Турина Х.

77

(Turina) Хоакин (9 XII 1882, Севилья - 14 I 1949, Мадрид) - испан. Композитор, пианист, дирижёр, педагог, муз. Теоретик и критик. С 15 лет изучал гармонию и контрапункт под рук. Капельмейстера Э. Г. Торреса в Севилье. В 1900-03 учился у X. Траго (фп.) в Мадриде, с 1905 совершенствовался в Париже у М. Мошковского (фп.) и В. Д'Энди (композиция) в "Схола канторум". С 1906 выступал как пианист, сочинял музыку. На раннее творчество Т. Оказали влияние С. Франк, К. Дебюсси, М. Равель, П. Дюка и особенно И. Альбенис, к-рый поставил перед Т. Задачу создания испан. Нац. Музыки. В 1914 Т. Возвратился в Мадрид, где работал до конца жизни. Концертировал, писал муз.-критич. Статьи, был одним из создателей и пианистом "Мадридского квинтета", дирижёром спектаклей "Рус.

Балета С. П. Дягилева" в Испании. Т. Содействовал развитию муз. Образования в стране, был профессором Мадридской консерватории (с 1931) и генеральным муз. Комиссаром Мин-ва высшего образования (1941).Т. - яркий представитель новой испан. Муз. Школы, продолжатель традиций Ренасимьенто. В его обширном творч. Наследии преобладает инстр. Музыка, гл. Обр. Программная (сцены, картины и образы, взятые из испан. Нар. Жизни). Наиболее известны симф. Поэма "Шествие, посвящённое окроплению святой водой", 3-частная "Севильская симфония", фп. Пьесы. Музыка Т. Ярко национальна. В своих соч. Использовал ритмо-интонац. И ладовые особенности андалусского фольклора, а также приёмы нар. Музицирования, в частности нар. Манеры игры на гитаре. Для стиля Т. Типичны острая, часто танц.

Ритмика, полиритмия, ладовое многообразие, терпкая красочная гармония, элементы политональности, свобода мелодич. Развёртывания, частые контрастные сопоставления. Его сочинениям свойственна конструктивная стройность.Сочинения. Оперы - Марго (муз. Комедия, 1914, Мадрид), Сад Востока (Jardin de Oriente, 1923, Мадрид). Для орк. - симф. Поэмы Шествие, посвящённое окроплению святой водой (La procesiуn del Rocнo, 1913), Рождественское евангелие (Evangelio de Navidad, 1915), Фантастические танцы (Danzas fantбsticas, 1920), Севильская симфония (Sinfonнa Sevillana, 1920), хореографич. Фантазия Ритмы (Ritmos, 1928). Симф. Рапсодия для фп. С орк. (1931). Камерно-инстр. Ансамбли - сонаты для скр. И фп. (1929. 2-я - Испанская, 1934), Классич.

Вариации для скр. И фп., струн. Трио (1926), фп. Трио (1933, 1942), фантазия Круг (Cнrculo, для фп. Трио, 1936), струн. Квартет (1911), фп. Квартет (1931), Андалусская сцена (Escena Andaluza, для фп. И струн. Квартета, 1912), Молитва тореро (La oraciуn del torero, для струн. Квартета, включающего лютню, 1925), Серенада для струн. Квартета (1935), фп. Квинтет (1907). Для фп. - сюиты. Севилья (Sevilla suite pintoresca, 1909), Уголки Севильи (Rincones sevillanos, 1911), Сады Андалусии (Jardнnes de Andalucнa, 1924), Мальорка (1928), юмористич. Сюита Радио Мадрида (Radio Madrid, 1931), 3 андалусских танца (Trиs danzas andaluzas, 1912), циклы. Испанские женщины (Mujeres espaсolas, 2 серии, 1917, 1932), Испанские сказки (Cuentos de Espaсa, 2 серии по 7 пьес, 1918, 1928), Танцы на народные испанские темы (Dos danzas sobre temas populаres espaсoles, 1927), Цыганские танцы (Danzas gitanas, 2 цикла, 1930, 5 пьес.

