Эггебрехт Х. Г.

175

(Eggebrecht) Ханс Генрих (p. 5 I 1919, Дрезден) - нем. Музыковед и муз.-обществ. Деятель (ФРГ). Изучал теорию и историю музыки у Р. Мюнниха, X. И. Мозера и М. Шнайдера. В 1949-51 ассистент муз.-историч. Семинара, проводимого В. Феттером в ун-те им. Гумбольдта (Берлин). С 1951 преподавал музыковедение в ун-те г. Фрейбурга (с 1961 профессор). С 1954 одноврем. Приват-доцент ун-та Эрлангена. В 1956-57 руководил кафедрой музыковедения в ун-те Гейдельберга. G 1963 редактор журн. "Archiv fьr Musikwissenschaft", "Beihefte zum Archiv fьr Musikwissenschaft". С 1966 пред. Попечительского совета по изучению органа, основанного фирмой "Валькер" (Walcker-Stiftung fьr orgelwissenschaftliche Forschung), ред. Изданий этого учреждения. С 1969 ред. "Freiburger Schriften zur Musikwissenschaft".

Занимается изучением муз. Терминологии, её историей и систематикой. Особое внимание уделяет проблеме взаимодействия музыки и слова. Автор работ по истории и теории музыки средневековья и барокко, истории органа, муз.-социологич. И муз.-эстетич. Трудов. Участвует в составлении "Справочника музыкальной терминологии" ("Handwцrterbuch der musikalischen Terminologie", Wiesbaden), выпускаемого с 1972 Майнцской академией наук и лит-ры, его редактор. Редактировал 3-й том 12-го издания "Музыкального словаря" X. Римана ("Riemann-Musiklexikon", 12. Aufl., Bd 3, 1967). Автор ряда статей в этом словаре ("Riemann-Musiklexikon", 12. Aufl., Bd 1-3, 1959-67, Ergдnzungsbдnde, 1972-75), в энциклопедии под ред. Ф. Блуме ("Die Musik in Geschichte und Gegenwart", Bd 1-16) и др.

Ред. Издания муз. Произв. М. Вульпиуса ("Sonntдgliche Evangeliensprьche von M. Vulpius", Kassel, 1950), вок. Произв. И. Пахельбеля ("Das Vokalwerk von J. Pachelbel", с 1954). Действит. Чл. Майнцской академии наук и лит-ры (1965).Сочинения. Studien ьber Melchior Vulpius, "Musik und Kirche", 1950, Jahrg. 20, 1953, Jahrg. 23, "Mf", 1950, Jahrg. 3, сб. Schneider-Festschrift, Lpz., 1955. Terminus "Ricercar", "AfMw", 1952, Jahrg. 9, H. 2. Johann Pachelbel als Vokalkomponist, "AfMw", 1954, Jahrg. 11, H. 2. Das Ausdrucks-Prinzip im musikalischen Sturm und Drang, "Deutsche Vierteljahrsschrift fьr Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte", 1955, Jahrg. 29, Studien zur musikalischen Terminologie, Mainz, 1955, Wiesbaden, 1968. Ars musica. Musikanschauung des Mittelalters und ihre Nachwirkungen, "Die Sammlung.

Zeitschrift fьr Kultur und Erziehung", 1957, Jahrg. 12, H. 6. Arten des Generalbasses im frьhen und mittleren 17. Jahrhundert, "AfMw", 1957, Jahrg. 14, No 2. Walthers musikalisches Lexikon in seinen terminologischen Partien, "Acta musicologica", 1957, v. 29. Barock als musikgeschichtliche Epoche, в сб. Aus der Welt des Barock, Stuttg., (1957). Ьber Bachs geschichtlichen Ort, "Deutsche Vierteljahrsschrift fьr Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte", 1957, Jahrg. 31, H. 4. Heinrich Schьtz. Musicus poeticus, Gott., (1959). Zum Figur-Begriff der Musica poetica, "AfMw", 1959, Jahrg. 16, No l. Musik als Tonsprache, "AfMw", 1961, Jahrg. 18, No 1. Schьtz und Gottesdienst, Stuttg., 1969 (Verцffentlichungen der Walcker-Stiftung fьr orgelwissenschaftliche Forschung, H.

3). Prinzipien des Schubert-Liedes, "AfMw", 1970, Jahrg. 27, H. 2. Zur Geschichte der Beethoven-Rezeption, "Abhandlungen der geistes- und sozialwissenschaftlichen Klasse der Akademie der Wissenschaft und Literatur", Mainz - Wiesbaden, 1972, No 3. Opusmusik, "Schweizerische Musikzeitung", 1975, Jahrg. 115, No 1. Musikalisches Denken. Aufsдtze zur Theorie und Дsthetik der Musik, Wilhelmshaven, (1977), и др.M. H. Лобанова.

Значения в других словарях
Эвфония

(греч. Eypoyia - благозвучие) - оценочная категория антич. Музыкальной эстетики. С точки зрения Э. (а также "эвритмии", греч. Eyrytmia) оценивались все звуковые явления действительности. Особенно часто критерий Э. Применялся при характеристике речевых и муз. Форм звучания. Так, Аристид Квинтилиан ("О музыке", II, 12) пишет об Э. Сочетания букв, об Э. Слов. Псевдо-Аристотель ("Проблемы", XIX, 33) указывает на бульшую степень Э. Низких звуков по сравнению с высокими. Иногда термин "эвфонический" б..

Эгге К.

(Egge) Клаус (р. 19 VII 1906, Грансхерад, Телемарк, Норвегия) - норв. Композитор. Чл. Корол. Академии музыки в Стокгольме. Учился у А. Санволла (орган, до 1929), у Н. Ларсена (фп.) и Ф. Валена (композиция) в консерватории в Осло, совершенствовался по композиции у В. Гмейндля в Высшей муз. Школе в Берлине (1937-38). Преподавал пение в разл. Высших уч. Заведениях в Осло (1933-45). Был редактором журн. "Tonekunst" (1935-38), сотрудничал в качестве муз. Критика в газ. "Arbeiderbladet" (с 1945). Пред..

Эгген А.

(Eggen) Арне (28 VIII 1881, Тронхейм - 26 X 1955, Верум, близ Осло) - норв. Композитор и органист. Учился у К. Эллинга (муз.-теоретич. Предметы и орган) и П. Линнемана (муз.-теоретич. Предметы) в консерватории в Осло (1902-05), у С. Креля (композиция) и К. Штраубе (орган) в Лейпцигской консерватории (1906-07). Служил церк. Органистом в Брагернесе, Драммене (1908-24), Брюне и Тануме (1924-55). Выступал в Норвегии и Швеции как органист. Возглавлял Союз норв. Композиторов (1927-45), а также организ..

Эгк В.

(Egk. Наст. Фам. - Mайер, Mayer) Вернер (р. 17 V 1901, Ауксесхейм) - нем. Композитор и дирижёр (ФРГ). Учился в Аугсбургской консерватории, по композиции пользовался советами К. Орфа. С 1929 был дирижёром в ряде т-ров, в 1936-41 - в Берлинской гос. Опере, с 1941 руководил проф. Объединением композиторов, в 1950-53 директор Высшей муз. Школы Зап. Берлина. Президент Зап.-герм. Союза композиторов (с 1950), Нем. Муз. Совета (1968-71). Чл.-корр. Нем. Академии иск-в (с 1966, Берлин). Выступает как муз...

Дополнительный поиск Эггебрехт Х. Г. Эггебрехт Х. Г.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эггебрехт Х. Г." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эггебрехт Х. Г., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 15 символа