Трубадур

218

(франц. Troubadour, от провансальского trobador, от trobar - находить, изобретать, слагать стихи. Восходит через позднелат. Tropo - создаю тропы, воспеваю к греч. Tropos - троп, образ) - поэт-певец Юж. Франции в кон. 11 - нач. 14 вв. Иск-во Т. Получило распространение в Провансе и др. Провинциях Др. Окситании (в т. Ч. Лангедоке, Оверни). Поэтич. Творчество Т. - первый опыт европ. Лирич. Поэзии на нар. Языке ок (langue d'oc). На его формировании сказалось влияние нац. Фольклора, латинской (особенно духовной) и испано-араб. Поэзии. Светская по происхождению и содержанию, лирика Т. Порождена куртуазными (придв.) идеалами феодальной аристократии и культивировалась гл. Обр. В феодальных замках. Т. Принадлежали в основном к высшей знати, однако в их числе были и представители менее имущих слоёв населения.

Среди наиболее видных Т. (ныне известны имена 460). Гильом IX герцог Аквитанский, барон Бертран де Борн, Рембаут III Оранский, Джауфре Рюдель князь Блайи, Гираут де Борнейль, Серкальмон (букв.- странствующий по свету), Маркабрю, Фуше Марсельский, Арнаут Даниель, Рембаут де Вакейрас, Бернар, Пейре и Мария де Вентадур, графиня Диа, Арнаут де Марейль, Гираут Рикьер, Ги, Пейре, Эбль и Эль д'Юсель, монах из Монтодона, Пейре Альвернский.Центр. Место в творчестве Т. Занимала любовная лирика, встречались также темы феодальных междоусобиц и крестовых походов, в к-рых многие Т. Принимали участие, антипапские мотивы. Т. Были первыми представителями светского иск-ва, владевшими муз. Грамотой (сохранились 264 песни с нотной записью).

В основе своей творчество Т. Было иск-вом устной традиции и предназначалось для пения. Как писал Фуше Марсельский, "строфа без музыки - всё, равно, что мельница без воды". Т. Сам исполнял свои песни (часто в сопровождении менестреля) или поручал их исполнение состоявшему у него на службе жонглёру. Для аккомпанемента служили виела (см. Виола), арфа, цистра и др. Инструменты. Песни в исполнении менестрелей либо бродячих жонглёров звучали также на городских площадях, что способствовало распространению иск-ва Т. Мелодии песен по характеру близки народным, ритмика мелодий подчинялась ритмике текста и в нотных записях не обозначена. По точным и строгим правилам слагались стихи. Богатейшая лирика Т. Укладывалась в рамки немногих поэтич.

Форм, каждая из к-рых, как правило, соответствовала определённому жанру. Среди осн. Жанров и форм лирики Т.-серена - вечерняя песня, альба - утренняя песня, пасторела (или пастурель), тенсона (или тенсо. Песня-пререкание, диалог - спор, диспут), рондо, баллада и эстампида - танц. Песни, плэн - печальная песня, плач, сирвента - строфич. Сатирич., политич. Песня, кобла - любовная песня, состоящая из одной строфы, канцона. Большое значение придавалось поэтич. Мастерству, красоте, изяществу и чистоте языка, виртуозной отделке формы. Увлечение аллегориями, намёками, иносказаниями, свойственными ср.-век. Иск-ву, порой приводило к тому, что содержание стихов могло быть понято и оценено лишь узким кругом слушателей. Однако были и противники подобной герметизации иск-ва, что нашло отражение в споре сторонников двух стилей (манер) -"trobar clus, oseur" (замкнутого, тёмного) и "trobar leu, pla, clar" (лёгкого, ясного).После закончившихся победой северян альбигойских войн (1209-29), когда в Провансе была учреждена инквизиция, иск-во Т., как и провансальская культура в целом, стало утрачивать своё значение.

Чтобы оживить поэзию Т., в Тулузе в 1323 была создана лит. Академия "Консистория весёлой науки" ("Consistori de la gaya sciena") и учреждены т. Н. Цветочные игры ("Jeux floraux") - состязания Т., где в качестве премии присуждались цветы из золота и серебра. Состязания просуществовали до кон. 15 в., но возродить иск-во Т. Не смогли.Лирика Т. Оказала влияние на развитие франц. (труверы), нем. (миннезингеры), испан., португ., англ., итал. Поэзии, на теорию и практику "народного красноречия" Данте и творчество Петрарки, на всю последующую историю европ. Лит-ры.Интерес к Т. Пробудился вновь в нач. 19 в. Поэзия Т. Оказала заметное влияние на творчество Л. Уланда, Г. Гейне, Э. Ростана, англ. Прерафаэлитов, А. А. Блока. Возникло даже особое направление в поэзии "genre troubadour" ("трубадурский стиль").Публикации.

Иванов-Борецкий М. В., Музыкально-историч. Хрестоматия, вып. 1, М., 1929, М933. Пурашев Б. И., Шор Р. О., Хрестоматия по зарубежной литературе средних веков, М., 1953, с. 121-44. Песни трубадуров, (пер. Со старопрованс. А. Наймана), М., 1979. Mahn C. A. F., Die Werke der Troubadours in provenzalischer Sprache, Bd 1-5, В., 1846-86. Appel С., Provenzalische Chrestomathie..., Lpz., 1895, 1930. Gennrich F., Der musikalische NachlaЯ der Troubadours, Bd 1-3, Darmstadt-Fr./M., 1958-65.Литература. Деларю Ф., Очерк истории провансальской поэзии любви, СПБ, 1879. Иванов К. A., Трубадуры, труверы и миннезингеры, СПБ, 1901, П., 1915. Его же, Избранные статьи. Французская литература, М.-Л., 1965. Шишнарев В., Лирика и лирики позднего средневековья. Очерки по истории поэзии Франции и Прованса, СПБ - Париж, 1911.

