Трёхчастная форма

146

Тип композиционной структуры, со 2-й пол. 17 в. Применяемый в европ. Проф. Музыке в качестве формы целой пьесы или её части. Т. Ф. В спец. Значении термина предполагает не только наличие трёх осн. Разделов, но и ряд условий, касающихся соотношения этих разделов и их структуры (общепринятые определения Т. Ф. Ориентируются гл. Обр. На произв. Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена раннего и среднего периодов творчества, однако аналогич. Формы в музыке более позднего времени нередко отличаются от классич. Вида). Различают простую и сложную Т. Ф. В простой 1-я часть представляет собой однотональный или модулирующий период (либо заменяющее его построение), средняя часть, как правило, не имеет устойчивой структуры, а 3-я часть является репризой первой, иногда с расширением.

Возможен и самостоят. Период (безрепризная Т. Ф.). В сложной Т. Ф. 1-я часть - обычно простая двух- или трёхчастная форма, средняя часть по структуре близка 1-й или более свободна, а 3-я часть - реприза первой, точная или видоизменённая (в вок. Соч. - повторение музыки, но не обязательно и словесного текста). Встречается и промежуточный вид между простой и сложной Т. Ф. Средняя (вторая) часть - в простой двух- или трёхчастной форме, а крайние - в форме периода. Если последний не уступает по размерам и значению средней части, то вся форма ближе к сложной Т. Ф. (Вальс ор. 40 No 8 для фп. П. И. Чайковского). Если же период невелик, то к простой с обрамляющими её вступлением и заключением ("Песня Индийского гостя" из оперы "Садко" Римского-Корсакова).

Вступление и заключение (кода) встречаются в любом виде Т. Ф., как и связующие части между осн. Разделами, иногда развёрнутые (особенно в сложной Т. Ф. Между средним разделом и репризой).Первый раздел Т. Ф. Выполняет экспозиционную функцию (в сложной Т. Ф. - с элементами развития), т. Е. Представляет собой изложение темы. Середина (2-я часть) простой Т. Ф. - чаще всего развитие муз. Материала, изложенного в 1-й части. Встречаются средние части, построенные на новом тематич. Материале, контрастирующем материалу крайних частей (Мазурка C-dur op. 33 No 3 Шопена). Иногда средняя часть содержит как новый материал, так и развитие темы 1-й части (3-я часть - ноктюрн - из 2-го струн. Квартета Бородина). В сложной Т. Ф. Средний раздел почти всегда контрастирует крайним.

Если он написан в формах периода, простой двух- или трёхчастной, его часто называют трио (поскольку в 17 - нач. 18 вв. Он обычно излагался трёхголосно). Сложная Т. Ф. С такой средней частью применяется преим. В быстрых, в частности танц., пьесах. С менее оформленной, более текучей средней частью (эпизодом) - чаще в медленных пьесах.Смысл репризы Т. Ф. Обычно состоит в утверждении осн. Образа пьесы после контрастирующего либо в воспроизведении главной муз. Мысли в целостном виде после развития её отд. Сторон и элементов. В обоих случаях реприза способствует завершённости формы. Если реприза изменена так, что в ней создаётся новый уровень напряжения по сравнению с 1-й частью формы, то Т. Ф. Называется динамической (такие формы значительно чаще встречаются среди простых Т.

Ф., нежели сложных). Изредка реприза простой Т. Ф. Начинается не в главной тональности ("Забытый вальс" No 1 для фп. Листа, "Сказка" ор. 26 No 3 для фп. Метнера). Иногда возвращается главная тональность, но не тема 1-го раздела (т. Н. Тональная реприза. "Песня без слов" g-moll No 6 для фп. Мендельсона).Т. Ф. Может быть расширена и обогащена посредством повторения её частей, точного или варьированного. В простой Т. Ф. Нередко повторяется 1-й период, в отд. Случаях с транспозицией или частичной транспозицией в др. Тональность (1-я часть Траурного марша - до трио - из сонаты No 12 для фп. Бетховена. "Забытый вальс" No 1 для фп. Листа. Этюд ор. 25 No 11 Шопена. Марш ор. 65 No 10 для фп. Прокофьева). Не менее часто повторяются середина и реприза. Если варьирование середины или 3-го раздела при их повторении связано с изменением тональности, то форма называется простой двойной трёхчастной и приближается к рондообразной.

В сложной Т. Ф. По её окончании изредка повторяются трио и 3-й раздел ("Марш Черномора" из оперы "Руслан и Людмила" Глинки). Если вместо повторения даётся новое трио, возникает двойная сложная Т. Ф. (сложная Т. Ф. С двумя трио), также близкая рондо ("Свадебный марш" из музыки к комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь" Мендельсона).К усложнению Т. Ф. Ведёт не только повторение частей, но и их внутреннее разрастание. Начальный модулирующий период простой Т. Ф. Может приобрести черты сонатной экспозиции, середина - разработки, а вся форма - черты сонатного allegro (см. Сонатная форма). В др. Случаях новый материал средней части Т. Ф. (простой или сложной) развёрнуто излагается в коде или конце репризы в гл. Тональности, что создаёт соотношение тем, типичное для сонаты без разработки.Несмотря на простоту и естественность своей закруглённой структуры (ABA или АВА1), Т.

