Шольц Ф. Е.
Фёдор (Фридрих) Ефимович (5 X 1787, Гернштадт, Силезия - 15 (27) X 1830, Москва) - рус. Композитор, дирижёр и педагог. По национальности немец. Музыке обучался у отца, капельмейстера (фп., скрипка, орган). Работал театр. Капельмейстером в Грауденце (ныне Грудзёндз, Польша), затем переехал в Курляндию, в 1811 - в Петербург, где был капельмейстером Придв. Певч. Капеллы. С 1815 жил в Москве, давал уроки музыки. С 1820 дирижёр Петровского т-ра (с 1825 - Большой т-р). Писал музыку к операм-водевилям (из 10 соч. - 8 совм. С А. А. Алябьевым, А. Н. Верстовским, Л. В. Маурером) и балетам (большинство по сценариям А. П. Глушковского), среди них - "Руслан и Людмила...", первое муз.-сценич. Воплощение пушкинского сюжета. Музыка этого произв. Отличается разнообразием выразит.
Средств, эффектной инструментовкой, близостью к мелодике бытового романса (в ней используются разл. Нац. Танц. Жанры, включая восточные). Написал увертюру к драм. Прологу "Торжество муз" М. А. Дмитриева на открытие Большого т-ра (1825). Ш. Приписывается создание оперы "Хижина на Альпийских горах" (пост. В 1822, Т-р на Моховой, Москва). Ежегодно давал концерт из своих соч. По словам В. Ф. Одоевского, в концерте 1825 Ш. Управлял оркестром "...с обыкновенным ему огнем и искусством". Алябьев посв. Ш. 3-й струн. Квартет и увертюру к опере-водевилю "Три десятки, или Новое двухдневное приключение" (оба - 1825). Неоднократно, но безуспешно высказывался за учреждение в России консерватории (в 1819 составил проект). В 1830 открыл курсы теории музыки (классы генерал-баса и композиции.
Существовали неск. Месяцев).Сочинения. Балеты (10), в т. Ч. Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника (1821, Т-р на Моховой, Москва), Три талисмана. Кошелёк, рожок и пояс, или Восточный чародей (1823, там же), Три пояса, или Русская Сандрильона (1826, Большой т-р), Полифем, или Торжество Галатеи (1829, там же). Музыка к операм-водевилям (10), в т. Ч. Волшебная флейта (1821, Москва), Продажная одноколка, или Похищенная Европа (1823, там же). Для орк. - Торжественный марш (по случаю заключения мира с Турцией, 1829), полонез и др. Фантазия для 6 фп. Наваринское сражение (1828). Пьесы для фп., романсы.Литература. В. У., Фридрих Шольц, Некрология, "Северная пчела", 1830, 16 дек. 75-летие Большого театра в Москве, "РМГ", 1900, No 1.
Y. Y. (Одоевский В. Ф.), Концерт Б. Ромберга..., Прибавление к "Московскому телеграфу", 1825, No 2. Его же, Петровский театр. Там же, No 3. Обе ст. В кн. Одоевский В. Ф., Музыкально-литературное наследие, общая ред., вступ. Ст. И прим. Г. Б. Бернандта, М., 1956, с. 88 и др. Штейнпресс Б., Страницы из жизни А. А. Алябьева, М., 1956. Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959.Б. С. Штейнпресс..
Дополнительный поиск Шольц Ф. Е.
На нашем сайте Вы найдете значение "Шольц Ф. Е." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шольц Ф. Е., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 11 символа