваться соответствующие концерты, в к-рых принимает участие оркестр нац. Инструментов "Ниппон" (рук. Тамура Такуо) и др. Коллективы, выступали видные исполнители (Такахаси Тикудзан, Мурамото Кадзуко, Цудудзи Такаси и др.), а также любители (многие из них входят в Лигу развития япон. Нар. Музыки).Богатые коллекции муз. Инструментов собраны в ряде музеев Т., ценные издания - в Нац. Парламентской б-ке и б-ках ун-тов.В Т. Ежегодно проводятся конкурсы композиторов, вокалистов, пианистов, скрипачей. Проходят Междунар. Муз. Фестиваль (в середине июля) и Нац. Фестиваль иск-в (в октябре - ноябре).

Фестивали эстр. Песни организует получившая междунар. Известность фирма "Ямаха" (производит муз. Инструменты и др.).В Т. Гастролируют крупнейшие совр. Музыканты и исполнит. Коллективы из мн. Стран мира, в т. Ч. Ведущие сов. Балетные и оперные труппы, симф. Оркестры, хоры и фольклорные ансамбли.Литература. Nouлt N., Histoire de Tokyo, P., 1961. Malm W. P., Japanese music and musical instruments, Rutland-Tokyo, 1970. Harich-Schneider E., A history of Japanese music, L., 1973.Дж. К. Михайлов..

Значения в других словарях
Тодуцэ С.

(Toduta) Сиджизмунд (р. 17(30) V 1908, Симерия, Хунедоара) - рум. Композитор, музыковед, педагог. Засл. Деят. Иск-в СРР (1957). Чл. Академии социальных и политич. Наук СРР (1970). В 1931-33 учился в Клужской консерватории у М. Негри (композиция и муз.-теоретич. Предметы), в 1936-38 совершенствовался в Академии "Санта-Чечилия" в Риме у И. Пиццетти (композиция) и А. Казеллы (фп.). С 1946 профессор Клужской консерватории (в 1962-64 ректор). Для творчества Т. Характерны строгость и ясность письма, о..

Този П. Ф.

(Tosi) Пьер Франческо (1654, Чезена - 1732, Фаэнца) - итал. Певец-кастрат, вок. Педагог, теоретик и композитор. Музыке обучался у своего отца, органиста и композитора Джузеппе Феличе Т. С 1682 жил в Лондоне, здесь в 1692 открыл школу пения. В 1705 переехал в Вену, где до 1711 занимал должность придв. Капельмейстера, совмещая её с дипломатич. Службой. С 1723 жил попеременно в Болонье и Лондоне. В 1730 в Болонье принял сан священника. В 1732 поселился в Фаэнце. Т. Выступал преим. Как камерный певе..

Токката

(итал. Toccata, букв. - прикосновение, удар, от toccare - касаться, трогать. Испан. Tocar, франц. Toucher). 1) В эпоху Возрождения - праздничная фанфара для дух. Инструментов и литавр (существует поныне в виде дух. Туша). Самое раннее сохранившееся упоминание относится к 1393. Назв. Такой Т. Произошло от "ударов" (итал. Tocco) литавр, к-рые в старинной музыке применялись вместе с трубами. К этой традиции примыкают краткие фанфарного типа вступления к операм и балетам 17 в., также называвшиеся Т...

Токоди И.

(Tokody) Илона (р. 27 IV 1953, Сегед) - венг. Певица (лирико-драм. Сопрано). В 1976 окончила Высшую муз. Школу им. Ф. Листа у Е. Шипоша, с этого же года солистка Гос. Оперного т-ра в Будапеште (дебютировала в партии Матери в опере "Моисей" Дурко), с 1980 одноврем. - Гос. Оперного т-ра в Вене. Среди партий - Дидона ("Дидона и Эней" Пёрселла), Лиу ("Турандот" Пуччини), Леонора ("Сила судьбы"), Джизельда, Гримальди ("Ломбардцы в первом крестовом походе", "Симон Бокканегра" Верди), Аида. Рахиль ("Жи..

Дополнительный поиск Токио Токио

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Токио" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Токио, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 5 символа