Чеченская и ингушская музыка
Муз. Творчество чеченцев и ингушей развивается ныне как единая культура двух народностей. Вместе с тем их музыке присущи особенности, к-рые коренятся в языках и нек-рых локальных условиях жизни, в т. Ч. В их взаимодействии с соседними этнич. Группами (народами Дагестана на востоке, Грузии и Сев. Осетии на юге и западе). О древности нац. Муз. Традиций свидетельствуют памятники устного нар.-поэтич. Творчества, в частности сказания нартовского эпоса, зародившегося ещё в эпоху доклассового общества. С музыкой издревле были связаны мн. Важнейшие моменты в жизни чеченцев и ингушей. Большое место занимала музыка в сохранившемся до нач. 20 в. Ингуш. Языческом культе Мяцела (Мятцила - покровителя земли, животных и человека), в традиционном свадебном обряде.
Многочисл. Жанры муз. Фольклора включают ладугlу йиш (чеч.), ладувгlа ашараш (ингуш.) - "мелодии для слушания", т. Е. Самостоят. Инстр. Музыку, халхаран йиш (чеч.), халхара йиш (ингуш.) - танц. Мелодии и инстр. Музыку, сопровождающую действие, движение (танцы, шествия, джигитовку и т. П., но не пение), и вок. Музыку. Последняя состоит из неск. Жанровых групп, отличающихся типом связи мелодии и поэтич. Слова. Один из самых обширных и значит. Вок. Жанров - илли - песни, в к-рых тексты не закреплены за определёнными напевами. К ним относятся героич., эпич. И историч. Муж. Песни типа былин или сказаний и песни-баллады. Исполнитель илли - илланча - поёт под аккомпанемент к.-л. Нар. Инструмента, на к-ром обычно играет сам. Склад мелодики илли речитативно-декламационный, текст содержит иногда до тысячи и более стихов.
Отдельным важным историч. Событиям, легендарным личностям посв. Циклы илли (ныне эти песни встречаются редко). Широко распространён жанр эшарш - песни с закреплённым текстом. Он включает традиц. Любовные (лирич.) жен. Песни, а также песни на совр. Тематику (керла эшарш). Среди песен типа йиш, текст к-рых полностью или частично импровизируется исполнителями, - шуточные (забарийн йиш - чеч., бегий йиш - ингуш.), застольные (доттагlаллийн йиш), колыбельные (аганан йиш - чеч., дlадижа йиш - ингуш.).Особую группу составляют муж. Хор. Песни религ. Содержания (назм, зикр), зафиксированные собирателями в сер. 20-х гг. 20 в. Существуют сольная и хоровая, одноголосная и многоголосная, муж. И жен. Традиции исполнения нар. Песен.Песня об Асланбеке Шерипове.
Нотация Л. В. Брайловского и M. M. Бронштейна.Песни, за исключением нек-рых специфич. Жанров (напр., колыбельных, причитаний), исполняются с инстр. Сопровождением. В ладовой системе чеч. И ингуш. Нар. Музыки преобладают диатонич. Натуральные лады. Наиболее распространён лад с опорой на нетерцовые трезвучия в объёме квинты (С - D - G или C - F - G), на чистую кварту и "мажорный" квартсекстаккорд (С - F - А) в качестве завершающего тонич. Аккорда.Народная песня "Голос матери". Нотация А. М. Шахбулатова.Для гармонич. Развития в хор. И инстр. Многоголосии типичны большесекундовые последования созвучий и, соответственно, секундовое родство тональностей. Характерны многообразные формы ладовой и ладотональной переменности, нередко приводящей к возникновению ладов с меняющимися (варьирующимися) ступенями, употребляется особый минорный лад, объединяющий признаки дорийского (VI ) и фригийского (II ).
Значит. Реже встречаются лады мажорного наклонения, среди к-рых обычен миксолидийский. В совр. Нар. Песне происходит заметное расширение жанровых рамок (показательно, напр., появление чеч. И ингуш. Песен в ритме вальса) и обогащение выразит. Средств, в частности ладовой системы (натуральный мажор, лады с ув. Секундой).Народная песня "Родной Кавказ". Нотация Л. В. Брайловского и M. M. Бронштейна.Осн. Тип мелодич. Рисунка - поступенное секвентное нисходящее движение от вершины-источника. Характерны опевания опорных тонов, крупные длительности в началах и концах фраз, многократное повторение звука тоники в конце мелодии. Многие лирич., шуточные песни, танц. Мелодии имеют диапазон чистой квинты и даже чистой кварты. Ритмич. Богатство и своеобразие чеч.
