Тон

200

(нем. Ton - звук, от греч. Tonos, букв. - напряжение, натяжение) - одно из основных, широко используемых в теории музыки понятий.1) В муз. Акустике - часть спектра звука, образованная периодич. Колебат. Движениями. Частичный Т., аликвотный Т., обертон (существует термин "унтертон"), чистый, или синусоидальный, Т. При взаимодействии звуков возникают комбинационные Т., Т. Совпадения. Отличается от звука музыкального, состоящего из осн. Тона и обертонов, и от шума - звука с неясно выраженной высотой, к-рый вызывается непериодич. Колебат. Движениями. Т. Имеет высоту, громкость и тембр, зависящий от регистра (низкие Т. - тусклые, матовые. Высокие - яркие, блестящие) и громкости (при очень большой громкости тембр Т. Меняется, т. К. Вследствие искажений формы колебат.

Движений при прохождении их через внеш. Анализатор органа слуха возникают т. Н. Субъективные обертоны). Т. Может быть создан генератором звуковой частоты. Такие Т. Широко используются в электромуз. Инструментах для синтеза звуков.2) Интервал, мера высотных соотношений. В чистом строе - большой целый Т. С отношением частот 9/8, равный 204 центам, и малый целый Т. С отношением частот 10/9, равный 182 центам. В равномерно темперированном строе - 1/6 октавы, целый Т., равный 200 центам. В диатонич. Гамме - наряду с полутоном соотношение между соседними ступенями (производные термины - тритон, третьтон, четвертитон, целотоновая гамма, гамма тон-полутон, двенадцатитоновая музыка и др.).3) То же, что и звук музыкальный как функциональный элемент муз.

Системы. Ступень звукоряда, лада, гаммы (основной Т. - тоника. Доминантовый, субдоминантовый, вводные, медиантовые Т.). Звук аккорда (основной, терцовый, квинтовый и др.), неаккордовые звуки (задержание, вспомогательный, проходящий Т.). Элемент мелодии (начальный, заключительный, кульминационный и др. Т.). Производные термины - тональность, политональность, тоникальность и др. Т. - устаревшее наименование тональности.4) В системе т. Н. Церковных ладов (см. Средневековые лады) обозначение лада (напр., I тон, III тон, VIII тон).5) У мейстерзингеров мелодия-модель для распевания на разл. Тексты (напр., мелодия Г. Сакса "Серебряный тон").6) Субъективное интегрированное выражение общего впечатления от звучания. Оттенок, характер звучания.

То же, что звуковысотная интонация, качество голоса, инструмента, исполняемого звука (чистый, верный, фальшивый, выразительный, полный, вялый Т. И т. П.).Литература. Яворский Б. Л., Строение музыкальной речи, ч. 1-3, М., 1908. Асафьев Б. В., Путеводитель по концертам, вып. 1, П., 1919, М., 1978. Tюлин Ю. Н., Учение о гармонии, т. 1 - Основные проблемы гармонии, (М.-Л.), 1937, испр. И доп., М., 1966. Tеплов Б. М., Психология музыкальных способностей, М.-Л., 1947. Музыкальная акустика (общая ред. Н. А. Гарбузова), М., 1954. Способин И. В., Элементарная теория музыки, М., 1964. Володин A. A., Электронные музыкальные инструменты, М., 1970. Назайкинский Е. В., О психологии музыкального восприятия, М., 1972. Helmholtz H., Die Lehre von den Tonempfindungen..., Braunschweig, 1863, Hildesheim, 1968 (рус.

Пер. - Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875). Stumpf К., Tonpsychologie, Bd 1-2, Lpz., 1883-90, Hilversum-Amst., 1965. Riemann H., Katechismus der Akustik, Lpz., 1891, 1921 (рус. Пер. - Риман Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки, М., 1898). Kurth E., Grundlagen des linearen Kontrapunkts..., Bern, 1917, 1956 (рус. Пер. - Курт Э., Основы линеарного контрапункта..., М., 1931).Ю. Н. Рагс..

Значения в других словарях
Томпсон О.

(Thompson) Оскар (10 X 1887, Кроуфордсвилл, штат Индиана - 3 VII 1945, Нью-Йорк) - амер. Муз. Лексикограф и критик. Учился игре на фп. С детских лет. Выступал как певец с 1912. Окончил Ун-т им. Вашингтона в Сиэтле. До 1914 был редактором разл. Газет (писал статьи для отделов музыки, т-ра и др.). С 1919 сотрудник редакции журн. "Musical America", в 1936-43 его гл. Редактор. Одноврем. Муз. Критик ряда ведущих нью-йоркских газет, в т. Ч. "Ивнинг пост" (1928-34), "Нью-Йорк сан" (1937-45). С 1928 впе..

Томсон С.

(Thomson) Сезар (18 III 1856, Льеж - 22 VIII 1931, Виссоне) - бельг. Скрипач и педагог. До 7-летнего возраста учился игре на скрипке у отца, затем - у Ж. Дюпюи в Льежской консерватории. Окончив консерваторию в 11 лет (с золотой медалью), совершенствовался под руководством крупнейших мастеров - А. Вьётана, Г. Венявского, Ю. Леонара, Л. Ж. Массара. С 1873 служил камерным музыкантом в Лугано у известного рус. Мецената барона фон Дервиса, жившего тогда в Италии. Одноврем. (до 1879) концертировал в г..

Тонадилья

(испан. Tonadilla, букв. - песенка, уменьшит. От tonada - песня) - испан. Муз. Комедия сер. 18 - нач. 19 вв. Как правило, исполнялась в виде интермедии, острохарактерной сценки с пением и плясками в антракте между актами комич. Оперы. Известно ок. 2000 Т., предназначенных для разл. Исполнит. Составов (для соло, дуэта, трио, обычно - не более чем для 12 участников, а также оркестра, иногда и хора). Для многих Т. Характерно трёхчастное строение. Интрада, coplas и финал с использованием жанров сеги..

Тональность

(франц. Tonalite, нем. Tonalitat, также Tonart). 1) Высотное положение лада (определение И. В. Способина, 1951, по идее Б. Л. Яворского. Напр., в C-dur "С" - обозначение высоты осн. Тона лада, a "dur" - "мажор" - характеристика лада).2) Иерархич. Централизованная система функционально дифференцированных высотных связей. Т. В этом смысле - единство лада и собственно Т., т. Е. Ладотональность (предполагается, что Т. Локализована на определ. Высоте, однако в ряде случаев термин понимается и без так..

Дополнительный поиск Тон Тон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тон" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 3 символа