1934), Силуэты (Siluetas, 1932) и др. Пьесы для органа и для гитары. Цикл для голоса с орк. Песни Севильи (Canto a Sevilla, 1925). Песни и песенные циклы для голоса с фп. Музыка к спектаклям драм, т-ра, в т. Ч. К пьесам "Рождество" ("Navidad", 1916), "Кающаяся грешница" ("La adъltеra pеnitente", 1917).Литературные сочинения. Enciclopedia abreviada de mъsica, v. 2, Madrid, 1917. Tratado de composicнon musical, v. 1, Madrid, 1947.Литература. Оссовский A., Очерк истории испанской музыкальной культуры, в его кн. Избр. Статьи, воспоминания, Л., 1961, с. 285-87. Берберов Р., Вступ. Ст., в сб. Турина X., Пьесы для фортепиано, вып. 1, М., 1968. Фалья М. Де, Предисл. К "Краткой музыкальной энциклопедии" Хоакина Турины, в сб. М. Де Фалья. Статьи о музыке и музыкантах, М., 1971.

Salazar A., La mъsica contemporanea en Espaсa, Madrid, 1930. Sopeсa P., Joaquin Turina, Madrid, 1943, 1956 (расшир. Изд.). Его же, Historia delа mъsica espaсola contemporanea, Madrid, 1958. Dean W., Joaquin Turina, "The Chesterian", 1949. Livermore A., A short history of Spanish music, L., 1972, p. 199-202.E. P. Бронфин..

Значения в других словарях
Туренков А. Е.

Алексей Евлампиевич (9(21) I 1886, Петербург - 27 IX 1958, Минск) - сов. Композитор. Засл. Деят. Иск-в БССР (1940). Деп. Верх. Совета БССР 1-го созыва. Учился в Петерб. Консерватории (1911-1914). С 1918 жил в Гомеле (был одним из организаторов и педагогов муз. Школы, руководителем хор. Самодеят. Кружков), с 1934 - в Минске. Создал первые в белорус. Проф. Музыке произведения песенного и хорового жанра, автор одной из первых белорус. Нац. Опер.Сочинения. Оперы - Цветок счастья (1940, Белорус. Т-р ..

Турецкая музыка

Турецкая муз. Культура имеет многовековую историю. На протяжении неск. Столетий параллельно развивались муз. Фольклор (т. Е. Собственно нар. Творчество) и нар.-проф. Музыка устной традиции (т. Н. Традиционная, или классическая), родственные муз. Иск-ву др. Тюркских народов. Аналогичные песенные жанры бытуют и в Ср. Азии, Казахстане, Азербайджане. Традиц. Т. М. Связана с арабо-иран. Культурой.Турецкое нар. Творчество впитало наиболее характерные особенности, присущие иск-ву народов, населявших Ан..

Туркменская музыка

Туркм. Муз. Культура уходит корнями в глубокую древность. При раскопках столицы Парфянского царства (3 в. До н. Э.) г. Нисы найдены древние питьевые сосуды в виде рога - ритоны с изображениями людей, играющих на разл. Муз. Инструментах типа др.-греч. Авлоса, кифары, лиры. В туркм. Фольклоре сохранились легенды эллинистич. Происхождения, связанные с др.-греч. Мифами и историч. Личностями. Так, Платону приписывается создание популярнейшего нар. Инструмента дутара, а один из рассказов об Искандере ..

Туркменский театр оперы и балета

(Туркменский ордена Трудового Красного Знамени театр оперы и балета им. Махтумкули) - ведущий муз. Т-р Туркм. ССР. Открыт в 1941 в Ашхабаде спектаклем "Зохре и Тахир" Шапошникова. В 1956 т-ру присвоено имя Махтумкули. Создан на базе оперной студии с вокальным и балетным отделениями (осн. В 1937. В 1940 наз. Туркм. Муз. Т-р). В 1941 осуществлена постановка первой нац. Оперы - "Судьба бахши" Кахиани. Активное участие в становлении т-ра приняли ведущие композиторы республики В. Мухатов, А. Кулиев, ..

Дополнительный поиск Турина Х. Турина Х.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Турина Х." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Турина Х., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 9 символа