Четвертитоновая система

97

Четвертитоновая музыка (нем. Vierteltonmusik, англ. Quarter-tone music, франц. Musique en quarts de ton, итал. Musica a quarti di tono), - наиболее распространённый вид микрохроматики, звуковая (интервальная) система, гамма к-рой состоит из звуков, расположенных по четвертитонам. Октава в Ч. С. Включает 24 звукоступени (по определению М. В. Матюшина, "Система удвоенного хроматизма"). К специфич. Интервалам Ч. С., помимо простых четвертитонов, относятся производные (составные) микроинтервалы - 3/4 тона, 5/4 тона, 7/4 тона и т. Д. При нотировании микротонов Ч. С. Используются специальные знаки (см. Таблицу).Встречаются также особые ключи. ("высокий ключ") - исполнение одного из разделов пьесы на 1/4 тона выше, ("низкий ключ") - 1/4 тона ниже.

Наиболее распространённые типы трактовки Ч. С. Мелизматическая (микротоны как мелодич. Украшение, опевание осн. Устоев), ступенная (микротоны как самостоятельные и равноправные ступени системы), сонорная (микротоны как часть темброзвуковых комплексов, используемых в качестве самостоят. Мелких единств. См. Соноризм).Элементы Ч. С. Первоначально развились в муз. Практике и были осознаны теоретически ещё в древности в качестве микроинтервалов энармонич. Рода (см. Энармоника). Четвертитоны трактовались в мелодии преим. Мелизматически. (Образец др.-греч. "энбрмона" см. В ст. Мелодия, колонка 519.) Интервалы Ч. С. Применяются в традиционной музыке ряда вост. Народов (арабов, турок, иранцев).В эпоху средневековья элементы Ч. С. Изредка встречаются как отголосок антич.

Энармоники. Попытки перенесения греч. Ладов (и родов) в совр. Практику привели нек-рых музыкантов 16-17 вв. К использованию четвертитонов (в мелизматич. Трактовке, см. Таблицу, а также в ступенной, см. Пример в колонке 524). Канун 20 в. Ознаменовался новой волной интереса к Ч. С. И к микрохроматике вообще (в числе первых - опыты А. Й. Грусса). В 1892 вышла книга Г. А. Беренс-Зенегальдена о Ч. С. (трактуемой уже в новейшем смысле, как 24-ступенная система), в к-рой предлагался и соответствующий инструмент ("achromatisches Klavier"), в 1898 Дж. Фулдсом был сочинён четвертитоновый струнный квартет. В 1900-1910-е гг. К Ч. С. Обратились композиторы Р. Штайн, В. Мёллендорф, И. А. Вышнеградский, Ч. Айвс и др. Особенно последовательно разрабатывал Ч. С. Чеш. Композитор и теоретик А.

Хаба. В это же время появились первые работы о Ч. С. В России (М. В. Матюшин, А. С. Лурье). В 20-е гг. 20 в. Ч. С. Изучалась и творчески осваивалась сов. Композиторами и теоретиками (соч. Г. М. Римского-Корсакова, А. А. Кенеля, Н. А. Малаховского. Теоретич. Работы Г. М. Римского-Корсакова, В. М. Беляева, А. М. Авраамова и др.). Разнообразное применение Ч. С. Получила после 2-й мировой войны 1939-45. В рамках совр. Хроматич. Тональности (12 полутонов образуют своего рода "диатонику" в отношении к четвертитонам), в т. Н. Свободной атональности, в связи с серийностью, в особенности при сонорной трактовке ресурсов Ч. С. К ней обращались П. Булез, М. Кагель, С. Буссотти, А. Циммерман, ряд советских композиторов. Образец Ч. С. (сонорно окрашенное звучание струнных инструментов с выразительным эффектом нежных вздохов):Э.

