Чакона

233

(испан. Chacona, итал. Ciaccona, франц. Chaconne) - первоначально народный танец, известный в Испании с кон. 16 в. Имеются данные о его американском (мексиканском, индейском, мулатском) происхождении. Размер трёхдольный, темп живой. Характер, согласно описаниям М. Сервантеса (новелла "La ulistre Fregona", опубл. 1610), Лопе де Веги (1618) и др., был неистовым и диким. Исполнялась Ч. В сопровождении пения и игры на кастаньетах. Многие сохранившиеся записи для лютни и гитары свидетельствуют о быстром распространении Ч. В Европе, где она видоизменилась. Стала медленным плавным танцем сосредоточенно-величавого характера с лирич. Оттенком, чаще в миноре, в трёхдольном размере с акцентом на 2-й доле. В Италии Ч., сближаясь с пассакалией, обогащается вариационным развитием на основе basso ostinato.

Во Франции Ч. Становится балетным танцем. Ж. Б. Люлли вставляет её как заключит. Номер в финал сценич. Произв., что остаётся традицией (см., напр., музыку из оперы "Королева фей" Г. Пёрселла) вплоть до эпохи К. В. Глюка ("Орфей и Эвридика", "Ифигения в Авлиде"). Со временем название "Ч." стало применяться к инструментальным нетанцевальным произв. (один из ранних образцов в Sonate concertate T. Мерулы для 2 скрипок с basso continuo, 1637), как самостоятельным (известнейшая в скр. Лит-ре Ч., приписываемая Т. А. Витали) или со вступит, пьесой (Прелюдия и Ч. Для клавира И. К. Ф. Фишера), так и входящим в партиту, сюиту (сюита G-dur для клавира Генделя, состоящая из прелюдии и Ч. С 62 вариациями. Заключит. Часть из его же сюиты d-moll). В истории Ч.

Видную роль сыграли мастера клавирной и орг. Музыки У. Бёрд, Дж. Фрескобальди, И. Пахельбель, Д. Букстехуде. Ч. Имеет много точек соприкосновения с родственными жанрами. Она нередко упоминается вместе с близкой, но более лиричной сарабандой, а также фолией. В Англии распространение Ч. Было подготовлено традиционными граундом и фэнси, от к-рых её бывает трудно отличить (напр., A Ground in Gamut для клавесина Г. Пёрселла). Во мн. Случаях композиторы не делали различия между Ч. И пассакальей. Во Франции оба названия использовались для обозначения произв. Типа куплетного рондо, где остинатность присутствует в проведениях рефрена (образцы у Ж. Шамбоньера, Ж. А. Д'Англебера, Л. И Ф. Куперена. Судя по сохранившимся текстам, сходное строение имели самые старинные песенно-танц.

Европ. Ч.). Темы в Ч. Небольшие (4- или 8-тактные), с ясной танц. Метрич. Организацией. В отличие от пассакальи Ч. Представляет собой вариации скорее на гармонич. Последовательность с чётким басом, чем на остинатный бас. В целом Ч. Проще пассакальи, меньшее применение в ней находит полифония, варьирование носит орнаментальный характер, причём часто (но не обязательно. См. Орг. Прелюдию, фугу и Ч. C-dur Букстехуде) орнаментируется бас (напр., в Ч. С 21 вариацией G-dur для клавира Генделя). Поскольку темы обычно гармонически разомкнуты, проведения легко сливаются, и вариации сплачиваются либо по способу обработки материала, либо по фактурному и тональному признакам. В кантате No 150 И. С. Баха (редкий пример хоровой Ч.) центр. Группа выдержана в др.

Тональностях, и целое организуется в трёхчастную форму, у Витали Ч. Имеет рондообразное строение. Сравнительно с пассакальей Ч. - жанр более камерный, но располагающий богатой потенцией к развитию. Непревзойдённый образец Ч. - финал партиты No 2 для скрипки соло И. С. Баха, отличающийся большой глубиной и трагич. Силой:И. С. Бах. Чакона из партиты No 2 для скрипки соло. Тема и начало 1-й вариации (авторское изложение).Существуют многочисл. Фп. Транскрипции этой Ч. (И. Брамса - для левой руки. Ф. Бузони) и её орк. Переложения (Н. Г. Рахлина, С. П. Горчакова, Б. П. Ривилиса).Д. Д. Шостакович. Трио для фп., скрипки и виолончели ор. 67. 3-я часть (1-я вариация).В 19 в. Композиторы к Ч. Почти не обращаются. Нек-рые черты её претворены в таких глубоких соч., как 32 вариации c-moll для фп.