И ингуш. Музыки проявляется в обилии синкопированных фигур, пунктирных и "обращённых" пунктирных ритмов, триолей, подчёркиваемых сопоставлением с равномерными двудольными фигурами. Очень эффектны в вок. И инстр. Музыке отрывистые, короткие ритмич. Фигуры, прерываемые паузами. Особенно разнообразна и свободна ритмика героико-эпич. Песен илли, обусловленная ведущей ролью в этом жанре речевой интонации. В вок. И инстр. Музыке широко распространены смены метра. Характерно чередование равнодлительных метров 6/8 и 3/4. В ансамблевом исполнительстве встречаются моменты полиметрии.Самобытность древней нац. Муз. Культуры прослеживается и в нар. Инструментарии чеченцев и ингушей. Среди архаических, изредка встречающихся и ныне инструментов.
Самозвучащий ударный гйма (геманш, геманаш) - деревянная трещотка в виде расщеплённого бруска. Духовые - цэзам с надрезным язычком и "скрипучим" гнусавым звуком, изготовляемый из гусиного пера или полого стебля растения (бытует как детская игрушка), дэтра - продольная открытая флейта из камыша или дерева, встречающаяся гл. Обр. У пастухов как сольный и аккомпанирующий пению инструмент, мба - бычий рог с двойной тростью и сильным звуком, использовавшийся на массовых нар. Празднествах и свадьбах, шйдаг - разновидность зурны без раструба и др. Среди наиболее распространённых нац. Струн. Инструментов - струнно-щипковый 3-струн. Дечик-пондур (дйчиг-пундар, мирза-пундар) и струнно-смычковый адхуку-пундур (lад-хьйкха-пундар, атэх-пундур).
Адхоку-пондур и дечик-пондур - традиц. Инструменты илланчи. При исполнении песен и танцев на этих инструментах мелодия нередко звучит в среднем голосе, в квинтовом или квартовом обрамлении. С 80-90-х гг. 19 в. Популярным инструментом чеченцев и ингушей стал комэз (кехбт-пундур) - т. Н. Вост. Или кавказская гармоника с 12, 16 или 18 клавишами на правой клавиатуре. Гармоника с бульшим числом клавиш называется "будхъара лаккаму пондар". Исполнительство чеч. И ингуш. Гармонистов отличается виртуозным блеском, оригинальными нац. Приёмами игры (тремолирование выдержанных созвучий при помощи мелких быстрых движений меха и др.), филигранной мелизматикой. Большое распространение получили баян, аккордеон, а также балалайка и гитара.
Бытующая у большинства народов Сев. Кавказа зурна используется в Чечено-Ингушетии, как и повсюду, в сочетании с удар. Инструментами. Двусторонним барабаном (вута, гавбл) или бубном (жиргб, жиргиб, теп). Среди дечик-пондуристов Чеч.-Ингуш. АССР - С. Самбиев, И. Цицкиев, А. Эльмурзаев, среди гармонистов - Е. Ганукаев, У. Димаев.Впервые запись чеч. Нар. Мелодии опубл. И. В. Добровольским в его "Азиатском музыкальном журнале" (1818, No 6). Широкая работа по собиранию, изучению и публикации чеч. И ингуш. Нар. Музыки началась в сер. 20-х гг. 20 в. В 1925 А. А. Давиденко записал в Чечено-Ингушской АССР 80 народных мелодий. В 20-е годы были опубликованы записи чеч. Мелодий Т. Бейбулатова и ингушских мелодий Е. А. Колесникова. Муз.-фольклористскую работу в республике продолжили Г.
X. Мепурнов, Н. С. Речменский, А. М. Халебский, А. М. Шахбулатов, Б. И. Шнапер, Л. В. Брайловский, M. M. Бронштейн, X. Ахмадов и др.После Окт. Революции 1917 создаётся нац. Муз. Культура нового типа, в республике зарождается проф. Композиторское творчество. Давиденко принадлежат (1920-е гг.) 30 обработок чеч. Нар. Мелодий для фп. И "Чеченская сюита" для хора a cappella. Основоположником нац. Композиторской школы в республике стал Г. X. Мепурнов, автор первых нац. Произв. ("Героическая поэма" для симф. Оркестра, посв. Чеч. Революционеру Асланбеку Шерипову, "Фантазия на чечено-ингушские темы" для оркестра нар. Инструментов, "Горские эскизы", "Поэма к десятилетию автономии Чечни", "Коллективный горский танец" и др. Соч. Для фп., музыка к пьесе "Алхан-Кала", хор. И инстр.
