Фагот

239

(итал. Fagotto, букв. - узел, связка. Нем. Fagott, франц. Basson, англ. Bassoon) - духовой язычковый муз. Инструмент. Появился в 20-30-х гг. 16 в. В результате реконструкции старинной бомбарды (поммера). Состоит из ствола, раструба и эса. Ствол - в форме лат. Буквы U (как бы сложен пополам) и имеет 3 колена. Басовая труба, "сапожок" (имеет 2 канала. В нём находится обратный ход трубки Ф.) и флигель (крыло). Благодаря изменению конструкции исчезли свойственные поммеру и др. Предшественникам Ф. Сила и грубость звучания, что отразилось в назв. Инструмента (в 16 в. - дольчиан, дульциан - dolcian, dulcian. От итал. Dolce - нежный, сладкий). Ф. Изготовляется из клёна (в прошлом делался из бука, самшита, явора или пальмового дерева), ныне иногда делается из пластмассы.

Звук извлекается при помощи камышовой двойной трости, надеваемой на эс. Канал (длина более 2,5 м) имеет пологоконическое. Расширяющееся к раструбу сверление. Звуковые отверстия (25-30) б. Ч. Прикрыты клапанами, лишь 5-6 из них открытые, закрываются пальцами. Имеет спец. Клапаны для облегчения передуваний. Почти повсеместно (кроме франц. Оркестров) используются Ф. С клапанным механизмом нем. Системы. Такой Ф. Создан в 1834 нем. Мастером И. А. Хеккелем и фаготистом К. Альменредером (фирма "Хеккель", осн. В 1831, существует и ныне). Ф. Их конструкции - с 24 клапанами и 5 открытыми отверстиями. Ф. Изготовляется in С., в партитурах записывается в действит. Звучании, диапазон - В1 (иногда А1 напр. В "Кольце нибелунга" Р. Вагнера) - e2 (g 2). У совр. Ф.

Тембр сочный и полный в нижнем (B1 - G) и менее плотный в среднем (G - g) регистрах. Высокий регистр (g - с2) обладает певучестью. Своеобразие тембра в высоком регистре придаёт звучанию особую выразительность, оно приближается к жалобным интонациям человеческого голоса (напр., в балете "Весна священная" Стравинского). Высший регистр (с2 - е2) сдавлен и очень напряжён. Технич. И художеств. Возможности Ф. Велики и разнообразны - от виртуозных стаккатных и легатных пассажей, различных скачков до нежной кантилены. Ф. Используется главным образом в симф. Оркестре (постоянным его участником стал с кон. 17 в. В совр. Симф. Оркестре два-три, редко четыре Ф. Иногда 4-й Ф. Меняется во время исполнения на контрафагот), часто используется в камерных, дух.

И эстр. Оркестрах, а также в ансамблях и соло (концерты для Ф. С оркестром написали А. Вивальди, И. К. Бах, В. А. Моцарт, К. М. Вебер, И. Пауэр, а также Л. К. Книппер, Б. В. Савельев и др.). Партия Ф. Нотируется в басовом, теноровом, скрипичном (редко) ключах и (как исключение) в альтовом (в опере "Псковитянка" Римского-Корсакова).В России Ф. Известен с кон. 17 - нач. 18 вв. Ф. Широко использовался в качестве солирующего инструмента в рус. Классич. Музыке, напр. М. И. Глинкой ("Руслан и Людмила", испан. Увертюра для оркестра "Арагонская хота"), Н. А. Римским-Корсаковым (оперы "Садко", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" и др.).Из многочисл. Разновидностей Ф., появлявшихся в 16-19 вв., были распространены разл. Типы малых Ф., в т. Ч. Фаготтино (итал.

Fagottino), звучащий октавой выше Ф., теноровый Ф. In G (реже in F. Диапазон G - f1), применяющийся гл. Обр. Для обучения игре на Ф., и рус. Ф. (диапазон G (F, E) - g1), сходный с серпентом (отличался металлич. Котлообразным мундштуком), использовавшийся в воен. Оркестрах. В России такие Ф. Бытовали под назв. Пехотных и драгунских басов, производились в 1744-59 на фабрике Е. Т. Мецненинова, изготовлялись из самшита (мастер Я. И. Рогов). В совр. Практике сохранился контрафагот, к-рый включали в свои партитуры В. А. Моцарт (орк. Пьеса "Масонская траурная музыка" и серенады для оркестра), Й. Гайдн (оратории "Сотворение мира" и "Времена года"), Л. Бетховен (опера "Фиделио", 5-я и 9-я симфонии, "Торжественная месса" и др.), в 20 в. - К. Дебюсси, П.

