Экспромт
(от лат. Expromptus - готовый) - инстр. Пьеса импровизационного характера. Э. Как самостоят. Муз. Жанр, гл. Обр. Фп. Пьесы, распространился в 19 в. (до этого существовал в лит-ре) в период становления романтич. Направления в музыке, в связи с особым значением, придаваемым импровизационности, непосредственности лирич. Высказывания в эстетике этого направления. Среди первых произв. В жанре Э. - фп. Экспромты Я. В. Воржишека ор. 7 (1822). К жанру Э. Обращался также Г. А. Маршнер (ор. 22, 23). Классич. Образцы жанра - Э. Ор. 90 и ор. 142 Шуберта (1827, назв. Дано издателем), наряду с его же "Музыкальными моментами" оказавшие большое влияние на дальнейшее развитие романтич. Фп. Миниатюры. В экспромтах Шуберта наметились особенности будущих монотематич. Поэмных форм с чертами сонатности (ор.
90 No 1) и собственно миниатюры, своего рода "песни без слов" (ор. 90 No 3). Вместе с тем в них ощутимы и генетич. Связи с жанрами и формами, сложившимися в музыке венской классич. Школы (сонатная форма в Э. Ор. 142 No 1. Напоминающий менуэт с трио Э. Ор. 142 No 2). В творчестве Ф. Шопена закрепилась трактовка Э. Как более крупной по форме (напр., по сравнению с его "Прелюдиями") пьесы. В его Э. Использована преим. Сложная 3-частная форма с ярко выраженным контрастом между фигурационными ("этюдными" или "прелюдийными") крайними частями и кантиленной средней ("Фантазия-Э." ор. 66, Э. Ор. 29 и 51. Ср. С экспромтами Шуберта ор. 90 No 2 и No 4), представляющими два осн. Типа романтич. Пианизма. Однако само назв. "Э.", не несущее в себе точного, конкретного определения типа соч.
И его структуры, допускает свободную трактовку жанра и формы. Так, связь импровизационности и варьирования проявилась в Э. Ор. 39 Шопена и в Э. Ор. 5 Шумана. Жанровые связи, проникновение в произв. Песенности или танцевальности иногда фиксируются и в его названии (напр., "Вальс-Э." Листа, Э. В форме мазурки Скрябина). В рус. Музыке Э., как правило, восходят к шопеновскому типу, оказавшемуся наиболее устойчивым (П. И. Чайковский, А. С. Аренский, А. К. Лядов, А. Н. Скрябин). Пьесы в жанре Э. Созданы также Э. Григом, Г. Форе, Ф. Пуленком и др.Литература. Kahl W., Das lyrische Klavierstьck Schuberts und seiner Vorgдnger seit 1810, "AfMw", 1921, Jahrg. 3, H. 1-2. Его же, Aus der Frьhjahrszeit des lyrischen Klavierstьcks, "ZfM", 1922, Jahrg. 89.E. M. Царева.
Дополнительный поиск Экспромт
На нашем сайте Вы найдете значение "Экспромт" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Экспромт, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 8 символа