Штокхаузен К.

86

(Stockhausen) Карлхайнц (р. 22 VIII 1928, Мёдрат, близ Кёльна) - нем. Композитор, пианист, дирижёр, муз. Писатель и педагог (ФРГ). В 1947-1951 занимался в кёльнской Высшей муз. Школе по классу фп. У X. О. Шмидт-Нойхауза, по муз.-теоретич. Предметам - у Г. Шрёдера. Одноврем. Изучал философию, филологию и музыковедение в Кельнском ун-те. Брал уроки композиции у Ф. Мартена, в 1951 учился на Дармштадтских курсах совр. Музыки, в 1952 - в Парижской консерватории у О. Мессиана (муз. Анализ и муз. Эстетика). В 1954-56 прошёл курс фонетики, теории информации и коммуникативных исследований в Боннском ун-те. С 1953 сотрудник Студии электронной музыки Кёльнского радио (с 1963 руководитель). В 1954-59 выступал на страницах журн. "Die Reihe" (Вена) с работами, посв.

Серийной и электронной музыке. С 1953 доцент Дармштадтских курсов, вёл курс композиции в ряде ун-тов США. В 1963-68 рук. Основанных им Курсов новой музыки (Кёльн), а также междунар. Группы исполнителей электронной музыки. В 1971-77 профессор кёльнской Высшей муз. Школы. С 1958 выступает как дирижёр, пианист и звукорежиссёр с исполнением собств. Соч. В разл. Странах.Ш. - один из наиболее влиятельных представителей совр. Муз. Авангардизма. Уже в первых своих соч. ("Перекрёстная игра", "Контрапункты") он отходит как от тонального мышления, так и от серийной техники, выдвинув на передний план муз.-акустич. Задачи. Ш. Проводит эксперименты с движущимися источниками звука, пытаясь утвердить независимость и эстетич. Самоценность отд. Параметров муз.

Звука (тембр, высота, длительность звучания). Гл. Целью своих композиций считает "объединение звуков", в к-ром доминирующую роль играет алеаторное (см. Алеаторика) распределение муз. Элементов. Ш. Широко пользуется приёмами коллективной исполнительской импровизации с привлечением разнообразной технич. Аппаратуры. В своих соч. Добивается пространственно-звуковых эффектов, иногда грубо натуралистических, чаще - окрашенных в фантастич. Звуковые "цвета". Тяготеющее к "космической мистериальности" творчество Ш. Представляет собой в большой степени результат его рационалистич. Концепций, в основе к-рых лежат философские, психологич., медицинские, муз.-технологич. Задачи. Нек-рые произв. Получили сценич. Интерпретацию в качестве балетных или вок.-танц.

Пост. ("Гимны" и др.). Во франц. Городе Экс-ан-Прованс Междунар. Центром по изучению совр. Музыки с 1977 проводятся семинары "Музыка Ш." (худ. Рук. К. Самюэль). В 1978 в итал. Городах Брешиа и Бергамо состоялся 1-й Междунар. Конкурс композиторов имени Ш.Литературные сочинения. Texte, Bd 1-Texte zur elektronischen und instrumentalen Musik..., Kцln, 1963, Bd 2 - Texte zu eigenen Werken. Zur Kunst Anderer. Aktuelles..., Kцln, 1964, Bd 3 -Texte zur Musik 1963-1970..., Kцln, 1971, Bd 4 - Texte zur Musik 1970-1977..., Kцln, 1978. Сott J., (Stockhausen K.), Conversations with the composer, N. Y., 1973.Литература. Житомирский Д., Музыкальный "авангард" в раздумье о своих путях, в сб. Современное буржуазное искусство. Критика и размышления, М., 1975.

Матвеев В., Матвеева С., Эволюция музыкального авангарда и его отношения к публике, там же. Михайлов А. В., Некоторые мотивы музыкального авангардизма. Карлгейнц Штокгаузен, в сб. Искусство и общество, М., 1978. Messian О., Musikalisches Glaubenbekenntnis, "Melos", 1958, Jahrg. 25, No 12. Sсherchen H., Stockhausen und die Zeit, "Gravesaner Blдtter", 1959, Bd 4, No 13. Wцrner K. H., Karlheinz Stockhausen. Werk und Wollen, Rodenkirchen, 1963. Dibelius U., Moderne Musik 1945-1965, Mьnch., 1966, 1972. Cage J., Notations, N. Y., 1969. Pousseur H., Fragments thйoriques I sur la musique expйrimentale, t. 1, Briix., 1970. Сardew C., Stockhausen serves imperialism, L., 1974. Harvey J., The music of Stockhausen. An introduction, L., 1975.

Maсonie R., The works of Karlheinz Stockhausen, L., 1976.A. M. Кузнецов.

Значения в других словарях
Штокман Э.

(Stockmann) Эрих (р. 10 III 1926, Стендаль) - нем. Музыковед (ГДР). В 1946-52 изучал муз.-теоретич. Предметы у X. X. Дрегера и германистику у Л. Магона в Берлине. В 1953 защитил диссертацию об электроакустич. Муз. Инструментах в Берлинском ун-те им. Гумбольдта. С 1952 сотрудник, с 1960 рук отдела нар. Музыки в Ин-те фольклора Нем. Академии наук. В 1957 участвовал в экспедиции по изучению песен Юж. Албании, с этого же года читает лекции в Берлинском ун-те им. Гумбольдта. С 1962 рук. Организованно..

Штоколов Б. Т.

Борис Тимофеевич (p. 19 III 1930, Кузнецк) - сов. Певец (бас). Нар. Арт. СССР (1966). В 1954 окончил Уральскую консерваторию в Свердловске. С 1951 стажёр, с 1954 солист Свердловского т-ра оперы и балета, с 1959 - Ленингр. Т-ра оперы и балета. Ш. - один из ведущих сов. Вокалистов. Его голос отличается выразительностью, мягкостью, красотой тембра, исполнит. Манера благородна и сдержанна. Сценич. Образы Ш. Отмечены психологич. Глубиной и совершенством вок. Воплощения. Партии. Мельник, Сусанин, Русл..

Штокхаузен Ю.

(Stockhausen) Юлиус (22 VII 1826, Париж - 22 IX 1906, Франкфурт-на-Майне) - нем. Певец (баритон), хор. Дирижёр и педагог. Сын арфиста Франца Ш. (1792-1868). Обучался пению в Парижской консерватории у Л. Поншара, совершенствовался у М. Гарсиа-сына в Лондоне (1848-49). В 1857-58 пел в т-ре "Опера комик" в Париже. Дирижировал филармонич. Концертами и концертами Певч. Академии в Гамбурге (1862-67). В 1869-70 камерный певец в Штутгарте. Возглавлял Штерновское хор. Об-во в Берлине (1874-78). В 1878-79..

Штольц Р.

(Stoltz) Розина (наст. Имя и фам.- Викторина Ноэль, Noлl) (13 II 1815, Париж - 30, по др. Данным 28 VII 1903, там же) - франц. Певица (меццо-сопрано). Пению обучалась в муз. Школе А. Э. Шорона ("Школа классической и духовной музыки") в Париже. Под разными именами выступала с 1829 в концертах, в 1831-32 - на оперных сценах в Брюсселе, Спа, Антверпене, в 1833-34 - в Амстердаме и Лилле. В 1834 в Антверпене с огромным успехом исполнила партию Алисы в опере "Роберт-Дьявол", в 1836 в Брюсселе - партию..

Дополнительный поиск Штокхаузен К. Штокхаузен К.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Штокхаузен К." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Штокхаузен К., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 13 символа