Обработки нар. Мелодий), организатор и рук. Ряда муз. Учреждений и коллективов республики (муз. Уч-ще, оркестр нар. Инструментов и др.). В 20-30-е гг. К муз. Фольклору чеченцев и ингушей обращались композиторы С. Н. Ряузов, М. В. Коваль, В. А. Власов и В. Г. Фере, M. M. Магомаев, Д. Д. Шостакович. Большой вклад в развитие нац. Муз. Культуры внёс Н. С. Речменский. Плодотворно работали в республике композиторы A. M. Халебский, А. И. Александров, Л. М. Шаргородский, В. И. Ашкенази. В 60-70-е гг. Появляются произв. Нац. Композиторов, продолжающих освоение классич. Муз. Жанров и форм. "Героическая симфония" (1972, посв. Борьбе за власть Советов на Сев. Кавказе), концерт для фп. С оркестром (1972), симф. Поэмы "Легенда гор" и "Гомар" У. А. Бексултанова. Вок.-симф. Цикл "Из чечено-ингушской народной поэзии", кантата "Горские песни", вок.
Цикл "Разлука", баллады для голоса с фп. А. Шахбулатова. Соната для скрипки с фп. (1967) и вок. Цикл "Трудная любовь" С. Димаева и др. На материале чеч. И ингуш. Фольклора написан ряд соч. Моск. Композиторов - Б. И. Шнапара (Сюита на чечено-ингушские темы, 1962), Ю. С. Бирюкова ("Вайнахская симфония", 1967) и др. Важную роль в развитии нац. Массовой песни играет творчество самодеят. Авторов. Большой размах получила муз. Самодеятельность, объединившая свыше 60 тыс. Любителей муз. Иск-ва.В республике функционируют (1981). Филармония (с 1938), симф. Оркестр (с 1939), чеч.-ингуш. Ансамбль танца "Вайнах" (1939), Дом нар. Творчества (с 1938), Чеч.-ингуш. Отделение Всесоюзного хор. Об-ва, Муз. Уч-ще (Грозный, с 1936), ок. 40 муз. Школ.Издания. Аракчиев Д. И., Песни кавказских горцев, курдов, турок..., "Труды музыкально-этнографической комиссии", т.
4, М., 1913. Сборник чеченских мелодий и песен, записанных и обработанных для фп. В 2 руки А. Давиденко, М., 1926, 1930. Бейбулатов Т., Сборник стихотворений и песен, Буйнакск, 1926. Мепурнов Г., Песни Чечено-Ингушетии, М., 1936. Речменский Н., Чеченские и ингушские народные мелодии и песни, М., 1962. Чечено-ингушский музыкальный фольклор, т. 1, Грозный, 1963. Нохч-гi алгiайн музыкальни фольклор (Чечено-ингушский музыкальный фольклор), т. 2, Грозный, 1965. Народная музыка Чечено-Ингушетии, сост. У. Бексултанов, М., 1976. Грановский Б. Б., Песни народов России в музыкальном собрании и трудах В. Ф. Одоевского, в кн. Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР, М., 1980, с. 312-41.Литература. Ахриев Ч., Ингушевские праздники, в кн. Сборник сведений о кавказских горцах, вып.
5, Тифлис, 1871. Миллер В., Терская область, Материалы по археологии Кавказа, т. 1, М., 1888. Акимов В., Свадебные обычаи и обряды чеченцев и ингушей, в кн. Сборник материалов по этнографии, вып. 3, М., 1888. Давиденко A., Чеченская народная музыка, "Музыка и революция", 1926, No 3. Его же, Музыкальная культура Чечни, в кн. "О тех, кого называли абреками", Грозный, 1927, с. 117-24. Корев С., Олимпиада искусств горских народов Северного Кавказа, "За пролетарскую музыку", 1932, No 2(36). Чечено-Ингушский фольклор, М., 1940. Речменский Н., Чечено-Ингушская АССР, в кн. Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957, с. 383-97. Его же, Музыкальная культура Чечено-Ингушской АССР, М., 1965.М. А. Якубов..
Дополнительный поиск Чеченская и ингушская музыка
На нашем сайте Вы найдете значение "Чеченская и ингушская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чеченская и ингушская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ч". Общая длина 28 символа