Электронная музыка

117

Музыка, к-рая создаётся и исполняется с помощью электронно-акустич. И звуковоспроизводящей аппаратуры. В Э. М. Объектом работы композитора является не только звуковая ткань и композиция в целом, но и звуковой материал. Звуки и звучания "сочиняются", синусоидные чистые тоны ("атомы" звучания) складываются в муз. Тоны и шумы ("молекулы"). Аппаратура Э. М. - генераторы, фильтры, модулирующие устройства, объединяющиеся в электронных синтезаторах (студийных и портативных), а также магнитофоны, усилители, динамики. Акустич. Материал (синусоидные чистые тоны. Разного рода шумы - "белый", "цветной". Импульсы, щелчки и др.) обрабатывается, а также комбинируется, превращаясь в многообразные смеси, тембро-красочные звучания, при помощи к-рых композитор реализует свое соч.

Исходным материалом может служить и любое другое записанное звучание (включая и муз. Звуки, и натуральные звучания, по выбору композитора). Оба типа материала могут совмещаться.С. А. Губайдулина. Фрагмент из сочинения "Vivente - non vivente", выполненного в Моск. Экспериментальной студии электронной музыки в 1970.Сочинение построено на контрасте "живого" (конкретного) и "неживого" (электронного) звучаний. Запись 4-слойная, соответствующая 4-канальному звучанию. 1-й канал - магнитофонная запись колокольного звона, пущенная в противодвижении. В приведённом фрагменте партитуры даны как графич. Представление crescendo (от затухания звука к его атаке), так и изображение колокола. 2-й канал - кластеры разного диапазона и ритма (звучание электронного синтезатора АНС), а также прямая запись колокольного звона.

3-й канал - электронная имитация человеческого дыхания (сочетания синусоидальных чистых тонов, записанные на синтезаторе АНС. Они расширяются и сужаются по микроинтервальным ходам). 4-й канал - электронные кластеры, создающие пространственную ("антифонную") перекличку с электронными кластерами 2-го канала и подготавливающие звучание "живых" кластеров (басовые струны фп.) в конце сочинения.Историч. Предпосылка возникновения Э. М. (помимо изобретения звукозаписи) - перелом, происшедший в нач. 20 в. В области использования муз.-технич. Средств и приведший, во-первых, к возникновению серийной техники ("техники ряда") новой венской школы и, во-вторых, "тембровой мелодии" (нем. Klangfarbenmelodie. Термин в "Учении о гармонии" Шёнберга).

Серийная техника - предел традиционной европ. Трактовки муз. Материала как дискретного "микромира" муз. "атомов" (нот-точек, пунктов. Отсюда же традиц. Европ. Контрапункт и исключение микроинтервалов). Техника же "звукотембров" (оперирование тембрами звуков и звучаний. Нем. Klangfarbentechnik), в противоположность серийности, - попытка оперировать звуковыми объектами и массами как "сверхтембрами" ("сонорами"), к-рые мыслятся не как дискретные множества, а как слитные единства. Две тенденции и два типа муз. Слышания (дискретно-структурный и синкретно-сонорный), первоначально противоположные, во 2-й пол. 20 в. Стали взаимодополняющими сторонами единой композиторской техники. Попытка осуществить их взаимопроникновение инструментально- технически и была предпринята средствами Э.

М. Первая попытка создания Э. М. В её "ортодоксальном" виде относится к 1951 (студия Э. М. В Кёльне, организованная по инициативе X. Эймерта и К. Штокхаузена). Тогда же возник и термин "Э. М." (В. Майер-Эплер). Если в серийной музыке не пользуются традиц. "макроструктурами" (типовыми терцовыми аккордами, гаммообразными мелодич. Последованиями), а создают их индивидуально, то в Э. М. Композитор, синтезируя муз. Звук, обязан управлять даже его "микроструктурой". Отсюда введение микротемперации (для регулирования внутризвуковых отношений и процессов), микроритма и микродинамики, артикулирующих тембр звуков, соноров, конкретных звучаний. Отсюда же снятие противоположности муз. Формы и муз. Материала (соответственно и снятие противопоставления композитора, исполнителя и производителя данного муз.

Инструментария). С Э. М. Связано появление конкретной музыки (Париж, 1948). Если Э. М. Стремится к сонорности муз.-акустич. Материала, исходя из его тотальной структурированности (вплоть до quasi "контра-пунктического" контроля над микроинтервалами), то конкретная музыка, наоборот, стремится придать композиционную структурность изначально данному тембро-шумовому материалу. Др. Виды Э. М. "компьютерная музыка" (англ. Computer music), где сделана попытка автоматизировать синтез звука и "планирование" формы, т. Е. Наиболее трудоёмкие начальный и конечный этапы создания Э. М. (Л. А. Хиллер, США. Г. М. Кёниг, ФРГ). "живая электроника" (англ. Live electronic), стремящаяся исходить из звучаний традиционных муз. Инструментов и певч. Голосов в качестве первичного материала (Штокхаузен, начиная с 60-х гг.

