Чайковский М. И.

169

Модест Ильич (1 (13) V 1850, Алапаевск, ныне Свердловской обл. - 2 (15) I 1916, Москва) - рус. Драматург, либреттист, переводчик, муз.-обществ. Деятель. Брат П. И. Чайковского. В 1870 окончил Уч-ще правоведения в Петербурге. Служил в Симбирске в палате гражданского и уголовного суда, затем - в Киевской губ. С 1874 сотрудничал в петерб. Периодич. Печати (муз. Корреспонденции в газ. "Гражданин", "Голос", "Русские ведомости", в частности, под псевд. М-ий, N. Позднее - рецензии на спектакли драм. Т-ра). Специализировался также в области сурдопедагогики. В 1875-76 в Лионе изучал спец. Курс дефектологии у педагога Ж. Гугентоблера, в 1876-92 был воспитателем, с 1882 опекуном глухонемого Н. Г. Конради. С 80-х гг. Выступал как драматург. На сценах моск., петерб.

И провинц. Т-ров ставились его пьесы. "Благодетель" (впоследствии переделана в пьесу "Борцы"), "Лизавета Николаевна", "Симфония", "День в Петербурге", "Предрассудки", "Боязнь жизни" и др. (в 1900 изданы его "Драматические сочинения"). Писал также прозаич. Произведения.Опыт лит. Работы, познания в области музыки и т-ра определили успех Ч. Как либреттиста. Автор либр. Опер "Пиковая дама" (по повести А. С. Пушкина, 1890. Первонач. Вариант - для комп. Н. С. Кленовского, 1887-89) и "Иоланта" (по драме X. Херца "Дочь короля Рене", 1891) П. И. Чайковского, "Дубровский" Направника (по повести Пушкина, 1894), "Ледяной дом" Корещенко (по роману И. И. Лажечникова, 1899), "Наль и Дамаянти" Аренского (по повести В. А. Жуковского, основанной на эпизоде из инд.

Эпич. Поэмы "Махабхарата", 1903), "Франческа да Римини" Рахманинова (по 5-й песне "Ада" из "Божественной комедии" Данте, 1904). Ч. Принадлежат также сценарии и либретто неосуществлённых опер. "Инес" (по Ш. Нодье, 1877) и "Ундина" (по Ф. Де ла Мотт Фуке в переводе Жуковского, 1878) для Чайковского (впоследствии вариант "Ундины" - для С. В. Рахманинова, 1893), "Альманзор" (по Г. Гейне, 1900) для Ю. С. Сахновского, "Портрет" (по Н. В. Гоголю, 1904) для С. И. Танеева, "Флёнушка" (по романам П. И. Мельникова-Печёрского, 1907) для А. Н. Корещенко. Ч. Перевёл на рус. Яз. 1-й и 2-й тома кн. А. Д. Улыбышева "Новая биография Моцарта" (1890-92), драму "Ричард II" (изд. 1906) и сонеты (изд. 1914) У. Шекспира.После смерти П. И. Чайковского посвятил свою жизнь увековечению памяти любимого брата.

В 1894 при участии племянника В. Л. Давыдова основал в Клину Дом-музей П. И. Чайковского. Собрал архив композитора (с помощью Танеева и Г. А. Лароша разобрал и систематизировал муз. Рукописи, документы брата). Написал фундаментальную биографию "Жизнь П. И. Чайковского" (фрагменты книги публиковались в журналах начиная с 1896. Полный текст издан отд. Выпусками в 1900 и в 3 томах в 1900-02). Несмотря на субъективность в изложении материалов и фактов, нек-рую неточность мемуарных сведений, свободную передачу текстов ряда документов книга поныне сохраняет значение важнейшего лит. Источника для изучения жизни и творчества композитора. Ч. Подготовил и издал "Музыкальные фельетоны и заметки" П. И. Чайковского (1898), "Письма. П. И. Чайковского и С.

И. Танеева" (1916). Он активно пропагандировал муз. Наследие своего брата. Ч. Был также инициатором изд. Собрания музыкально-критических статей Лароша (т. 1, 1913. Ч, - автор вступит. Статьи), написал воспоминания о Танееве и А. С. Аренском (1915, не изд.). Ч. Состоял членом Гл. Дирекции РМО (завещал ему дом в Клину), почётным членом об-ва "Музыкально-теоретическая библиотека" (с 1910).Сочинения. Музыкальные известия. Из Петербурга. (Русская опера, концерты РМО), "Русские ведомости", 1874, 20 дек. Русская опера в Киеве, "Голос", 1874, 29 дек. Русская опера в Киеве, "Музыкальный листок", 1875, 5 янв. Музыкальные очерки, Драматическая симфония d-moll А. Рубинштейна. "Демон" его же, "Голос", 1875, 22 янв. Детство и отрочество П. И. Чайковского, "РМГ", 1896, No 3, 4, то же, "Северный вестник", 1896, No 2, 3.

