Цепной лад

169

(лат. Catenarius (modus), сокр. Сaten - катен. Понятие и все термины из теории Б. Л. Яворского, см. Ладовый ритм) - лад на основе сцепления 2 устойчивых больших терции на расстоянии малой (отсюда назв. - "Ц. Л."). Напр., в C-caten (до цепном) - 4-звучная тоника с1 -е 1 - es1 - g1. 4 др. Звука Ц. Л. С составляют доминанту. H - f1 - d1 - as1. 4 звука отсутствуют (тритон к тонике, звуки fis1 - ais1 - а1 - сis2). Первоначально (1908) Яворский называл Ц. Л. Мажорно-минорным. Отказ от этого наименования в пользу Ц. Л. Мотивируется отсутствием в ладу двойной симметрич. Системы. В качестве одного из образцов цепного лада С. В. Протопопов в кн. "Элементы строения музыкальной речи" (ч. 2, 1931, с. 114) приводит отрывок из "Симфонии к "Божественной комедии" Данте" Листа.

Как и нек-рые др. "лады Яворского", Ц. Л. В чистом виде встречается очень редко. Элементы Ц. Л. Можно усмотреть в общей тональной структуре 5-й фи. Сонаты Скрябина (взаимопроникновение мажорных тоник Fis и Dis).Литература. Яворский Б., Строение музыкальной речи. Материалы и заметки, ч. 1-3, М., 1908. Протопопов С., Элементы строения музыкальной речи, ч. 1-2, M., 1930-31. См. Также лит. При ст. Ладовый ритм.Ю. H. Холопов..

Значения в других словарях
Ценин С. А.

Сергей Александрович (21 I (3 II) 1903, дер. Б. Поляны, ныне Рязанской обл. - 22 II 1978, Москва) - сов. Певец (тенор) и либреттист. Засл. Арт. РСФСР (1947). В 1929 окончил Моск. Муз. Техникум им. Гнесиных по классу пения у Г. П. Гандольфи. В 1929-1961 солист Муз. Т-ра им. Вл. И. Немировича-Данченко (с 1941 - Муз. Т-р им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 1961-75 зав. Лит. Частью т-ра. Продолжал выступать в спектаклях. Исполнял разнохарактерные партии, среди них - Кащей бессм..

Центральноафриканской Республики музыка

Муз. Фольклор Центральноафриканской Республики (ЦАР) многообразен, что является результатом взаимообогащения культур многочисл. Племён, населяющих страну. Муз. Творчество народов ЦАР включает две осн. Сферы. Коллективное исполнение обрядовых действ (пение солистов и хора, танцы, пантомима, инстр. Сопровождение), связанных с важнейшими событиями в жизни общины (инициация, приготовление к охоте и др.), и сольное исполнение проф. Певцами-музыкантами ва-гбо нгомби (у народа нгбака), би-йа-бия (у нза..

Церетели Т. С.

Тамара Семёновна (1 (14) VIII 1900, Чиатури, Груз. ССР - 5 IV 1968, Москва) - сов. Эстр. Певица (контральто). Засл. Арт. Груз. ССР (1958). Училась к Тбилисской консерватории. С 1920 выступала на эстраде с исполнением цыганских романсов. Голос мягкого грудного тембра, большая музыкальность, проникновение в стилевые особенности цыганской песни, сдержанность, благородство исполнения определили успех Ц., ставшей одной из популярных певиц этого жанра. Значит. Влияние на творч. Развитие Ц. Оказали её ..

Церковная музыка

(нем. Kirchenmusik, итал. Musica sacra, musica da chiesa, франц. Musique d'eglise, musique sacrйe, англ. Church music) - музыка христианской церкви, предназначенная для сопровождения службы или исполнения в т. Н. Внеслужебные часы. Понятия "культовая" и "духовная" музыка, в отличие от Ц. М., имеют более широкое значение. Первая охватывает, помимо христианской, музыку др. Религ. Культов, вторая включает произв. На религ. Темы, рассчитанные на исполнение в домашней обстановке или конц. Зале. Ц. М...

Дополнительный поиск Цепной лад Цепной лад

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цепной лад" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цепной лад, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 10 символа