Чимароза Д.

98

(Cimarosa) Доменико (17 XII 1749, Аверса, близ Неаполя - 11 I 1801, Венеция) - итал. Композитор. Сын каменщика и прачки. После смерти отца Ч. Был отдан в школу для бедных при одном из монастырей Неаполя. Проявив исключит. Муз. Способности, поступил в 1761 в консерваторию "Санта-Мария ди Лорето", к-рую окончил в 1772. Овладел иск-вом пения, игры на клавесине, скрипке, органе и композиторской техникой. Среди его педагогов - Дж. Манна, И. Галло, Г. Саккини, Ф. Фенароли и, возможно, Н. Пиччинни. В 1772 в Неаполе была пост. Первая опера-буффа Ч. - "Причуды графа". Вскоре он завоевал широкую известность, стал получать заказы и писать оперы для мн. Городов Италии. Его оперы, среди к-рых выделяются "Итальянка в Лондоне" (1778), "Джаннина и Бернардоне" (1781), "Рынок Мальмантиле, или Обманутое тщеславие" (1784), ставились в Риме, Венеции, Милане, Флоренции, Турине и др.В 1787 Ч.

Был приглашён в Петербург, где проработал до 1791 придв. Капельмейстером и "сочинителем музыки". Он руководил придв. Итал. Оперным т-ром, ставил оперы (свои и др. Итал. Композиторов, в т. Ч. Дж. Паизиелло), сочинял небольшие пьесы для камерного исполнения при дворе. В Петербурге были написаны и поставлены оперы "Дева солнца" (1788), "Клеопатра" (1789). В 1791-92 в качестве придв. Капельмейстера австр. Императора Ч. Работал в Вене. Здесь в 1792 он создал лучшее из своих творений - оперу-буффа "Тайный брак" (либр. Дж. Бертати по пьесе "Тайное супружество" Д. Кольмана-старшего и Дж. Гаррика). В 1793 Ч. Возвратился в Италию, занял пост придв. Капельмейстера в Неаполе (с 1796 жил в Венеции, затем - в Риме). В 1799 Ч. С восторгом встретил провозглашение республики в Неаполе.

На это событие откликнулся сочинением музыки "Патриотического гимна" (сл. Л. Росси). После поражения республики (просуществовала неск. Месяцев) Ч. Был арестован. В 1800, выйдя из тюрьмы, он уехал в Венецию. Несмотря на подорванное здоровье, вновь начал работать - написал оперу "Артемизия" (пост. Через неск. Дней после его внезапной смерти).Выдающийся мастер оперы-буффа, Ч. Наряду с Паизиелло и Пиччинни завершил эволюцию этого жанра в 18 в. В его лучших операх-буффа, прежде всего в "Тайном браке", проявились драматургич. Чутьё, мелодич. Щедрость композитора. Для этих опер характерны яркое муз.-сценич. Воплощение комедийной интриги, органическое единство задушевной лирики и искромётного юмора. Мелодика Ч. Напевна, гибка, композитор широко использует нар.-песенные интонации.

Оперы Ч. Включают большие динамичные ансамбли. Развитая орк. Партия содержит элементы симфонизма. Наивысшие достижения Ч. Связаны с оперой-буффа, но он писал и оперы-сериа, среди к-рых успех имели "Олимпиада" (1784), "Дева солнца", "Клеопатра". "Горации и Куриации" (1796). Ему принадлежат также оратории, кантаты, орк. И камерно-инстр. Произведения.Сочинения. Оперы (ок. 80) - Причуды графа (Le stravaganze del conte, 1772, т-р "Фьорентини", Неаполь), Мнимая парижанка (La finta parisina, 1773, т-р "Нуово", Неаполь), Причуды любви (Le stravaganze damore, 1778, т-р "Фьорентини", Неаполь), Итальянка в Лондоне (Litaliana in Londra, 1778, т-р "Валле", Рим), Джаннина и Бернардоне (1781, т-р "Сан-Самуэле", Венеция), Влюблённая балерина (La ballerina amante, 1782, т-р "Фьорентини", Неаполь), Рынок Мальмантиле, или Обманутое тщеславие (Il mercato di Malmantile ou La vanita delusa, 1784, т-р "Пергола", Флоренция), Олимпиада (1784, т-р "Эретенио", Венеция), Импрессарио в затруднении (Limpressario in angustie, 1786, Неаполь), Дева солнца (La vergine del sole, 1788, Эрмитажный т-р, Петербург), Клеопатра (1789, там же), Тайный брак (Il matrimonio segreto, 1792, Придв.

