"Янычарская музыка"

132

(нем. Janitscharenmusik. Англ. Janissary, janizary, turkish music. Франц. Musique turque. Итал. Banda turca) - название, под к-рым в нач. 18 в. В Европе появился набор традиц. Инструментов воен. Оркестра янычар (от турецкого yeniзeri, букв. - новое войско. Корпус регулярной пехоты Оттоманской армии, существовавший в сер. 14 - нач. 19 вв.). Янычарский оркестр кон. 17 - нач. 18 вв. Включал большой барабан (дауль), 2 небольших барабанчика (сардар-нагара), 2 тарелки (цил), 7 медных труб (бори) и 5 шалмеев (цурнадер). Традиц. Турецкая музыка, связанная с арабо-иранской муз. Культурой (сходные лады, формы, муз. Инструменты), была чуждой слуховому опыту европейца нач. 18 в. Со времён нашествия османов на Ср. Европу (сер. 17 в.) их воен. Музыка воспринималась как варварская, дикая, рычащая, шумящая, гремящая, т.

Е. Как специфич. Сочетание тембров, инструментов, а не особый муз. Язык.В нач. 18 в. Оркестры янычарского войска попали в Европу. В 1720 полный комплект янычарских инструментов получил в дар от турецкого султана польский король Август II, в 1725 рус. Императрица Екатерина I выписала из Константинополя турецкий воен. Оркестр, в составе к-рого, кроме указанных инструментов, был и треугольник (известный в Европе с 14 в.). В 1741 янычарские инструменты появились в Австрии, затем в Пруссии и др. Европ. Странах. В моду вошёл жанр "турецкого", т. Е. Военного, марша с использованием "янычарского" тембрового колорита (в частности, большого барабана с тарелками, к к-рым часто присоединялся треугольник). Среди ударно-шумовых инструментов, вызывавших ассоциации с турецкой музыкой, был бунчук.

Влияние "Я. М." как специфич. Тембрового комплекса на европ. Оперную и симф. Музыку было очень заметным. Одним из первых воспользовался тарелками и треугольником в оперном оркестре А. Э. М. Гретри ("Марш цыган" из оперы "Тайная магия", 1778). В хорах и танцах скифов из оперы "Ифигения в Тавриде" (1779) К. В. Глюк для создания вост. Колорита также вводит в оркестр тарелки и треугольник в сочетании с малым барабаном. Лучшие образцы органич. Сплава янычарских тембров с тембровым комплексом классич. Европ. Оркестра - зингшпиль В. А. Моцарта "Похищение из сераля" (1782) и "Военная симфония" Гайдна (1794). Тот же комплекс тембров присутствует в увертюре и марше Бетховена к пьесе Коцебу "Афинские развалины". В оркестре "Похищения из сераля" воспроизведён и типичный для янычар способ игры на большом барабане - колотушкой и прутом (Ruthe).

В кон. 19 в. Этот приём был повторен Г. Малером в 3-й части 2-й симфонии. Участие большого барабана с тарелками в "воинственных эпизодах" оперно-симф. Партитур становится типичным для европ. Музыки кон. 18-19 вв. Один из малоизвестных, но показательных образцов - "Немецкая военная песня" Моцарта (K.-V. 539, "Ich mцchte wohl der Reiser sein", 1788) для малого состава симф. Оркестра с тарелками и большим барабаном, написанная в связи с австро-турецкой войной. Сочетанием тембров большого барабана, тарелок и треугольника, постоянно применявшимся в "триумфальной" музыке, воспользовался Л. Бетховен в финале 9-й симфонии.Стиль "alla turca" повлиял не только на орк., но и на фп. Музыку (см., напр., финал фп. Сонаты Моцарта A-dur, K.-V.