Юность и молодость П. И. Чайковского, там же, 1897, No 1, 2, 4. Молодые годы П. И. Чайковского, там же, 1897, No 5, 6. Жизнь П. И. Чайковского, т. 1-3, М.-Лейпциг, 1900-02, т. 1, 1903. Г. А. Ларош, в кн. Дарош Г. A., Собрание музыкально-критических статей, т. 1, М., 1913. (Предисловие), в кн. Письма. П. И. Чайковского и С. И. Танеева, M., (1916). ОС. И. Танееве, в кн. С. И. Танеев. Личность, творчество и документы его жизни, М.-Л., 1925 (Труды Гос. Ин-та муз. Науки. История русской музыки в исследованиях и материалах, т. 2). Письмо к В. Д. Комаровой-Стасовой, "СМ", 1965, No 5.Литература. Биография П. И. Чайковского, "Московские ведомости", 1897, 29 сент. Кашкин Н. Д., П. И.Чайковский и его жизнеописание, "Московские ведомости", 1902, 11 янв., 14 мая, 11 июня, 20 авг., 1903, 16 марта, 27 июня.

Его же, М. И. Чайковский (некролог), "Хроника ж. "Музыкальный современник"", 1916, No 14. Завещание М. И. Чайковского, там же, 1916, No 20. Кузнецова Г. В., М. И. Чайковский как сурдопедагог, в кн. Вопросы дефектологии, Ученые записки Московского педагогич. Института им. В. И. Ленина, М., 1964. Яковлев В. В., Модест Ильич Чайковский - автор оперных трудов, в его кн. Избранные труды о музыке, т. 1, М., 1964. Балабанович Е. З., Чехов и Чайковский, М., 1970, 1978.П. Е. Вайдман.

Значения в других словарях
Чайковский А. В.

Александр Владимирович (р. 19 II 1946, Москва) - сов. Композитор. Чл. КПСС с 1978. В 1973 окончил Моск. Консерваторию у Л. Н. Наумова (фп.) и Т. Н. Хренникова (композиция), в 1975 аспирантуру при ней у Т. Н. Хренникова. С 1976 преподаватель Моск. Консерватории.Сочинения. Опера Дедушка смеётся (детская, 1976, Москва), мьюзикл Р. В. С. (детский, 1978, Москва). Балет Ревизор (1980, Ленинград), симф. Юмореска Мы с приятелем (1975, Москва). Для инструмента с орк. - 4 концерта (для фп., для альта, для..

Чайковский Б. А.

Борис Александрович (р. 10 IX 1925, Москва) - сов. Композитор. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1969). В 1949 окончил Моск. Консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского (ранее учился у В. Я. Шебалина и Д. Д. Шостаковича). Гл. Область творчества Ч. - симф. И камерно-инстр. Музыка. Композитор обращается к масштабным симф. Формам, в произв. Ч. Ясно проступает рус. Нац. Склад, что сказывается как в мелодике, так и в фактуре и общем характере сочинений. Гос. Пр. СССР (1969).Сочинения. Для голоса и ..

Чайковский П. И.

Пётр Ильич (25 IV (7 V) 1840, селение при Камско-Воткинском заводе Вятской губ., ныне г. Воткинск Удм. АССР - 25 X (6 XI) 1893, Петербург) - рус. Композитор, дирижёр, муз.-обществ. Деятель. Род. В семье горного инженера Ильи Петровича Ч. (1795-1880), начальника Камско-Воткинского завода, позже управляющего Алапаевскими и Нижнекамскими заводами, директора Технологич. Ин-та в Петербурге. Уже в детстве проявилось влечение Ч. К музыке, в 5 лет он начал учиться игре на фп., однако проф. Призвание опр..

Чакалиди А. Ф.

Анастас Фёдорович (р. 3(16) IV 1908, Иркутск) - сов. Певец (тенор). Нар. Арт. Груз. ССР (1967). Нар. Арт. Абх. АССР (1968). В 1940 окончил Моск. Консерваторию у Н. И. Сперанского, с того же года солист Груз. Т-ра оперы и балета (до 1969). Среди партий - Ленский, Князь, Владимир Дубровский, Герцог, Альфред. Рудольф ("Богема"), Каварадосси, Вертер, Фауст. Малхаз ("Даиси"), Котэ ("Кето и Котэ" Долидзе), Семён Котко. Выступает в концертах, с большим успехом исполняет неаполитанские песни. С 1961 пре..

Дополнительный поиск Чайковский М. И. Чайковский М. И.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чайковский М. И." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чайковский М. И., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 16 символа