Шнитке А. Г.

83

Альфред Гарриевич (р. 24 XI 1934, Энгельс, ныне Саратовской обл.) - сов. Композитор. Окончил Моск. Консерваторию (1958) и аспирантуру при ней (1961) под рук. Е. К. Голубева. В 1961-72 преподавал в Моск. Консерватории (инструментовка, чтение партитур, полифония, композиция). Творчества Ш. Характеризуется концепционностью замыслов, масштабностью, экспрессией. В нём преобладают инстр. Жанры. Типичны сложно дифференцированная орк. И ансамблевая фактура, применение полистилистики. До 1962 Ш. Обращался к вок.-хор. И программной инстр. Музыке, в 1963-66 гл. Обр. К непрограммной инстр. Музыке. Индивидуальный стиль Ш. Вполне сложился к сер. 60-х гг. Соч. 1966-72 свойствен метод контрастной драматургии. С 1974 Ш. Тяготеет к камерной музыке, в 1980 вновь обратился к симф.

Творчеству. Автор статей о рус. И сов. Композиторах. Им разработаны вопросы переменности функций голосов орк. Фактуры, тембровой модуляции, полистилистики и др.Сочинения. Опера Одиннадцатая заповедь (1962). Балет - Лабиринты (1971). Сценич. Композиция Жёлтый звук (по В. Кандинскому, для пантомимы, 9 музыкантов, магнитофонной ленты и цвето-световых проекторов, 1974). Для солистов, хора и орк. - оратория Нагасаки (на сл. А. Софронова, Г. Фере, Ёнэда Эйсаку, Симэдзику Тосона, 1958), реквием (из музыки к "Дон Карлосу" Шиллера, 1975). Для орк. - 3 симфонии (1972. St. Florian, для солистов, камерного хора и орк., 1980. 1981), Pianissimo. (1968), In memoriam (1978), Пассакалия (1980). Для инструментов с орк. - 6 концертов (2 для фп.- 1960, 1979.

3 для скр. - 1957, 2-я ред. 1962, 1966, 1978, 2-й и 3-й с камерным орк. Для гобоя, арфы и струн. Орк., 1970), Музыка для фп. И камерного орк. (1964). Камерно-инстр. Ансамбли - сонаты для скр. И фп. (1963, 1968), для влч. И фп. (1978), Прелюдия памяти Д. Д. Шостаковича для 2 скр. (1975), дуэт для скр. И влч. Тихая музыка (1979), 2 струн. Квартета (1966, 1981), Канон памяти И. Ф. Стравинского для струн. Квартета (1971), Серенада для 5 музыкантов (1968), фп. Квинтет (1976), Диалог для влч. И камерного ансамбля (1965), 4 Гимна для камерно-инстр. Ансамбля (два в 1974, 1975, 1979), Moz-Art а la Haydn (1977, для 2 скр. И 11 струнных), Concerto grosso (1977, для 2 скр., клавесина и 21 струн. Инструмента), Cantus perpetuus для клавишного инструмента и 1-4 ударников (1975).

Для фп. - Прелюдия и фуга (1963), Импровизация и фуга (1965), Вариации на один аккорд (1966), Посвящение Стравинскому, Прокофьеву и Шостаковичу для фп. В 6 рук (1978). Хоры - вокализ Голоса природы для жен. Хора и вибрафона (1972), Sonnengesang для хора и ансамбля (на сл. Ф. Ассизского, 1976), Minnesang для большого хора (1977). Для голоса и инструментов - Три стихотворения Марины Цветаевой для меццо-сопрано и фп. (1965), Три мадригала для сопрано, вибрафона, клавесина, скр., альта и контрабаса (на сл. Ф. Танцера, 1980), Три сцены для голоса и ударных (1980). Электронная музыка Поток (1969). Музыка к спектаклям драм. Т-ра и кинофильмам.Литературные сочинения. Заметки об оркестровой полифонии в 4-й симфонии Д. Д. Шостаковича, в сб.