331). В нач. 19 в. Создавались фортепьяно с имитацией тембров колокольчиков, тарелок и большого барабана. Механич. Инструменты типа оркестриона также снабжались "янычарскими" тембрами, напр. Оркестрион братьев X. Г. И И. Бауэров (Вена, 1828). Для одного из оркестрионов ("пангармоникон" И. Н. Мельцеля, 1806) Бетховен написал "Битву при Виттории", исполняемую в орк. Редакции с тремя большими барабанами. Пример муз. Эксперимента - произв. Л. Шпора "Ноктюрн для гармониума и янычарской музыки" (1815).Литература. Штелин Я., Музыка и балет в России XVIII в., Л., 1935, с. 121-122. Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 3, М., 1956. Marsigli L. F., Stato militare deirimperio ottomanno..., La Haye - Amsterdam, 1732 (рус. Пер.- Mapсильи Л.-Ф., Военное состояние Оттоманской империи..., ч.

1-2, СПБ, 1737). Farmer H. G., Military music, L., (1950). Gazimihal M. R., Tьrk askerо muzikalari tarihi, Istanbul, 1955. Altar С. M., W. A. Mozart im Lichte osmanisch-цsterreichischer Beziehungen, "RBM", 1956, v. 10, fasc. 3-4. Simon E., Mechanische Musikinstrumente frьherer Zeiten und ihre Musik..., Wiesbaden, 1960.H. H. Ксенофонтова.

Значения в других словарях
Юхансен Д. М.

(Johansen) Давид Монрад (8 XI 1888, Вефсс - 20 II 1974, Сандвик) - норв. Композитор и муз. Критик. В 1905-09 учился в консерватории в Осло, затем у К. Эллинга и И. Хольтера (муз.-теоретич. Предметы) и К. Ниссена (фп.), в 1915-16 занимался у Э. Хумпердинка (композиция) в Высшей муз. Школе в Берлине. Как пианист дебютировал в 1910 в Осло. В 1925-45 муз. Критик газ. "Aftenposten". В своих произв., отмеченных влиянием импрессионизма, стремился использовать ладовые особенности норв. Фольклора, переда..

Юхов И. И.

Иван Иванович (2(14) X 1871, Москва - 28 I 1943, там же) - сов. Хор. Дирижёр. Род. В семье крестьян-любителей пения (дед - тенор, отец - бас-октава). В 1908 окончил Моск. Синодальное уч-ще, получил звание регента. До 1900 пел в разл. Хорах. В 1900 организовал любительский хор в Щёлкове, под Москвой. В 1903 хор был переведён в Москву. После Окт. Революции 1917 Ю. Принял активное участие в культурном строительстве. Хор под его руководством вёл большую муз.-просвет. Работу. В 1918 хор слушал B. И. ..

Яблонский В. М.

Вильгельм Марьянович (8(20) IV 1889, с. Чечельник Винницкой обл. - 14 IV 1977, Киев) - сов. Трубач и педагог. Засл. Деят. Иск-в УССР (1969). Чл. КПСС с 1940. В 1912 окончил Киевское муз. Уч-ще по классу трубы у А. Н. Подгорбунского. Исполнит. Деятельность начал в 1906, в 1913-18 артист симф. Оркестра С. А. Кусевицкого (Москва), в 1919-26 - разл. Симф. И оперных оркестров, в 1927- 1932 солист оркестра Укр. Радио (Киев), в 1933-54 - Укр. Т-ра оперы и балета. С первых лет Сов. Власти принимал актив..

Яблочкины

Семья музыкантов. Иван Фёдорович Я. (1762, Петербург -7(19) II 1848, там же)- скрипач, педагог и дирижёр. Сын Фёдора Ивановича Я. (гг. Рожд. И смерти неизв.), старшего камер-музыканта Лейб-кампании при дворе Елизаветы Петровны. Игре на скрипке обучался у И. Е. Хандошкина. С 1780 ученик в оркестре Дирекции имп. Петерб. Т-ров, затем камер-музыкант 2-го придв. Оркестра, дирижёр бальной музыки при дворе Екатерины II. Преподавал игру на скрипке в Театр. Школе (с 20-х гг. - Петерб. Театр. Уч-ще). В 18..

Дополнительный поиск "Янычарская музыка" "Янычарская музыка"

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Янычарская музыка"" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Янычарская музыка", различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 19 символа