Церковный звукоряд

147

Диатонич. Звукоряд, каждое звено-"согласие" к-рого представляет собой восходящее исследование 3 звуков с расстоянием между ними в один тсн. Согласия Ц. З. Подчиняются "раздельному" принципу объединения, причём между верхним тоном одного согласия и нижним тоном следующего образуется полутон (см. Обиходный звукоряд). Формировался на основе терцово-квартовых интонаций рус. Нар. Песни. Первоначально сложились 2 согласия - "мрачное" и "светлое", различающиеся колоритом звучания. В результате развития Ц. З. Появились другие согласия. "простое", примыкающее к "мрачному" снизу, и "тресветлое" в объёме большой терции (си-бемоль - до - ре), примыкающее к "светлому" сверху. Знамёна "простого" согласия употреблялись без точек, "мрачного" - с одной, "светлого" - с двумя, "тресветлого" - с тремя точками.Ц.

З. Включает 12 ступеней. Нижние звуки каждого согласия отстоят на чистую кварту друг от друга. Терции, образующиеся от каждой из ступеней согласия, расположены в строгом порядке. Ионийская, дорийская, фригийская.Особенностью Ц. З. Является уменьшенная октава между III и X ступенями.В 1-й пол. 17 в. Была разработана система киноварных помет, уточнявших высотное положение знамен. В рус. Азбуках Ц. З. Получил графич. Выражение в виде "горовосходною холма", или "лествицы".Литература. Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. 2, M., 1868. Смоленский Ст., Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца, Казань, 1888. Металлов В., Азбука крюкового пения, M., 1899, его же, Осмогласие знаменного распева, M., 1899. Покровский A., Азбука крюкового пения, M., 1901, Калашников П., Азбука церковного знаменною пения, К., 1908, 1910, Pиндейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т.

1, M.-Л., 1928. Успенский H. Д., Древнерусское певческое искусство, M., 1965, 1971. Бражников M., Древнерусская теория музыки, Л., 1972. Гарднер И., Проблема построения так называемого "церковного звукоряда" (гаммы) знаменного распева, Iordanville, N. Y., 1969.Н. Д. Успенский..

Значения в других словарях
Церковная соната

(итал. Sonata da chiesa) - сложившаяся к сер. 17 в. Разновидность старинного инстр. Ансамбля - трио-сонаты. В отличие от др. Её разновидности - камерной сонаты (итал. Sonata da camera), включала части, основанные на полифонич. Принципах изложения (имитация). В ней были представлены также части гомофонного склада, выдержанные в танц. Характере. Оба этих типа трио-сонаты не были резко разграничены. Возникали и разнообразные промежуточные, смешанные формы. В числе виднейших авторов Ц. С. - А. Корел..

Церковные лады

См. Средневековые лады.. ..

Цесевич П. И.

Платон Иванович (25 XI (7 XII) 1879, дер. Негнедичи, ныне Минской обл. - 30 XI 1958, Москва) - сов. Певец (бас). Нар. Арт. РСФСР (1947). Начал выступать с 17 лет в укр. Труппах. Брал уроки пения у Я. Любина (Харьков). С 1904 солист Харьковской оперной труппы под рук. М. О. Штейнберга, в 1906-07 - оперы петерб. Нар. Дома, позднее - оперных т-ров Одессы, Харькова, Киева. С 1915 - в Москве. Как гастролер пел в Большом т-ре, затем стал солистом Оперного т-ра Зимина. В 1918-23 гастролировал в городах..

Цехлин Р.

(Zechlin) Рут (p. 22 VI 1926, Гросхартмансдорф, близ г. Фрейберг) - нем. Композитор и клавесинистка (ГДР). Училась в лейпцигской Высшей муз. Школе у И. Н. Давида, В. Вейсмана (композиция), Г. Рамина (орган), П. Шенка (композиция и теория музыки). С 1950 преподаёт композицию в берлинской Высшей муз. Школе (с 1969 профессор). Автор зингшпиля "Рейнеке-лис" ("Reineke Fux", по И. В. Гёте, Берлин, 1968), кантат (в т.ч. "Лидице", 1958) и оратории, 3 симфоний (1965-72), соч. Для камерного оркестра, конц..

Дополнительный поиск Церковный звукоряд Церковный звукоряд

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Церковный звукоряд" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Церковный звукоряд, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 18 символа