Музыка и современность, вып. 4, М., 1966. Некоторые особенности оркестрового голосоведения в симфонических произведениях Д. Д. Шостаковича, в сб. Дмитрий Шостакович, М., 1967. Особенности оркестрового голосоведения ранних произведений Стравинского, в сб. Музыка и современность, вып. 5, М., 1967. Edison Denisow, "Res facta", 1972, No 6. Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского, в сб. И. Ф. Стравинский, М., 1973. Полистилистические тенденции в современной музыке, в сб. Музыкальные культуры народов. Традиции и современность, М., 1973.Литература. Тараканов М., Новая жизнь старой формы,. "СМ", 1968, No 6. Буцко Ю., Встречи с камерной музыкой, там же, 1970, No 8. Rазоренов С., Об одном музыкальном вечере, там же, 1972, No 5.

Обсуждаем симфонию А. Шнитке, там же, 1974, No 10. Gerlach H., Die Spannung liegt zwischen den Noten, "Sonntag", 1976, 7. November.B. H. Холопова..

Значения в других словарях
Шнейдер К.

(Schneider) Гортензия Каролина Жанна (30 IV 1833, Бордо - 6 V 1920, Париж) - франц. Артистка оперетты. Пению обучалась в Бордо у Шафнера. Впервые выступила на сцене в 1846 в любительском т-ре "Атеней". В 1853 дебютировала в Ажене в партии Инессы ("Фаворитка" Доницетти), затем исполняла роли первых любовниц и инженю в опереттах, водевилях, комедиях. С 1855 жила в Париже, играла в небольших т-рах. По приглашению Ж. Оффенбаха (композитор восхищался её вок. Данными и сценич. Грацией) с большим успех..

Шнефохт Л.

Шнеефойгт, Шневойт (Schnйevoigt) Георг Леннарт (8 XI 1872, Выборг - 28 XI 1947, Мальмё, Швеция) - фин. Дирижёр и виолончелист. Сын нем. Воен. Дирижёра. В юности изучал дирижёрское иск-во, посещая репетиции и концерты Хельсингфорсского филармонич. Оркестра. Учился игре на виолончели у К. Шрёдера в Зондерсхаузене, у Ю. Кленгеля в Лейпциге, совершенствовался в Брюсселе и Дрездене и у Р. Фукса в Вене. Был виолончелистом-солистом и концертмейстером филармонич. Оркестра в Хельсинки (1895-98 и 1899-190..

Шнорали Нерсес

Нерсес Шнорали (по уточнённым данным, 1101, крепость Цовк, близ Киликии - по уточнённым данным, 1173, крепость Ромкла, близ Киликии) - арм. Поэт, композитор, певец, педагог и муз. Теоретик. Католикос арм. Церкви (1166-73). Автор муз. Соч., гл. Обр. Духовных. Ему принадлежат и необрядовые (навеянные религ. Чувствами, но предназначавшихся для исполнения вне церкви), а также светские произв. Часть его многочисл. Загадок в стихах (ок. 300) сочинена в виде светских песен. Поэма Ш. Н. "Иисус сын" (Вен..

Шнорр фон Карольсфельд Л.

(Schnorr von Carolsfeld) Людвиг (2 VII 1836, Мюнхен - 21 VII 1865, Дрезден) - нем. Певец (тенор). Сын художника Ю. Шнорр фон Карольсфельда. После обучения у Й. Отто В Дрездене и в Лейпцигской консерватории занимался у Э. Ф. Девриента при оперном т-ре Карлсруэ (с 1854). С 1858 солист т-ра Карлсруэ, с 1860 - придв. Оперы в Дрездене. С особым успехом исполнял партии Тангейзера и Лоэнгрина. Обладал звучным баритональным тенором, хорошо владел актёрским иск-вом. Прославился исполнением ведущих партий..

Дополнительный поиск Шнитке А. Г. Шнитке А. Г.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шнитке А. Г." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шнитке А. Г., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 12 символа