Смирнов A. A., Рыцарская литература (XII-XIII вв.), в кн. История французской литературы, т. 1, М.-Л., 1946, с. 80-93. Фридман Р. A., Любовная лирика трубадуров и ее истолкование, Ученые записки Рязанского гос. Педагогического института, т. 34, 1965. Мейлах M. Б., Язык трубадуров, М., 1975 (библиография публикаций и исследований). Laborde A. De, Essai sur la musique ancienne et moderne, Bd 1-2, P., 1780. Coussemaker E. De, L'art harmonique aux XII et XIII siиcles, P., 1865. Chabaneau C., Les biographies des troubadours en langue provenзale, Toulouse, 1885. Tiersot J., Histoire de la chanson populaire en France, P., 1889 (рус. Пер. - Тьерсо Ж., История народной песни во Франции, М., 1975). Jeanroy A., Les origines de la poйsie lyrique en France au moyen вge, P., 1889, 1965.

Aubry P., La rythmique musicale des troubadours et des trouvиres, P., 1907. Его же, Trouvиres et troubadours, P., 1909 (рус. Пер. - Обри П., Трубадуры и труверы, М., 1932). Beck J. В., Die Melodien der Troubadours..., Strassburg, 1908, нов. Изд., N. Y., 1976. Его жe, La musique des troubadours, йtude critique, P., 1910. Gennrich F., Rondeaux, Virelais und Balladen, Bd 1-2, Dresd.-Gott., 1921-27, Bd 3, Fr./M., 1963. Angles H., Les melodies del trobador Guiraut Riquier, "Estudis Universitarsi Catalans", v. 11, 1926. Его жe, La musica a Catalunya fins al segle XIII, Barcelona, 1935. Gйrold T h La musique au moyen вge, P., 1932. Pruniиres H., Nouvelle histoire de la musique, pt 1, P., 1934 (рус. Пер.- Pрюньeр A., Новая история музыки, т.

1, М., 1937). Sesini U., Le mйlodie trobadonche nel canzoniere provenzale dйlia Biblioteca Ambrosiana, Torino, 1942. Montеrosso R., Musica e ritmica dei trovatori, Mil., 1956. Aarburg U., Muster fьr die Edition mittelalterlicher Liedmelodien, "Mf", 1957, Jahrg. 10, No 2. Lоmmatzsсh E. (Hrsg.), Leben und Lieder der provenzalischen Troubadours..., Bd 1-2, В., 1957-59. Rerrin R. H., Descant and troubadour melodies. A problem in terms, "JAMS", 1963, v. 16, No 3. Воutiиre J., Schutz A. H., Biographies des troubadours. Textes provenзaux des XIII et XIV siиcles, P.,1964. Сhailley J., Histoire musicale du moyen вge, P., 1950, 1969. Bec P., Prйsence des troubadours, Poitiers, 1971. См. Также лит. При статьях Трувер, Жонглёр, Пастурель и др.А.

Т. Тевосян..

Значения в других словарях
Трояновский Б. С.

Борис Сергеевич (3(15) IV 1883, с. Ругодево, Новоржевского уезда, ныне Псковская обл.- 12 VI 1951, Ленинград) - сов. Исполнитель на балалайке, композитор. Засл. Арт. Республики (1923). Основоположник совр. Виртуозной школы игры на балалайке. В 1904-11 солист оркестра В. В. Андреева. В 1908-15 концертировал за границей. В 1919 стал одним из инициаторов создания в Москве первого проф. Ансамбля рус. Нар. Инструментов под упр. П. И. Алексеева (от к-рого ведёт начало Русский народный оркестр им. Н. П..

Труба

(от древневерхненем. Trumba. Итал. Tromba, франц. Trompette, нем. Trompete, англ. Trumpet) - дух. Медный мундштучный муз. Инструмент. Изготовляется из латуни или сплава меди с цинком (т. Н. Томпак или полутомпак). Состоит из дважды согнутого переходящего в раструб ствола цилиндро-конич. Сечения (диаметр ок. 11 мм, дл. Ок. 1500 мм) и мундштука в виде полушария. Звук светлый, яркий. Т. Известна с древности. В ср. Века т. Н. Натуральная Т. (без вентилей) применялась в качестве сигнального инструмен..

Трубин В. Н.

Владимир Николаевич (1861, Чернигов - 30 IV 1930, Москва) - рус. Певец (бас). Занимался в Киевском муз. Уч-ще, затем в Петерб. Консерватории у К. Эверарди. В 1885-91 и 1892-94 пел на сцене Большого т-ра, в 1891-92 - Мариинского т-ра, затем в Киеве, Харькове, Тбилиси, Одессе и др. Городах. С 1898 артист Моск. Частной рус. Оперы, в 1905-17 - Оперного т-ра С. И. Зимина, затем Т-ра Моск. Совета рабочих депутатов. В последние 10 лет жизни выступал редко. В исполнении Т. Выделялись партии Сусанина, Ру..

Трувер

(франц. Trouvere, от trouver - находить, придумывать, сочинять тропы) - поэт-певец Сев. Франции кон. 12-13 вв. Лирич. Поэзия Т. Первоначально распространилась в Вост. И Сев. Франции (графства Шампань, Фландрия, герцогство Брабант), затем на лежащей к северу от Луары территории языка ойль (langue d'oil), в т. Ч. В графстве Анжу и герцогстве Нормандия. Творчество Т. Сложилось под влиянием поэзии трубадуров (тематика, стиль, система жанров, культ куртуазной любви, поэтич. Мастерство) при дворах фео..

Дополнительный поиск Трубадур Трубадур

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Трубадур" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Трубадур, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 8 символа