Т-р, Вена), Женские хитрости (Le astuzie feminili, 1794, т-р "Фьорентини", Неаполь), Горации и Куриации (1796, т-р "Фениче", Венеция), Артемизия (1801, там же) и др. Кантаты, в т. Ч. Нежданное счастье (La fedelta inaspettata, 1788). Оратории, реквием (1787), мессы. Произв. Для орк., сонаты для клавесина (изд. - 32 sonate per cembalo, P., 1926) и др.Литература. Доменико Чимароза и "Тайный брак", "Библиотека для чтения", 1850, т. 104, No 12, Смесь, с. 192-96. Доминико Чимароза. (Биографический очерк), "Литературное прибавление к "Нувеллисту"", 1860, февраль. Чимароза и Паизиелло, там же, 1863, апрель. Доменико Чимароза, там же, 1869, ноябрь. Шен Д., Доменико Чимароза и его опера "Тайный брак", (Л.), 1939. Бронфин Е., Доменико Чимароза, "МЖ", 1977, No 2.

Tari A., D. Cimarosa, Napoli, 1875. Cambiasi P., Notizie sulla vita e sulle opere di D. Cimarosa, Mil., 1901. Hirschfeld R., Weltner A. J., Katalog der Ausstellung anlдsslich der Centenarfeier D. Cimarosas, W., 1901. Bonaventura A., Cimarosa, Torino, 1915. Vitale R., D. Cimarosa. La vita e le opere, Aversa, 1929. Della Corte A., D. Cimarosa in celebrazioni campane, Urbino, 1936. Tibaldi Chiesa M., Cimarosa e il suo tempo, Mil., 1939. Sсhlitzer Fr., Annali delle opere di D. Cimarosa, Napoli, 1950. Mооser A. R., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII-e siиcle, v. 2, Gen., 1951..

Значения в других словарях
Чилийская музыка

Из некогда многочисл. Индейских племён, населявших территорию Чили до прихода испанцев (30-е гг. 16 в.) и впоследствии истреблённых завоевателями либо ассимилированных пришельцами, лишь мапуче, более известные как арауканы, сохранили свой язык и свою культуру, в т. Ч. Музыкальную. Музыка арауканов самобытна. Широко представлены вокальные и инстр. Жанры. Имеются сольные и коллективные песни (с инстр. Сопровождением и без него) - лирические, любовные, детские, колыбельные, трудовые, военные, а так..

Чимакадзе А. И.

Арчил Иванович (р. 5 III 1919, Чиатура) - сов. Композитор и педагог. Нар. Арт. Груз. ССР (1973). Чл. КПСС с 1966. В 1940 окончил математич. Ф-т ун-та в Тбилиси, в 1945 там же - консерваторию у А. М. Баланчивадзе, в 1951 - аспирантуру при Московской консерватории (рук. А. Н. Александров). Директор Муз. Уч-ща No 1 в Тбилиси (1960-63), Груз. Т-ра оперы и балета (1963-67). С 1968 преподаватель Тбилис. Консерватории (с 1978 доцент). С 1972 худ. Рук. Муз. Вещания Груз. Радио и телевидения.Сочинения. К..

Чимпой

Молд. Дух. Язычковый нар. Муз. Инструмент. Род волынки. Состоит из меха (овечий бурдюк) и 3 деревянных трубок - двух игровых (мелодической и т. Н. Бурдонной, т. Е. Непрерывно звучащей, к-рая издаёт один постоянный низкий тон, настроена в октаву или в квинту к мелодической) и одной для нагнетания воздуха. Мелодическая трубка с конич. Каналом, дл. Ок. 190 мм, с 7 отверстиями, звукоряд диатонический в объёме октавы. Бурдонная трубка состоит из 3 раздвижных колен. Играют так же, как на всех волынках..

Чиндаул

Узб. И тадж. Нар. Мембранный инструмент. Ч. - одинарная литавра небольшого размера, с металлическим шлемовидной формы корпусом (глуб. 150-200 мм), затянутым кожаной мембраной (диаметр 200-250 мм). Корпус украшался чеканкой, гравированным орнаментом, по краям - цветной тесьмой. Ч. Привязывали к седлу перед всадником, по мембране ударяли рукой, колотушкой или концом кожаной плётки. Был воен. Инструментом, позднее применялся на соколиной охоте, в кон. 19 - нач. 20 вв. Полностью вышел из употреблени..

Дополнительный поиск Чимароза Д. Чимароза Д.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чимароза Д." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чимароза Д., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 11 символа