Ф. Ржевски и его группа "La elettronica viva", США). Прикладная Э. М. - для кинофильмов и театр. Спектаклей (специфически электронная "мертвенность" муз.-акустич. "синтетики" в науч.-фантастич. Кинофильмах, напр. У С. Кубрика в "Космической Одиссее 2001", у А. А. Тарковского в "Солярисе"), для вок.-инстр. Ансамблей (ВИА) с мощной электронно-акустич. Аппаратурой. Если в 50-е гг. Казалось, что Э. М. Открывает необозримые перспективы обогащения муз. Звучаний, то в дальнейшем возникли своего рода "аллергия" к специфич. Тембрам, атаке, артикуляции звука в Э. М. (антипатия к муз. "синтетике" и движение в пользу натуральной "органики") и стремление применять Э. М. Осторожно, в комбинации с традиц. Тембрами. Проблема создания инстр.-технич. Базы Э. М., соответствующей её первонач.

Задачам, остаётся пока открытой.В СССР первые опыты, направленные к созданию Э. М., относятся к 20-м гг. 20 в. (Е. А. Шолпо). В 1959 моск. Инженер Е. А. Мурзин построил модель отечеств. Электронного синтезатора АНС (в честь А. Н. Скрябина), в 1964 - промышленный образец. В 1967 в Москве открыта студия Э. М.Нек-рые образцы Э. М. Штокхаузен, Этюды I-II (1952) и "Пение отроков" (1956). Эймерт, Этюд на звуковые смеси (1954). Э. В. Денисов, "Пение птиц" (1969). А. Г. Шнитке, "Поток" (1969). С. А. Губайдулина, "Vivente - non vivente" (1970, фрагмент см. В колонках 515, 516). Э. Н. Артемьев, "12 взглядов на мир звука" (1971).Литература. Артемьев Э. Н., Что такое "АНС", "СМ", 1962, No 2. Tермен Л. С., Физика и музыкальное искусство, М., 1966. Володин A. A., Электронные музыкальные инструменты, М., 1970.

Die Reihe, H. 1, W., 1955. Воu1ez Р., Alea, в сб. Darmstadter Beitrдge zur Neuen Musik I, Mainz, 1958. Kohoutek C., Novodobй skladebnй teorie zбpadoevropskй hudby, Praha, 1962, под назв. Novodobй skladebne smery v hudbe, Praha, 1965 (рус. Пер. - Когоутек Ц., Техника композиции в музыке XX века, М., 1976. Stockhausen К., Texte, Bd 1-2, Kцln, 1963-64, Bd 3, Kцln, 1971. DibeliusU., Moderne Musik 1945-1965, Mьnch., 1966. Lйbl V., Elektronickб hudba, Praha, 1966. Koenig G. M., Computer-Verwendungin Kompositionsprozessen, в сб. Musik auf der Flucht vor sich selbst, Mьnch., 1969. RaiЯ H.-P., Elektronische Musik, в кн. Neue Musik seit 1945, Stuttg., 1972. Eimert H., Humpert H. U., Das Lexikon der elektronischen Musik, Regensburg, 1973.П.

H. Мещанинов, Ю. H. Холопов.

Значения в других словарях
Электромеханическая звукозапись

См. Механическая звукозапись.. ..

Электромузыкальные инструменты

Муз. Инструменты, в к-рых источником звука является акустич. Излучатель (громкоговоритель), возбуждаемый электрич. Колебаниями звуковой частоты (20 Герц - 20 килоГерц). Электрич. Колебания генерируются электромеханич., фотоэлектрич., электронным и др. Генераторами с последующим усилением в электронных (ламповых или транзисторных) усилителях. Воздействуя на генераторы и усилители, исполнитель изменяет частоту и амплитуду электрич. Колебаний и т. О. Добивается нужной частоты и громкости звучания Э..

Электропроигрыватель

См. Электрофон.. ..

Электрофон

Электротехнич. Устройство для проигрывания граммофонных пластинок. Состоит из электропроигрывателя (объединяет диск для пластинки с вращающим его электромотором и звукосниматель с тонармом), усилителя звуковых частот и динамич. Громкоговорителя или громкоговорителей. Монофонич. Э. Могут изготовляться в виде единого блока, однако чаще имеют отд. Акустич. Колонку с громкоговорителем. Стереофонич. Э. Обычно снабжаются двумя акустическими колонками. Электропроигрыватель и усилитель звуковых частот р..

Дополнительный поиск Электронная музыка Электронная музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Электронная музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Электронная музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 18 символа