"Шестёрка"

128

("Le Groupe de Six" - "Группа Шести") - содружество франц. Композиторов, сложившееся вскоре после 1-й мировой войны 1914-18 и существовавшее до сер. 1930-х гг. В состав "Ш." входили Л. Дюрей, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк, Ж. Тайфер. Идейным вдохновителем "Ш." был поэт и художник Ж. Кокто, опубликовавший в 1918 брошюру-манифест "Петух и Арлекин", в к-рой ниспровергал эстетику муз. Импрессионизма и звал к созданию иск-ва, "свободного от приятностей дебюссизма, от всяких иллюзий". Значит. Влияние на становление нового направления оказал также комп. Э. Сати. Само наименование "Ш." (по аналогии с рус. "пятёркой", как называют во Франции "Могучую кучку") впервые появилось в статье "Пять русских и Шесть французов" критика А.

Колле, откликнувшегося в еженедельнике "Comoedia" (от 16 янв. 1920) на сб-к сочинений 6 молодых композиторов. С тех пор это назв. Закрепилось за группой и вошло в историю новой франц. Музыки. "Ш." не представляла собой направления с единой художеств. Программой, каждый из её членов обладал самобытной творч. Индивидуальностью и вырабатывал свои приёмы муз. Выразительности, свой стиль. "Группа Шести", как писал Мийо, "...не преследовала при своём возникновении иной цели, кроме чисто дружеского объединения, вне каких-либо творч. Тенденций". Участников этой группы сближало стремление к новаторству, к поискам новых принципов композиции, их связывали общие взгляды. По словам Пуленка, это "борьба против расплывчатости, возвращение к мелодии, возвращение к контрапункту, точность, стремление к простоте...".

Творчество "Ш." оказало значит. Влияние на развитие франц. Музыки в направлении демократизации художеств. Содержания и отчасти муз. Языка. К сер. 30-х гг. Определилось стремление членов "Ш." сблизиться и в творчестве, и в муз.-обществ. Деятельности с прогрессивным демократическим движением франц. Музыкантов. См. Народная музыкальная федерация.Литература. Игорь Глебов (Б. В. Асафьев), Французская музыка и ее современные представители, в сб. Шесть, Л., 1926. Дюрей Л., Музыка и музыканты Франции, "СМ", 1955, No 8. Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970. Друскин М., Из истории французской музыки, в его кн. О западноевропейской музыке XX века, М., 1973. Landоrmy P., La musique franзaise aprиs Debussy, P., (1943). Milhaud D., Notes sans musique, P., 1949, 1963 (рус.

Пер.- Заметки без музыки (фрагменты), "СМ", 1963, No 2-3). Dufourcq N., La musique franзaise, P., 1970. Poulenc P., Entretiens avec Claude Rostand, P., 1954. Jourdan-Morhange H., Mes amis musiciens, P., (1955) (рус. Пер. - Жyрдaн-Mоранж Е., Мои друзья музыканты, М., 1966). Combarieu J., Dumesnil R., Histoire de la musique..., v. 5 - La premiиre moitiй du XXe siиcle, P., 1960 (глава из 5-го т. В рус. Пер. - Дюмениль Р., Современные французские композиторы группы "Шести", Л., 1964).Г. М. Шнеерсон..

Значения в других словарях
Чюрлёните Я.

Ядвига (р. 5 (17) XII 1899, Друскининкай) - сов. Муз. Фольклорист. Доктор искусствоведения (1969). Засл. Деят. Иск-в (1965) и науки (1979) Литов. ССР. Сестра М. К. Чюрлёниса. В 1925 окончила консерваторию Штерна в Берлине (пед. Отделение, у Р. М. Брейтхаупта). Преподавала игру на фп. В Клайпеде, Каунасе, Мариямполе, Вильнюсе. Работала в Литовском фольклорном архиве (1937-39), в Ин-те литуанистики (1939-41), в Ин-те истории АН Литов. ССР (1941-51). С 1945 ведёт курс муз. Фольклора в консерватории..

"Шан дю Монд"

("Le chant du monde", букв. - песнь мира) - франц. Фирма грамзаписи. Осн. В 1935 в Париже. Выпускает грампластинки с записями классич., эстр. И нар. Музыки разных стран мира. "Ш. Дю М." постоянно сотрудничает с фирмой "Мелодия".Крупнейший пропагандист в Европе музыки сов. Композиторов, фирма выпустила сотни записей их произв. В исполнении сов. Певцов, солистов-инструменталистов, симф., хор. И оперных коллективов, а также произв. Рус. Композиторов-классиков.Мн. Пластинки с записью опер М. П. Мусо..

"Шотт"

"Сыновья Шоттa" ("B. Schott's Sцhne"), - одна из крупнейших нем. Муз.-издат. Фирм. Осн. В 1770 в Майнце Бернхардом Ш. (10 VIII 1748 - 26 VIII 1809, Майнц). Бернхард Ш. Познакомился с нотопечатанием уже в детстве, затем в Страсбурге расширил свои познания в области изготовления гравюр на меди, книгопечатания и шрифтолитейного дела. Был образованным музыкантом, хорошо играл на кларнете. В Майнце в 1768 создал типографию, из к-рой позднее возникло изд-во. Во время отсутствия Бернхарда Ш. В Майнце д..

Шабельский Б.

(Szabelski) Болеслав (3 XII 1896, Радорыж, Люблинское воеводство - 27 VIII 1979, Катовице) - польск. Композитор, органист и педагог. Окончил Варшавский муз. Ин-т по классу органа у М. Сужиньского, в 1915 учился в Киеве, служил церк. Органистом в Радоме и Варшаве. В 1923-29 занимался в Варшавской консерватории по классу композиции у Р. Статковского и К. Шимановского (Ш. - один из немногих его учеников). Выступал как органист. Преподавал игру на органе, муз.-теоретич. Предметы в разл. Городах Поль..

Дополнительный поиск "Шестёрка" "Шестёрка"

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Шестёрка"" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Шестёрка", различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 10 символа