Эолова арфа

102

(по имени бога ветров Эола в др.-греч. Мифологии), воздушная арфа. 1) Струн. Муз. Инструмент. Состоит из узкого деревянного ящика, служащего резонатором, внутри к-рого натянуты струны (9-13) разл. Толщины, настроенные в унисон (обычно g). Движение воздуха, поступающего через специальное отверстие, вызывает колебания струн, издающих разл. Обертоны общего тона. В зависимости от силы ветра звучание Э. А. Меняется в широких пределах - от совсем тихого, нежного до весьма громкого при сильных порывах. Известна с давних пор (впервые описана в 10 в. Архиепископом Данстаном Кентерберийским). Устанавливалась обычно на крышах зданий или на фронтонах, а также в парковых сооружениях (гротах, беседках и др.). Э. А. Совершенствовали мастера Дж.

Б. Порта из Неаполя (16 в.), А. Кирхер (1650), У. Джонс (ок. 1781) и Поуп (1792). Приобрела особую популярность с кон. 18 в. И получила художеств. Отображение в романтической живописи, музыке, а также в поэзии (в т. Ч. У И. В. Гёте, В. А. Жуковского). С 19 в. Конструкция Э. А. Неоднократно менялась. Среди мастеров - Г. К. Кох (1802), В. Мелькоп (1841), К. Плейель (1840-е гг.), во 2-й пол. 19 в. - Р. Бурхард, К. Дёблер и др. Ныне вышла из употребления.2) Назв. Инструмента с металлич. Проскакивающими язычками и круглым раструбом (вид гармоники). Изготовлялся с нач. 19 в. В Петербурге, затем и в др. Городах России.Литература. Dalberg J. F. Von, Die Дolsharfe, Erfurt, 1808. Kastner J. G., La harpe d'Eole et la musique cosmique, P., 1856. Brink C., Harps in the wind, N. Y., 1947.Ю.

А. Фортунатов.

Значения в других словарях
Энсина Х.

(Encina, Enzina. Наст. Фам.- де Фермоселье, de Fermoselle) Хуан дель (12 VII 1468 или 1469, Энсина, близ г. Саламанка - 1529 или 1530, Леон или Саламанка) - испан. Поэт, драматург и композитор. Учился у брата - Д. Де Фермоселье, профессора музыки Саламанкского ун-та, посещал этот ун-т. С 1484 пел в хоре мальчиков в соборе в Саламанке, ок. 1490 стал руководителем этого хора. Ок. 1492 служил придворным поэтом герцога Альбы, во дворце к-рого в 1492-98 ставил свои эклоги светского (пасторали) и рели..

Эолийский лад

См. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады.. ..

Эпизод

(греч. Epeisodion, букв. - добавление, вставка) - часть муз. Пьесы, имеющая относительно самостоят. Значение и в ряде случаев основанная на новом, контрастном тематич. Материале. Э. В греч. Драме называлось появление отд. Актёров между хор. Частями (эписодий). В фуге, а также рондо и концерте доклассич. Эпохи Э. (интермедия, куплет), как правило, построение срединно-развивающего характера между проведениями осн. Темы, в концерте - часто сольное для контраста с темой, исполняемой всем оркестром. ..

Эпилог

(греч. Epilogos, букв. - послесловие) в музыке - раздел завершающего характера, как правило, в муз.-сценич. Жанрах. Представляет собой заключит. Сцену, обобщающую муз.-образное содержание произв. После окончания сюжетного развития, напр. В операх "Дон Жуан" Моцарта, "Иван Сусанин" Глинки, "Похождения повесы" Стравинского. В "Иване Сусанине" Э. - большая массовая сцена, включающая трио Антониды, Собинина и Вани, оплакивающих гибель Сусанина (средняя часть), и величественный хор "Славься" (финал....

Дополнительный поиск Эолова арфа Эолова арфа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эолова арфа" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эолова арфа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 11 символа