Тувинская музыка
Самобытные нац. Формы и жанры Т. М. Уходят корнями в тув. Фольклор, в к-ром широко представлены лирич., обрядовые песни, частушки, инструментальные наигрыши и др. Народные музыканты, странствующие по аулам, были гл. Распространителями муз. Культуры. В народе сохранились древние песни, связанные с его историей, кочевым бытом скотоводов-охотников. Основа ладового строя тув. Нар. Музыки - ангемитоника (см. Ангемитонный звукоряд). Т. М. Характеризуется самобытными интонациями, разнообразием ритмич. Структур. Старинные протяжные песни отличаются обширным диапазоном мелодии, широтой дыхания. Тув. Нар. Песни делятся на две жанровые группы. Ырлар и кожамык. Ырлар - это медленные лирич. Песни с распевными мелодиями и поэтич. Текстами преим. Созерцат. Характера.
Кожамык - быстрые песни с мелодиями нераспевного типа, имеющие иногда припевы (кожумак). Тексты этих песен преим. Импровизированные, отражают разнообразные темы. Песни обоих жанров - сольные, но на празднествах иногда поются хором в унисон. Особым вок. Жанром Т. М. Является горловое пение - своеобразный вид сольного остинатного двухголосия. Это пение известно также у нек-рых др. Народов (монголов, хакасов, башкир, алтайцев), однако у тувинцев оно было наиболее развито. Сохранилось в четырёх стилевых разновидностях (сыгыт, каргыраа, эзенгилээр, борбаннадыр). Богато орнаментированы свадебные, лирич., трудовые песни, а также благопожелания. В старинных песнях воспевалась борьба аратов против колонизаторов и феодалов. Народная музыка оказала большое влияние на развитие совр.
Тув. Песенного творчества. Муз. Инструментарий богат и разнообразен. Щипковые - шанзы, чадаган, шелер-хомус, хола-хомус, хулузун-хомус. Духовые - бурээ, бушкуур, тун, мургу, шоор. До Октябрьской революции 1917 бытовали также шумовые ламские и шаманские инструменты - шан, конга, дамбыра, кенгирге, дунгур.Начало становления проф. Т. М. Относится ко 2-й пол. 30-х гг. 20 в. Её развитие связано с освоением нар. Наследия и влиянием рус. Классич. И сов. Музыки. Большое значение имело создание муз.-драм. Театра-студии (1936), к-рым руководили в 40-е гг. Композиторы А. Н. Аксёнов, И. Л. Израйлевич, дирижёр Р. Г. Миронович, реж. И. Я. Исполнев и др. В театре-студии формировалось иск-во певцов М. Мунзука, К. Мунзука, комп. А. Чыргал-оола, Р. Кенденбиля, Е. Кенденбиля, X. Конгара, В.
Кок-оола, А. Лаптана, С. Байыра, О. Намдараа, С. Монгуша, Н. Кысыгбай, В. Монгольбии. Одним из первых зачинателей песенного композиторского творчества был драматург и актёр Кок-оол. Его песни "Аныяктар" ("Молодёжь"), "Мээн Тывам" ("Моя Тува") и др. Стали широко известны.Интенсивное развитие тув. Проф. Музыки началось после добровольного вхождения Тувы в состав СССР (1944). Рост муз. Культуры и иск-ва сопровождался освоением нового социалистич. Содержания и новых муз. Форм. Особую популярность получили короткие куплетные частушки с чётким ритмом. При муз.-драм. Театре-студии в 1941 организован оркестр нар. Инструментов. В 1947 открыта муз. Школа (ныне - 18 муз. Школ), в том же году при студии основано хореографич. Отделение. В 1950 открыт областной Дом нар.
Творчества, в 1960 - муз. Уч-ще (ныне - Уч-ще иск-в). Большой вклад в развитие Т. М. Внёс комп. Аксёнов, создавший ряд произв. На материале тув. Фольклора и монографию "Тувинская народная музыка" (1964). Со 2-й пол. 50-х гг. Наряду с традиц. Муз. Жанрами появляются симф. Произв. "Алдан-Маадыр" Чыргал-оола, музыкальная сказка "Чечен и Белекма" Р. Кенденбиля, Чыргал-оол написал симфоническую "Поэму радости" (1967), а также симфонию "Моя Тува" (1970. Гос. Пр. Тув. АССР, 1971), концерт для скрипки с орк., орк. Картину "Челер-оюм" ("Мой иноходец"), музыку к драм. Спектаклям ("Певцы дня", 1973), хор. Обработки, кантату "Отчизна" и др. Творчество Р. Кенденбиля представлено симфонией, 3 квартетами, "Колхозной сюитой" для симф. Оркестра, хор. Обработками, сюитой "Расцветай, мой край родной".
Инстр. Произв. Тув. Композиторов, как правило, программны. В 1966 создан Симф. Оркестр радио и телевидения, с 1969 работает филармония, с 1970 - Тув. Ансамбль песни и танца "Саяны", в 1978 создан Союз композиторов Тув. АССР. В республике систематически ведётся работа по собиранию нар. Песен и инструментальных наигрышей. Первые записи тув. Муз. Фольклора осуществили в 1910-20-х гг. Музыковеды А. В. Анохин, Е. В. Гиппиус, З. В. Эвальд. В дальнейшем - С. И. Булатов, Израйлевич, Миронович, Аксёнов, М. Мунзук, фольклористы Тув. НИИ языка, лит-ры и истории. Традиц. Декады, олимпиады, смотры художеств. Самодеятельности и слёты певцов, проводимые в республике, превращаются в большие праздники нар. И проф. Иск-ва. Среди деятелей тув. Муз. Иск-ва. Композиторы - засл. Деят.
Иск-в РСФСР Чыргал-оол, Р. Кенденбиль, Д. Хуреш-оол. Певцы - нар. Арт. РСФСР М. Мунзук, К. Мунзук, нар. Арт, Тув. АССР Н. Олзей-оол, засл. Арт. РСФСР X. Конгар, Кок-оол, А. Лаптан, засл. Арт. Тув. АССР Е. Кенденбиль.Литература. Сейфулин X. М., Образование Тувинской автономной области РСФСР, Кызыл, 1954. История Тувы,т. 2, М., 1964. Аксёнов А. Н., Тувинская народная музыка, М., 1964. На тув. Яз. - Mунзук М., Тыва улустун ырлары, Кызыл, 1973.З. К. Кыргыс.
Дополнительный поиск Тувинская музыка
На нашем сайте Вы найдете значение "Тувинская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тувинская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 16 символа