В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Чакона

59

(испан. chacona, итал. ciaccona, франц. chaconne) - первоначально народный танец, известный в Испании с кон. 16 в.; имеются данные о его американском (мексиканском, индейском, мулатском) происхождении. Размер трёхдольный, темп живой; характер, согласно описаниям М. Сервантеса (новелла "La ulistre Fregona", опубл. 1610), Лопе де Веги (1618) и др., был неистовым и диким; исполнялась Ч. в сопровождении пения и игры на кастаньетах. Многие сохранившиеся записи для лютни и гитары свидетельствуют о быстром распространении Ч. в Европе, где она видоизменилась: стала медленным плавным танцем сосредоточенно-величавого характера с лирич. оттенком, чаще в миноре, в трёхдольном размере с акцентом на 2-й доле. В Италии Ч., сближаясь с пассакалией, обогащается вариационным развитием на основе basso ostinato. Во Франции Ч. становится балетным танцем: Ж. Б. Люлли вставляет её как заключит. номер в финал сценич. произв., что остаётся традицией (см., напр., музыку из оперы "Королева фей" Г. Пёрселла) вплоть до эпохи К. В. Глюка ("Орфей и Эвридика", "Ифигения в Авлиде"). Со временем название "Ч." стало применяться к инструментальным нетанцевальным произв. (один из ранних образцов в Sonate concertate T. Мерулы для 2 скрипок с basso continuo, 1637), как самостоятельным (известнейшая в скр. лит-ре Ч., приписываемая Т. А. Витали) или со вступит, пьесой (Прелюдия и Ч. для клавира И. К. Ф. Фишера), так и входящим в партиту, сюиту (сюита G-dur для клавира Генделя, состоящая из прелюдии и Ч. с 62 вариациями; заключит. часть из его же сюиты d-moll). В истории Ч. видную роль сыграли мастера клавирной и орг. музыки У. Бёрд, Дж. Фрескобальди, И. Пахельбель, Д. Букстехуде. Ч. имеет много точек соприкосновения с родственными жанрами. Она нередко упоминается вместе с близкой, но более лиричной сарабандой, а также фолией. В Англии распространение Ч. было подготовлено традиционными граундом и фэнси, от к-рых её бывает трудно отличить (напр., A Ground in Gamut для клавесина Г. Пёрселла). Во мн. случаях композиторы не делали различия между Ч. и пассакальей. Во Франции оба названия использовались для обозначения произв. типа куплетного рондо, где остинатность присутствует в проведениях рефрена (образцы у Ж. Шамбоньера, Ж. А. д'Англебера, Л. и Ф. Куперена; судя по сохранившимся текстам, сходное строение имели самые старинные песенно-танц. европ. Ч.). Темы в Ч. небольшие (4- или 8-тактные), с ясной танц. метрич. организацией. В отличие от пассакальи Ч. представляет собой вариации скорее на гармонич. последовательность с чётким басом, чем на остинатный бас. В целом Ч. проще пассакальи, меньшее применение в ней находит полифония, варьирование носит орнаментальный характер, причём часто (но не обязательно: см. орг. Прелюдию, фугу и Ч. C-dur Букстехуде) орнаментируется бас (напр., в Ч. с 21 вариацией G-dur для клавира Генделя). Поскольку темы обычно гармонически разомкнуты, проведения легко сливаются, и вариации сплачиваются либо по способу обработки материала, либо по фактурному и тональному признакам: в кантате No 150 И. С. Баха (редкий пример хоровой Ч.) центр. группа выдержана в др. тональностях, и целое организуется в трёхчастную форму, у Витали Ч. имеет рондообразное строение. Сравнительно с пассакальей Ч. - жанр более камерный, но располагающий богатой потенцией к развитию. Непревзойдённый образец Ч. - финал партиты No 2 для скрипки соло И. С. Баха, отличающийся большой глубиной и трагич. силой:

И. С. Бах. Чакона из партиты No 2 для скрипки соло. Тема и начало 1-й вариации (авторское изложение).

Существуют многочисл. фп. транскрипции этой Ч. (И. Брамса - для левой руки; Ф. Бузони) и её орк. переложения (Н. Г. Рахлина, С. П. Горчакова, Б. П. Ривилиса).