Ф. Описанных видов возникла позднее двухчастной и не имеет столь непосредственных и явных, как эта последняя, корней в нар. Музыке. Происхождение Т. Ф. Связано прежде всего с муз. Т-ром, особенно с оперной арией da capo.Простая Т. Ф. Применяется в качестве формы к.-л. Раздела нециклич. Произв. (рондо, сонатное allegro, сложная Т. Ф. И др.), а также в романсах, оперных ариях и ариозо, небольших пьесах танцевального и иного характера (напр., в прелюдиях, этюдах). Как форма самостоят. Пьесы простая Т. Ф. Приобрела большое распространение в послебетховенский период. Иногда она встречается и как форма медленной части цикла (в концерте для скрипки Чайковского. Наиболее развёрнутый образец - во 2-м фп. Концерте Рахманинова). Динамическая простая Т.

Ф. Особенно часто встречается у Ф. Шопена, П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина.Сложная Т. Ф. Применяется в танц. Пьесах и маршах, ноктюрнах, экспромтах и др. Инстр. Жанрах, а также как форма оперного или балетного номера, реже романса ("Я помню чудное мгновенье", "Я здесь, Инезилья" Глинки). Весьма распространена сложная Т. Ф. В средних частях сонатно-симф. Циклов, особенно быстрых (скерцо, менуэт), но также и медленных. Наиболее развитые образцы сложной Т. Ф. Представляют собой нек-рые симф. Скерцо Бетховена, Траурный марш из его "Героической" симфонии, симф. Скерцо др. Композиторов (напр., 2-е части 5-й и 7-й симфоний Шостаковича), а также отд. Пьесы композиторов-романтиков (напр., Полонез ор. 44 Шопена). Возникли и сложные Т. Ф. Особого рода, напр.

С крайними частями в форме сонатного allegro (скерцо из 9-й симфонии Бетховена и 1-й симфонии Бородина).В теоретич. Трудах отличия Т. Ф. От нек-рых др. Типов муз. Формы определяются по-разному. Так, в ряде руководств сложная Т. Ф. С эпизодом отнесена к формам рондо. Существуют объективные трудности при разграничении простой Т. Ф. С серединой, развивающей материал 1-й части, и простой репризной двухчастной формы. Как правило, повторение в репризе всего начального периода считается главным свидетельством трёхчастности формы, а одного предложения - двухчастности (при этом учитываются и дополнит. Критерии). Э. Праут рассматривает оба названных типа форм как двухчастные, поскольку середина не даёт контраста, тяготеет к репризе и нередко повторяется вместе с ней.

Наоборот, А. Шёнберг трактует оба эти типа как трёхчастные формы, т. К. В них присутствует реприза (т. Е. 3-я часть), хотя бы и сокращённая. Представляется целесообразным, независимо от того или иного разграничения рассматриваемых типов, объединить их общим понятием простой репризной формы. Пропорции нек-рых произв. Не соответствуют названию того типа формы, к к-рому они относятся (напр., в Т. Ф. С кодой фактически могут оказаться 4 равновеликие части). Мн. Композиции, трёхчастные в общем смысле слова, не принято называть Т. Ф. В спец. Значении термина. Таковы, напр., трёхактные оперы, трёхчастные симфонии, концерты и т. Д., строфич. Вок. Сочинения, содержащие три строфы текста с разной музыкой, и др.Литература. См. При ст. Форма музыкальная..

Значения в других словарях
Третьяков В. В.

Виктор Викторович (р. 17 X 1946, Красноярск) - сов. Скрипач. Нар. Арт. РСФСР (1979). Окончил Моск. Консерваторию (1970) и аспирантуру при ней (1973) у Ю. И. Янкелевича. С 1970 солист Моск. Филармонии. Игре Т. Присущи эмоциональность, масштабность, виртуозность. В репертуаре Т. Все скр. Произв. И. Брамса, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, а также концерты, сонаты, пьесы рус., сов. И заруб. Композиторов. 1-е пр. На Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1965, Москва), М..

Треугольник

(итал. Triangolo, франц. Triangle, нем. Triangel, англ. Triangle) - ударный инструмент высокой тесситуры. Представляет собой стальной прут диаметром ок. 8-10 мм. Согнутый в форме равнобедренного треугольника, не замкнутого в одном из углов. Различают малый Т. (длина основания 150 мм), средний (200 мм) и большой (250 мм). Малый Т. Звучит высоко и "тонко", большой - более низко и "сочно". При игре исполнитель держит Т. На жильной струне в левой руке или подвешивает к пульту. Ударяет по разл. Частя..

Трецца

(итал. Trezza) - подвижный трёхдольный танец (часто с ритмом ), близкий куранте и гальярде. Предполагается, что Т. Происходит из Венеции и связана со старинным хороводным танцем трйской. Упоминаемая ещё в 13 в. Tresca (с изменённым названием - trescone или ntrezzata) поныне остаётся итал. Нар. Танцем. Подобно треске, Т. Исполнялась группой танцоров (с этим, возможно, связано название Т., к-рое является диалектной формой от итал. Treccia - шнурок, связка). В 17 в. Т. Встречается только в нем. И а..

Треш

См. Трецца.. ..

Дополнительный поиск Трёхчастная форма Трёхчастная форма

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Трёхчастная форма" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Трёхчастная форма, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 17 символа