Транскрипция
(лат. Transcriptio, букв. - переписывание) - переложение, переработка муз. Произв., имеющие самостоят. Художеств. Значение. Различают два вида Т. Приспособление произв. Для др. Инструмента (напр., фп. Т. Вокального, скрипичного, оркестрового соч. Или вокальная, скрипичная, оркестровая Т. Фп. Соч.). Изменение (в целях большего удобства или большей виртуозности) изложения без перемены инструмента (голоса), для к-рого предназначено произв. В оригинале. К жанру Т. Иногда ошибочно относят парафразы. Т. Имеет длительную историю, восходя фактически к переложениям песен и танцев для разл. Инструментов в 16-17 вв. Развитие собственно Т. Началось в 18 в. (Т., гл. Обр. Для клавесина, произв. Я. А. Рейнкена, А. Вивальди, Г. Телемана, Б. Марчелло и др., принадлежащие И.
С. Баху). В 1-й пол. 19 в. Распространение получили фп. Т., отличавшиеся виртуозностью салонного типа (транскрипции Ф. Калькбреннера, А. Герца, З. Тальберга, Т. Дёлера, С. Хеллера, А. Л. Гензельта и др.). Нередко они представляли собой обработки популярных оперных мелодий. Выдающуюся роль в раскрытии технич. И колористич. Возможностей фп. Сыграли многочисл. Конц. Транскрипции Ф. Листа (особенно песен Ф. Шуберта, каприсов Н. Паганини и фрагментов из опер В. А. Моцарта, Р. Вагнера, Дж. Верди. Всего ок. 500 переложений). Много произв. В этом жанре создали преемники и последователи Листа - К. Таузиг (токката и фуга d-moll Баха, "Военный марш" D-dur Шуберта), X. Г. Фон Бюлов, К. Клиндворт, К. Сен-Санс, Ф. Бузони, Л. Годовский и др. Бузони и Годовский - крупнейшие мастера фп.
Т. Послелистовского периода. Первый из них прославился Т. Произв. Баха (токкаты, хоральные прелюдии и др.), Моцарта и Листа ("Испанская рапсодия", этюды по каприсам Паганини), второй - обработками клавесинных пьес 17-18 вв., этюдов Шопена и вальсов Штрауса. Лист (а также его последователи) показал принципиально иной, чем его предшественники, подход к жанру Т. С одной стороны, он порвал с манерой салонных пианистов 1-й пол. 19 в. Заполнять Т. Бессодержательными пассажами, не имеющими отношения к музыке произв. И предназначенными продемонстрировать виртуозные достоинства исполнителя. С другой - он отошёл и от чрезмерно буквального воспроизведения текста подлинника, считая возможным и необходимым компенсировать неизбежную при переложении утрату нек-рых сторон художественного целого др.
Средствами, предоставляемыми новым инструментом. В транскрипциях Листа, Бузони, Годовского пианистич. Изложение, как правило, находится в соответствии с духом и содержанием музыки. Вместе с тем в изложении допускаются разл. Изменения деталей мелодии и гармонии, ритма и формы, регистровки и голосоведения и т. П., вызываемые спецификой нового инструмента (яркое представление об этом даёт сравнение Т. Одного и того же каприса Паганини - E-dur No 9, сделанных Шуманом и Листом). Выдающимся мастером скрипичной Т. Был Ф. Крейслер (обработки пьес В. А. Моцарта, Шуберта, Шумана и др.). Более редкая форма Т. - оркестровая (напр., "Картинки с выставки" Мусоргского - Равеля). Значит. Развитие получил жанр Т., гл. Обр. Фортепьянной, в рус.
(А. Л. Гурилёв, А. И. Дюбюк, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов) и сов. Музыке (А. Д. Каменский, И. И. Михновский, С. Е. Фейнберг, Д. Б. Кабалевский, Г. Р. Гинзбург, Н. Е. Перельман, Т. П. Николаева и др.).Лучшие образцы Т. ("Лесной царь" Шуберта - Листа, "Чакона" Баха - Бузони и др.) имеют непреходящую художеств. Ценность. Однако обилие низкосортных Т., созданных разл. Виртуозами, дискредитировало этот жанр и привело к исчезновению его из репертуара мн. Исполнителей.Литература. Школа фортепианной транскрипции, сост. Коган Г. М., вып. 1-6, М., 1970-78. Busoni F., Entwurf einer neuen Дsthetik der Tonkunst, Triest, 1907, Wiesbaden, 1954 (рус. Пер. - Бузони Ф., Эскиз новой эстетики музыкального искусства, СПБ, 1912). Antcliffe H., The use and abuse of transcription and modernisations, "Bulletin de la Sociйtй Union Musicologique", Bd 4, 1924.
Estreicher Z., Une technique de transcription de la musique exotique, в изд. Bibliothek et Musйes de la ville de Neuchвtel, 1956, Neuchвtel, 1957. Stockmann D., Das Problem der Transcription in der musikethnologischen Forschung, "Deutsches Jahrbuch fьr Volkskunde", Bd 12, 1966.Г. М. Коган..
Дополнительный поиск Транскрипция
На нашем сайте Вы найдете значение "Транскрипция" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Транскрипция, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 12 символа