Д. Д. Шостакович. Трио для фп., скрипки и виолончели ор. 67; 3-я часть (1-я вариация).
В 19 в. композиторы к Ч. почти не обращаются; нек-рые черты её претворены в таких глубоких соч., как 32 вариации c-moll для фп. Бетховена, финал симфонии No 4 Брамса. Композиторы 20 в. обращаются к жанру Ч. сравнительно редко: М. Регер (Ч. для скрипки соло, 1909-12), Ф. Бузони (Токката: прелюдия, фантазия, Ч. для фп., 1921), Э. Кшенек (токката и Ч. для фп., 1922), Б. Барток (соната для скрипки соло, 1943-44, 1-я часть), Р. К. Щедрин (Ч. в четырёхдольном размере из "Полифонической тетради" для фп., 1972), латв. комп. П. Г. Плакидис (финальная Ч. в двудольном размере из "Музыки для фортепиано, струнного оркестра и литавр", 1972).

Ч. практически перестала отличаться от пассакальи (3-я часть фп. трио М. Равеля, нек-рые соч. П. Хиндемита); границы представления о Ч. в совр. музыке почти неопределённы.

Литература: Рабей В., Сонаты и партиты И. С. Баха для скрипки соло, М., 1970; Зтингер M. A., О гармонии в бассо-остинатных формах, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 2, М., 1970; Цуккерман В. A., Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма, М., 1974; Генова Т., Из истории basso ostinato XVII-XVIII веков (Монтеверди, Перселл, Бах и другие), в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 3, М., 1977; Протопопов В., Очерки по истории инструментальных форм XVI - начала XIX века, М., 1979; Mitjana R., La musique en Espagne, в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire..., fondateur A. Lavignac, pt. 1 (v. 4), P., 1920; Litterscheid R., Zur Geschichte des Basso Ostinato, Marburg, 1928 (Diss.); Mies P., Die Chaconne bei Hдndel, в сб.: Hдndel-Jahrbuch, Bd 2, Lpz., 1929; Machabey A., Les origines de la chaconne et de la passacaille, "Revue de Musicologie", 1946, v. 28; Fischer К. von, Chaconne und Passacaglia, "Revue Belge de Musicologie", 1958, v. 12, No 1; Berger G., Ostinato, Chaconne, Passacaglia, Wolfenbьttel, (1968).

И. Э. Манукян, В. П. Фраёнов.











Значения в других словарях
Чайковский П. И.

Пётр Ильич (25 IV (7 V) 1840, селение при Камско-Воткинском заводе Вятской губ., ныне г. Воткинск Удм. АССР - 25 X (6 XI) 1893, Петербург) - рус. композитор, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Род. в семье горного инженера Ильи Петровича Ч. (1795-1880), начальника Камско-Воткинского завода, позже управляющего Алапаевскими и Нижнекамскими заводами, директора Технологич. ин-та в Петербурге. Уже в детст ...

Чакалиди А. Ф.

Анастас Фёдорович (р. 3(16) IV 1908, Иркутск) - сов. певец (тенор). Нар. арт. Груз. ССР (1967). Нар. арт. Абх. АССР (1968). В 1940 окончил Моск. консерваторию у Н. И. Сперанского, с того же года солист Груз. т-ра оперы и балета (до 1969). Среди партий - Ленский, Князь, Владимир Дубровский, Герцог, Альфред; Рудольф ("Богема"), Каварадосси, Вертер, Фауст; Малхаз ("Даиси"), Котэ ("Кето и Котэ" Долидз ...

Чакыров Э. М.

(Чакьров) Эмил Митев (р. 29 VI 1948, Бургас) - болг. дирижёр. В 1972 окончил Болг. консерваторию в Софии у К. Илиева и В. Симеонова. Руководил самодеят. оркестрами в Софии. Лауреат конкурса дирижёров, организованного Г. Караяном (1971). В 1972-74 совершенствовался у Г. Караяна, В. Ферреро, С. Одзавы. С 1974 дирижёр симф. оркестра в Пловдиве. В 1977 основал оркестр "Симфониетта" в Софии. Выступал с ...

Дополнительный поиск Чакона

Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чакона" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чакона, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 12 символа