Дюка, М. Равель. К семейству Ф. Относится также редко применяемый субконтрафагот (изобретён в 1872 мастером В. Ф. Червеным), звучащий на октаву ниже контрафагота.Литература. Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950, с. 115-20, 1972. Рогаль-Левицкий Д., Фагот, в его кн. Современный оркестр, т. 1, М., 1953, с. 426-66. Левин С., Фагот, М., 1963. Его же, Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973. Неклюдов Ю., О конструктивных усовершенствованиях фагота, в кн. Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки, вып. 2, М., 1966, с. 232-45. Heckel W., Der Fagott, Biebrich am Rhein, 1899, Lpz., 1931. Оrefiсe A., Storia del fagotto, Torino, 1926. Langwill L. G., The bassoon. Its origin and evolution, в изд. Proceedings of the musical association, 66 Session, 1939-1940, Leeds, 1940.

Eго же, The bassoon and double bassoon, L., (1948). Piston W., Orchestration, N. Y., 1955, p. 188-205. Кunitz H., Pagott, Lpz,, 1957 (Die Instrumentation, Tl 5). Sрenсеr W., The art of bassoon playing, Evanston, Ill., 1958. Lehmann P. R., The harmonic structure of the tone of bassoon, Michigan, 1963.А. А. Розенберг..

Значения в других словарях
Фабини Э.

(Fabini) Эдуардо (18 V 1882, Солис-де-Матаохо - 17 V 1950, Монтевидео) - уругв. Композитор и скрипач. По национальности итальянец. Окончил Брюссельскую консерваторию по классу скрипки у С. Томпсона. В 1907 вернулся на родину. Как скрипач концертировал в странах Лат. Америки и в США. Один из основателей Ассоциации камерной музыки (1910), профессор консерватории в Монтевидео (класс скрипки, с 1923). Ф. - композитор креольской ориентации, романтик и лирик по складу дарования, один из зачинателей (н..

Фавар Ш. С.

(Favart) Шарль Симон (13 XI 1710, Париж - 12 III 1792 (по новым данным), Бельвиль, близ Парижа) - франц. Драматург-комедиограф, либреттист, режиссёр, композитор. С 1732 сочинял пьесы для парижских ярмарочных т-ров, в 1743-45 режиссёр т-ра "Опера комик". В 1745-50 жил и работал в Брюсселе. В 1751 возвратился в Париж, в 1757-69 входил в дирекцию т-ра "Опера комик", к-рый в кон. 18 в. Именовался "Театр Фавара". Деятельное участие в работе Ф. Принимала его жена, видная комедийная актриса и певица, и..

Фазано Р.

(Fasano) Ренато (21 VIII 1902, Неаполь - 3 VIII 1979, Рим) - итал. Дирижёр, композитор и муз. Деятель. Учился в консерватории в Неаполе у Ф. Россоманди (фп.) и А. Савасты (композиция). В 1944-47 директор Нац. Академии "Санта-Чечилия" в Риме, в 1952-60 возглавлял консерватории в Кальяри, Венеции, Триесте, с 1960 - в Риме. Организовал в Венеции междунар. Летние курсы "Vacanze musicale", где дирижировал концертами итал. Музыки. В 1948 основал в Риме инстр. Ансамбль "Collegium musicum italicum" с це..

Файер Ю. Ф.

Юрий Фёдорович (5 (17) I 1890, Киев - 3 VIII 1971, Москва) - сов. Дирижёр. Нар. Арт. СССР (1951). Чл. КПСС с 1941. В 1919 окончил Моск. Консерваторию по классу скрипки у Г. Н. Дулова. С 1906 скрипач и концертмейстер разл. Оркестров, в 1909-10 концертмейстер и дирижёр Рижского оперного т-ра, в 1914-15 артист оркестра Оперного т-ра Зимина. С 1916 артист оркестра, в 1923-63 дирижёр балета Большого т-ра.Тонкое и глубокое понимание иск-ва танца, темперамент, чувство ритма - отличит. Черты дирижёрског..

Дополнительный поиск Фагот Фагот

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фагот" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фагот, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 5 символа