Тувинская музыка

154

Самобытные нац. Формы и жанры Т. М. Уходят корнями в тув. Фольклор, в к-ром широко представлены лирич., обрядовые песни, частушки, инструментальные наигрыши и др. Народные музыканты, странствующие по аулам, были гл. Распространителями муз. Культуры. В народе сохранились древние песни, связанные с его историей, кочевым бытом скотоводов-охотников. Основа ладового строя тув. Нар. Музыки - ангемитоника (см. Ангемитонный звукоряд). Т. М. Характеризуется самобытными интонациями, разнообразием ритмич. Структур. Старинные протяжные песни отличаются обширным диапазоном мелодии, широтой дыхания. Тув. Нар. Песни делятся на две жанровые группы. Ырлар и кожамык. Ырлар - это медленные лирич. Песни с распевными мелодиями и поэтич. Текстами преим. Созерцат. Характера.

Кожамык - быстрые песни с мелодиями нераспевного типа, имеющие иногда припевы (кожумак). Тексты этих песен преим. Импровизированные, отражают разнообразные темы. Песни обоих жанров - сольные, но на празднествах иногда поются хором в унисон. Особым вок. Жанром Т. М. Является горловое пение - своеобразный вид сольного остинатного двухголосия. Это пение известно также у нек-рых др. Народов (монголов, хакасов, башкир, алтайцев), однако у тувинцев оно было наиболее развито. Сохранилось в четырёх стилевых разновидностях (сыгыт, каргыраа, эзенгилээр, борбаннадыр). Богато орнаментированы свадебные, лирич., трудовые песни, а также благопожелания. В старинных песнях воспевалась борьба аратов против колонизаторов и феодалов. Народная музыка оказала большое влияние на развитие совр.

Тув. Песенного творчества. Муз. Инструментарий богат и разнообразен. Щипковые - шанзы, чадаган, шелер-хомус, хола-хомус, хулузун-хомус. Духовые - бурээ, бушкуур, тун, мургу, шоор. До Октябрьской революции 1917 бытовали также шумовые ламские и шаманские инструменты - шан, конга, дамбыра, кенгирге, дунгур.Начало становления проф. Т. М. Относится ко 2-й пол. 30-х гг. 20 в. Её развитие связано с освоением нар. Наследия и влиянием рус. Классич. И сов. Музыки. Большое значение имело создание муз.-драм. Театра-студии (1936), к-рым руководили в 40-е гг. Композиторы А. Н. Аксёнов, И. Л. Израйлевич, дирижёр Р. Г. Миронович, реж. И. Я. Исполнев и др. В театре-студии формировалось иск-во певцов М. Мунзука, К. Мунзука, комп. А. Чыргал-оола, Р. Кенденбиля, Е. Кенденбиля, X. Конгара, В.

Кок-оола, А. Лаптана, С. Байыра, О. Намдараа, С. Монгуша, Н. Кысыгбай, В. Монгольбии. Одним из первых зачинателей песенного композиторского творчества был драматург и актёр Кок-оол. Его песни "Аныяктар" ("Молодёжь"), "Мээн Тывам" ("Моя Тува") и др. Стали широко известны.Интенсивное развитие тув. Проф. Музыки началось после добровольного вхождения Тувы в состав СССР (1944). Рост муз. Культуры и иск-ва сопровождался освоением нового социалистич. Содержания и новых муз. Форм. Особую популярность получили короткие куплетные частушки с чётким ритмом. При муз.-драм. Театре-студии в 1941 организован оркестр нар. Инструментов. В 1947 открыта муз. Школа (ныне - 18 муз. Школ), в том же году при студии основано хореографич. Отделение. В 1950 открыт областной Дом нар.

Творчества, в 1960 - муз. Уч-ще (ныне - Уч-ще иск-в). Большой вклад в развитие Т. М. Внёс комп. Аксёнов, создавший ряд произв. На материале тув. Фольклора и монографию "Тувинская народная музыка" (1964). Со 2-й пол. 50-х гг. Наряду с традиц. Муз. Жанрами появляются симф. Произв. "Алдан-Маадыр" Чыргал-оола, музыкальная сказка "Чечен и Белекма" Р. Кенденбиля, Чыргал-оол написал симфоническую "Поэму радости" (1967), а также симфонию "Моя Тува" (1970. Гос. Пр. Тув. АССР, 1971), концерт для скрипки с орк., орк. Картину "Челер-оюм" ("Мой иноходец"), музыку к драм. Спектаклям ("Певцы дня", 1973), хор. Обработки, кантату "Отчизна" и др. Творчество Р. Кенденбиля представлено симфонией, 3 квартетами, "Колхозной сюитой" для симф. Оркестра, хор. Обработками, сюитой "Расцветай, мой край родной".