В. Денисов. Трио для скрипки, виолончели и фп., 1-я часть, такты 28-29.Литература. Матюшин М. В., Руководство к изучению четвертей тона для скрипки,..., 1915. Лурье A., К музыке высшего хроматизма, в сб. "Стрелец", П., 1915. Беляев В. М., Четвертитонная музыка, "Жизнь искусства", 1925, No 18. Римский-Корсаков Г. М., Обоснование четвертитоновой музыкальной системы, "De musica", сб. 1, Л., 1925. Капелюш Б. Н., Архивы М. В. Матюшина и Е. Г. Гуро, в кн. Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1974 год, Л., 1976. Vicentino N., Lantica musica ridotta alla moderna prattica, Roma, 1555, факсим. Изд., Kassel, 1959. Behrens-Senegalden G. A., Die Vierteltцne in der Musik, В., 1892. Wellek A., Viertelton und Fortschritt, "NZfM", 1925, Jahrg.

92. Wyschnegradsky I., Quartertonal music..., "Pro Musica Quarterly", 1927. Его же, Manuel dharmonie a quarts de ton, P., (1932). Haba A., Flьgel und Klavier der Vierteltonmusik, "Die Musik", 1928, Jahrg. 21, H. 3. Eго же, Mein Weg zur Viertel- und Sechstelton-Musik, Dьsseldorf, 1971. Schneider S., Mikrotцne in der Musik des 20. Jahrhunderts, Bonn, 1975. Gоjоwy D., Neue sowjetische Musik der 20-en Jahre, (Laaber), 1980. Ludvovб J., Anton Joseph Gruss (1816-1893) a jeho ctvrttуny, "Hudebnн veda", 1980, No 2.Ю. Н. Холопов..

Значения в других словарях
Чесноков П. Г.

Павел Григорьевич (12 (24) X 1877, близ г. Воскресенска, ныне г. Истра Московской обл. - 14 III 1944, Москва) - сов. Хор. Дирижёр, композитор и педагог. В 1895 окончил Моск. Синодальное уч-ще церк. Пения. В 1895-99 брал уроки композиции у С. И. Танеева. В 1917 кончил Моск. Консерваторию по композиции и дирижированию у M. M. Ипполитова-Иванова (по инструментовке занимался у С. Н. Василенко). С 1895 вёл класс хор. Дирижирования в Моск. Синодальном уч-ще церк. Пения (с 1918 - Хор. Академия), одновр..

Чести М. А.

(Cesti) Марк Антонио (наст. Имя - Пьетро) (крещён 5 VIII 1623, Ареццо - 14 X 1669, Флоренция) - итал. Композитор, певец и капельмейстер. С детства пел в церквах (с 1633 в соборе, в 1635-37 в церкви Пьеве ди Санта-Мария в Ареццо). В 1637 вступил в орден францисканцев (под именем брата Антонио). С 1645 был церк. Капельмейстером в Вольтерре. Первые его оперы поставлены в Венеции - "Оронтеа" (1649) и "Влюблённый Цезарь" (1651). С кон. 1652 находился на службе у эрцгерцога Фердинанда Карла в Инсбруке..

Чех Т. А.

(Cech) Адольф (наст. Имя и фам. - Адольф Ян Антонин Tаусик, Tausнk) (11 XII 1841, Прчице, близ г. Бенешов - 27 XII 1903, Прага) - чеш. Дирижёр. Сын кантора, Ч. Получил домашнее начальное муз. Образование. С детства пел в церк. Хоре в Праге. Руководил рядом хор. Коллективов. Был хормейстером (1862), затем 2-м дирижёром (1864-65) Временного т-ра в Праге, дирижёром оперного т-ра в Оломоуце (1865-1866), дирижёром (1868-76) и гл. Дирижёром (1876-1900) оперной труппы Нац. Т-ра в Праге. Особое место в ..

Чех Т. К.

(Cech) Карел (наст. Имя и фам. - Карел Антонин Tаусик, Tausнk) (9 V 1844, Прчице, близ г. Бенешов - 28 XI 1913, Прага) - чеш. Певец (бас). Брат Адольфа Ч. Начальное муз. Образование получил под рук. Отца-кантора. В детстве пел в хоре пражского костёла св. Штепана, затем занимался на медицинском ф-те Карлова ун-та в Праге. Пению обучался у М. Лемановой, Я. Лукеса, Й. Лева и Ресса. В 1868 приглашён Б. Сметаной в пражский Временный т-р. Дебютировал в роли Инквизитора в опере К. Бондля "Лейла". Рабо..

Дополнительный поиск Четвертитоновая система Четвертитоновая система

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Четвертитоновая система" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Четвертитоновая система, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 23 символа