Эстерхази

58

(Esterhбzy) - семья венг. Меценатов и музыкантов (17 - сер. 19 вв.). Пал Э. (1635-1713) - композитор и вёрджинелист. Содержал вок.-инстр. Капеллу. В 1711 опубликовал сб-к собств. Произв. (включал также обработки мелодий др. Композиторов) "Небесная музыка" ("Harmonia caelestis"), содержащий 55 духовных песен для 1-2 голосов, а также для солистов и 4-гол. Хора с инстр. Сопровождением. В этих соч. Заметно влияние итал. И южно-нем. Вок. Музыки, использованы также элементы венг. Муз. Фольклора. Дворец Э. В Эйзенштадте стал культурным центром Австро-Венгрии.Пал Антал Э. (1711-62) - скрипач и виолончелист. Внучатый племянник Пала Э. Его небольшая придв. Вок.-инстр. Капелла в Эйзенштадте (рук. Комп. Г. Й. Вернер, с 1761 2-й капельмейстер Й. Гайдн) исполняла соч.

Композиторов эпохи барокко, а также произв., партитуры к-рых Э. Привозил для своей коллекции из Вены и поездок за рубеж, в т. Ч. Из Неаполя.Mиклош Э. (1714-90) - исполнитель на баритоне (разновидность виолы). Брат Пала Антала Э. С 1762 владелец имения Э. Гайдн, более 25 лет находившийся на службе у Э. В качестве гл. Капельмейстера и придв. Композитора (1766-90), написал для него более 150 инстр. Трио и дуэтов с участием баритона. В новом дворце ("Эстерхаза", строился в 1762-77 близ озера Фертё по образцу Версальского. С 1959 - музей) и прилегающем здании оперного т-ра на 400 мест под упр. Гайдна исполнялись его собств. Произв. (в т. Ч. 13 опер, симфонии), а также оперы и зингшпили К. Диттерсдорфа и итал. Композиторов того времени. Труппа включала и инструменталистов-виртуозов.

Получила европ. Известность, в 1777 выступала в Вене.Антал Э. (1738-94), сын Миклоша Э. Распустил капеллу и оперную труппу, но сохранил пенсию и жалованье Гайдну и скрипачу Л. Томазини, дав им отпуск.Mиклош Э. (1765-1833), сын Антала Э. Восстановил капеллу в Эйзенштадте. По его заказу Гайдн написал 6 месс (1796-1802), Л. Бетховен - мессу C-dur op. 86 (1807). В 1804-11 капельмейстером у Э. Был Й. Н. Гуммель. Отец Ф. Листа - А. Лист, находившийся в 1798-1823 на службе у Э., в 1801-1808 жил в Эйзенштадте и играл на виолончели в придв. Капелле.Mиклош Э. (1775-1856) - представитель др. Ветви рода Э. Содержал придв. Капеллу в г. Тата (в 1806-46 рук. Б. Меннер). В 1830-40-х гг. Она давала публич. Концерты и для горожан. Э. Собрал нотную б-ку (сохранились 1117 произв., гл.

Обр. Рукописи), основал муз. Школу.В 1848 капеллы в Эйзенштадте и Тате были распущены.Литература. Merйnyi L., Bubics Zs., Herczeg Esterhбzy Pбl..., Bdpst, 1895. Szabоlсsi В., Probleme der alten ungarischen Musikgeschichte, "ZfMw", 1924/25, Bd 7, 1925/26, Bd 8. Nowak L., Joseph Haydn, W.-Lpz.-Z., 1951,W., 1959 (рус. Пер. - Hовак Л., Иозеф Гайдн. Жизнь, творчество, историческое значение. С предисловием Б. Левика, М., 1973). Hоrбnyi M., Das Esterhбzysche Feenreich, Bdpst, 1959. Hбriсh J., Esterhбzy-Musikgeschichte im Spiegel der zeitgenцssischen Textbьcher, Eisenstadt, 1959. Его же, Das Repertoire des Opernkapellmeisters J. Haydn in Eszterhбza (1780-1790), "Haydn-Jahrbuch", Bd 1, 1962. Somfai L., Ismeretlen Haydn kйziratok az eszterhбzai szinhбz opera-repertoбrjбbуl, "Zenetudomnyi tanulmбnyok", 8 k., Haydn emlйkйre, Bdpst, 1960.

Кatona I., Fertцd Haydn szбzadбban, там же. Вбrdоs К., A tatai Esterhбzyak zenйje 1727-1846, Bdpst, 1978.П. Ф. Вейс..

Значения в других словарях
Эспозито Э.

(Esposito) Эудженио (Евгений Доминикович) (1863, Неаполь - после 1935, Милан) - композитор и дирижёр. По национальности итальянец. Муз. Образование получил в Италии, там же начал дирижёрскую деятельность в небольших оперных труппах. По приглашению С. И. Мамонтова весной 1892 приехал в Москву, где выступил как дирижёр в Итал. Опере. В том же году начал работать в Харькове в оперной антрепризе А. Ф. Картавова (в 1894-97 антреприза Э.). В сезоне 1897-98 был гл. Дирижёром Московской частной русской ..

Эстампида

Эстампи (франц., англ. Estampie, нем. Estampie, итал. Istampita, испан. Estampida, лат. Stantipes), - одна из важнейших форм зап.-европ. Инстр. Музыки 13-14 вв. Состоит обычно из 5-6 мелодич. Фраз, каждая из к-рых повторяется с изменённым окончанием. Схема построения. А + х1, а + х2, b + x1(3) ), b + х2(4) и т. Д. Неизменные участки фразы называются puncti (лат. Punctum - точка), меняющиеся продолжения (подобные 1-й и 2-й вольтам) - соответственно ouvert (франц. - открытый) и clos (франц., закры..

Эстетика музыкальная

Дисциплина, изучающая специфику музыки как вида иск-ва и являющаяся разделом философской эстетики (учения о чувственно-образном, идейно- эмоциональном освоении действительности человеком и об иск-ве как высшей форме такого освоения). Э. М. В качестве особой дисциплины существует с кон. 18 в. Термин "Э. М." впервые применил К. Ф. Д. Шубарт (1784) после введения А. Баумгартеном (1750) термина "эстетика" (от греч. Aistntixos - чувственный) для обозначения особого раздела философии. Близок термину "..

Эстонская музыка

Древнейшие эст. Нар. Напевы относятся к руническим формам (см. Руны), сложившимся у предков прибалтийско-финских народов. Наряду с древними календарно-обрядовыми, свадебными, колыбельными, а также эпич. Песнями широкое распространение получили лирич. Песни.Свадебная руническая песня (северная Эстония).В эст. Рунических песнях доминируют узкообъёмные диатонич. Лады, речитативный склад. Встречаются песни с 2-дольным и 3-дольным метром (т. Н. Качельные ритмы). Нар. Напевы в своём большинстве не свя..

Дополнительный поиск Эстерхази Эстерхази

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эстерхази" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эстерхази, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 9 символа