Бетховена, финал симфонии No 4 Брамса. Композиторы 20 в. Обращаются к жанру Ч. Сравнительно редко. М. Регер (Ч. Для скрипки соло, 1909-12), Ф. Бузони (Токката. Прелюдия, фантазия, Ч. Для фп., 1921), Э. Кшенек (токката и Ч. Для фп., 1922), Б. Барток (соната для скрипки соло, 1943-44, 1-я часть), Р. К. Щедрин (Ч. В четырёхдольном размере из "Полифонической тетради" для фп., 1972), латв. Комп. П. Г. Плакидис (финальная Ч. В двудольном размере из "Музыки для фортепиано, струнного оркестра и литавр", 1972).Ч. Практически перестала отличаться от пассакальи (3-я часть фп. Трио М. Равеля, нек-рые соч. П. Хиндемита). Границы представления о Ч. В совр. Музыке почти неопределённы.Литература. Рабей В., Сонаты и партиты И. С. Баха для скрипки соло, М., 1970. Зтингер M.

A., О гармонии в бассо-остинатных формах, в сб. Вопросы теории музыки, вып. 2, М., 1970. Цуккерман В. A., Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма, М., 1974. Генова Т., Из истории basso ostinato XVII-XVIII веков (Монтеверди, Перселл, Бах и другие), в сб. Вопросы музыкальной формы, вып. 3, М., 1977. Протопопов В., Очерки по истории инструментальных форм XVI - начала XIX века, М., 1979. Mitjana R., La musique en Espagne, в кн. Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire..., fondateur A. Lavignac, pt. 1 (v. 4), P., 1920. Litterscheid R., Zur Geschichte des Basso Ostinato, Marburg, 1928 (Diss.). Mies P., Die Chaconne bei Hдndel, в сб. Hдndel-Jahrbuch, Bd 2, Lpz., 1929. Machabey A., Les origines de la chaconne et de la passacaille, "Revue de Musicologie", 1946, v.

28. Fischer К. Von, Chaconne und Passacaglia, "Revue Belge de Musicologie", 1958, v. 12, No 1. Berger G., Ostinato, Chaconne, Passacaglia, Wolfenbьttel, (1968).И. Э. Манукян, В. П. Фраёнов.

Значения в других словарях
Чайковский П. И.

Пётр Ильич (25 IV (7 V) 1840, селение при Камско-Воткинском заводе Вятской губ., ныне г. Воткинск Удм. АССР - 25 X (6 XI) 1893, Петербург) - рус. Композитор, дирижёр, муз.-обществ. Деятель. Род. В семье горного инженера Ильи Петровича Ч. (1795-1880), начальника Камско-Воткинского завода, позже управляющего Алапаевскими и Нижнекамскими заводами, директора Технологич. Ин-та в Петербурге. Уже в детстве проявилось влечение Ч. К музыке, в 5 лет он начал учиться игре на фп., однако проф. Призвание опр..

Чакалиди А. Ф.

Анастас Фёдорович (р. 3(16) IV 1908, Иркутск) - сов. Певец (тенор). Нар. Арт. Груз. ССР (1967). Нар. Арт. Абх. АССР (1968). В 1940 окончил Моск. Консерваторию у Н. И. Сперанского, с того же года солист Груз. Т-ра оперы и балета (до 1969). Среди партий - Ленский, Князь, Владимир Дубровский, Герцог, Альфред. Рудольф ("Богема"), Каварадосси, Вертер, Фауст. Малхаз ("Даиси"), Котэ ("Кето и Котэ" Долидзе), Семён Котко. Выступает в концертах, с большим успехом исполняет неаполитанские песни. С 1961 пре..

Чакыров Э. М.

(Чакьров) Эмил Митев (р. 29 VI 1948, Бургас) - болг. Дирижёр. В 1972 окончил Болг. Консерваторию в Софии у К. Илиева и В. Симеонова. Руководил самодеят. Оркестрами в Софии. Лауреат конкурса дирижёров, организованного Г. Караяном (1971). В 1972-74 совершенствовался у Г. Караяна, В. Ферреро, С. Одзавы. С 1974 дирижёр симф. Оркестра в Пловдиве. В 1977 основал оркестр "Симфониетта" в Софии. Выступал с крупнейшими симф. Оркестрами мира, в т.ч. С оркестром Ленингр. Филармонии, Гос. Симф. Оркестром ССС..

Чалаев Ш. Р.

Ширвани Рамазанович (р. 16 XI 1936, с. Хосрех Кулинского р-на Даг. АССР) - сов. Композитор. Нар. Арт. Даг. АССР (1971). Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1981). Пред. Правления CK Даг. АССР (с 1978). Окончил Моск. Косерваторию (1964) и аспирантуру при ней (1968) у В. Г. Фере. Участник фольклорных экспедиций, записал более 500 лакских, аварских, даргинских, лезгинских и др. Нар. Песен. В 1964-66 декан муз.-пед. Ф-та Даг. Пед. Ин-та. 1-я пр. Междунар. Конкурса на детскую оперу (Дрезден, 1980, за оперу "Мау..

Дополнительный поиск Чакона Чакона

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чакона" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чакона, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 6 символа