Инстр. Произв. Тув. Композиторов, как правило, программны. В 1966 создан Симф. Оркестр радио и телевидения, с 1969 работает филармония, с 1970 - Тув. Ансамбль песни и танца "Саяны", в 1978 создан Союз композиторов Тув. АССР. В республике систематически ведётся работа по собиранию нар. Песен и инструментальных наигрышей. Первые записи тув. Муз. Фольклора осуществили в 1910-20-х гг. Музыковеды А. В. Анохин, Е. В. Гиппиус, З. В. Эвальд. В дальнейшем - С. И. Булатов, Израйлевич, Миронович, Аксёнов, М. Мунзук, фольклористы Тув. НИИ языка, лит-ры и истории. Традиц. Декады, олимпиады, смотры художеств. Самодеятельности и слёты певцов, проводимые в республике, превращаются в большие праздники нар. И проф. Иск-ва. Среди деятелей тув. Муз. Иск-ва. Композиторы - засл. Деят.

Иск-в РСФСР Чыргал-оол, Р. Кенденбиль, Д. Хуреш-оол. Певцы - нар. Арт. РСФСР М. Мунзук, К. Мунзук, нар. Арт, Тув. АССР Н. Олзей-оол, засл. Арт. РСФСР X. Конгар, Кок-оол, А. Лаптан, засл. Арт. Тув. АССР Е. Кенденбиль.Литература. Сейфулин X. М., Образование Тувинской автономной области РСФСР, Кызыл, 1954. История Тувы,т. 2, М., 1964. Аксёнов А. Н., Тувинская народная музыка, М., 1964. На тув. Яз. - Mунзук М., Тыва улустун ырлары, Кызыл, 1973.З. К. Кыргыс.

Значения в других словарях
Тубафон

Тубoфoн (от лат. Tuba - труба и греч. Ponn - звук. Итал. Tubafono, франц. Tubaphone, нем. Tubaphon, англ. Tubafon), - ударный муз. Инструмент. Представляет собой колокольчики, в к-рых металлич. Пластинки заменены металлич. (медными, стальными) трубочками. Трубочки (12-36) подвешены в горизонтальном положении на кишечных струнах или шёлковых шнурах, в нек-рых случаях они соединены между собой пружинками, препятствующими их соприкосновению при игре. Звук извлекается 2 деревянными (палисандровыми) ..

Тубин Э.

Эдуард (р. 5(18) VI 1905, Калласте, близ Тарту) - эст. Композитор и дирижёр. В 1930 окончил Тартускую высшую муз. Школу по классу композиции у X. Эллера. В 1930-44 репетитор и дирижёр в Тартуском т-ре "Ванемуйне". Руководил разл. Хорами. С 1944 - в Швеции, где до 1972 работал в Дротнингхольмском дворцовом т-ре. Автор первого эст. Балета "Домовой" (соч. 1940), сюжет к-рого основан на эст. Нар. Сказках.Сочинения. Оперы - Барбара фон Тизенхузен (1968, Эст. Т-р оперы и балета), Пастор из Рейги (Reig..

Тугаринова Т. Ф.

Татьяна Фёдоровна (р. 15 V 1925, Торжок Калининской обл.) - сов. Певица (лирико-драм. Сопрано). Нар. Арт. РСФСР (1970). Чл. КПСС с 1970. В 1957 окончила Моск. Консерваторию по классу пения у Н. Л. Дорлиак. С 1956 солистка Большого т-ра. Точность и чистота интонации, сдержанность жестов - отличит. Черты исполнительского иск-ва Т. Партии. Ярославна, Лиза, Кума Настасья, Феврония, Аида. Елизавета ("Дон Карлос"), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи) и др. В составе оперной труппы Большого т-ра гастр..

Тугуши Н. С.

Натела Северьяновна (р. 31 III 1931, с. Авчала, Груз. ССР) - сов. Певица (колоратурное сопрано). Нар. Арт. Груз. ССР (1969). В 1954 окончила Тбилисскую консерваторию у Д. Н. Шведова. С 1951 выступала в Оперной студии консерватории, с 1955 солистка Груз. Т-ра оперы и балета. Среди партий - Людмила, Лючия, Джильда, Виолетта, Розина. Серпина ("Служанка-госпожа" Перголези), Мюзетта ("Богема"), Кето ("Кето и Котэ" Долидзе), Mapo ("Даиси"). Разнообразны конц. Программы певицы. Вок. Цикл "Круг песен" Ш..

Дополнительный поиск Тувинская музыка Тувинская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тувинская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тувинская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 16 символа