Яначек Л.

142

(Janacek) Леош (Лео Эуген) (3 VII 1854, Гуквальди, Моравия - 12 VIII 1928, Моравска-Острава, ныне Острава) - чеш. Композитор, фольклорист и дирижёр. Чл. Чеш. АН и иск-в (1912). Сын сельского учителя и органиста. Жил (с 11 лет) и работал в Брно. Был воспитанником муз. Интерната при Старобрненском монастыре августинцев, в 1865-72 учился у моравского комп. П. Кржижковского, одноврем. Занимался в учительском ин-те (1869-72), изучал чеш. Яз. И лит-ру в Моравской земской академии (1873-74), самостоятельно - психологию, философию, эстетику. Занимался под рук. Ф. Скугерского в Орг. Школе в Праге (окончил экстерном в 1875), затем совершенствовался по композиции у Л. Грилля в Лейпцигской и у Ф. Кренна в Венской (1879-80) консерваториях. В 1881 основал Орг.

Школу в Брно (с 1947 - Академия изящных иск-в имени Я.), был её профессором и директором до конца жизни. В 1919-25 профессор композиции в Брненской консерватории. В 1873-76 был хормейстером хор. Об-ва ремесленников "Святоплук", в 1881-88 - орк. Дирижёром филармонич. Конц. Об-ва "Беседа брненска". Редактор первой моравской муз. Газ. "Hudebnн listy" (1884-88), писал муз.-критич. Статьи для газ. "Hlidka" (с 1887), "Moravskэ listy" (1890-92), "Lidovй noviny" (1893-1928). В ранний, романтич. Период творчества (70-80-е гг.) Я. Создал свои первые орк. Соч. (сюиту, пьесу "Идиллия"), хоры, мелодрамы и оперу "Шарка" (по драм. Поэме Ю. Зейера) в духе мифологич. Опер Р. Вагнера, в музыке к-рой заметны также влияния Б. Сметаны и А. Дворжака.В 1886 Я.

Начал собирать (совм. С филологом Ф. Бартошем) моравский муз. Фольклор. Занимался этим всю жизнь. К первому сб-ку песен, содержавшему св. 2000 образцов, Я. Написал предисловие "О музыкальной стороне моравских народных песен" (1901), ставшее классич. Трудом по чеш. Фольклористике. Работа над нар. Мелодиями нашла отражение в его композиторском творчестве, особенно в произв. Конца 1880-90-х гг. (обработки нар. Песен для фп. И для голоса с фп., хоры на нар. Тексты, "Лашские танцы" и "Ганацкие танцы" для симф. Оркестра и др.). В этот же (фольклорный) период созданы "Ракош Ракочи" - "этнографич. Балет", в к-ром воспроизведён крестьянский свадебный обряд, бытовавший в моравской Словакии, и одноактная опера "Начало романа", в к-рой использованы мн.

Подлинные моравские нар. Песни.Найдя в общении с народом и нар. Муз. Иск-ве моральную и идейную опору для творчества, Я. Много работал над своим муз. Стилем. Подобно М. П. Мусоргскому, он требовал от музыки прежде всего правдивости. Стремился к претворению ладогармонич., метроритмич. И колористич. Особенностей морав. Нар. Музыки и к отражению "звуковой действительности", т. Е. Человеческой речи. С 1897 до конца жизни Я. Занимался записью "речевых попевок". Высоко ценил музыку П. И. Чайковского (написал рецензии на его концерты в Праге, на пост. "Евгения Онегина" и "Пиковой дамы" в Брно), был организатором и пред. "Рус. Кружка". В 1896 и 1902 Я. Посетил Петербург, Москву, Ниж. Новгород, публиковал заметки о своих впечатлениях в прессе Брно. В 1894-1903 работал над оперой "Её падчерица", ставшей основополагающим произв.

Нового чеш. Иск-ва 20 в. "Её падчерица" - социально-бытовая муз. Драма на сюжет из жизни моравской деревни. Ощутимая в опере близость к веризму, с его изображением "жизни без прикрас", и взрывчатая эмоциональность сочетаются с глубиной психологич. Характеристик, с реалистич. Типизацией. Произв., написанные в нач. 20 в., свидетельствуют о внимании композитора к кардинальным обществ. Проблемам современности (этот период в творчестве Я. Нек-рые биографы называют революционным, хотя композитор революционером не был). В 1-м десятилетии 20 в. Я. Впервые обратился к пролетарской тематике. Среди соч. Этого направления - соната для фп. "С улицы" ("Z ulice", или "Первое октября 1905 года". Издана в 1924), посв. Памяти молодого рабочего Ф.

Павлика, погибшего при разгоне демонстрации в Брно, а также муж. Хоры a cappella на сл. С. Чеха "Кантор Гальфар" (1906), "Марычка Магдонова" (1906, 2-я ред. 1907), "70 тысяч" (1909) на стихи из "Силезской тетради" основоположника чеш. Рабочей поэзии П. Безруча, раскрывающие трагедию угнетённого народа (вошли в репертуар "Хора моравских учителей"). К ним примыкает в идейном плане симф. Поэма "Дитя бродячего музыканта" (1912). Большой обличит. Силой отличается сатирич. Опера-дилогия "Путешествия пана Броучека", разоблачающая антинар. Сущность мещанина и велеречивость поэтов-декадентов. Во 2-й её части - "Путешествие пана Броучека в 15-е столетие" (соч. 1917) - с симпатией обрисованы герои-гуситы, борющиеся с угнетателями чеш.

Народа. Слав. Братству посвящена симф. Рапсодия "Тарас Бульба" (по Н. В. Гоголю), создававшаяся в годы 1-й мировой войны 1914-18.В последнее десятилетие жизни композитора (т.н. Лирико-философский период) его творчество было особенно плодотворным. После пост. Оперы "Её падчерица" в Праге (1916) и Вене (1918) к нему пришла мировая слава. В Чехословацкой Республике (1918) Я. Пользовался большим почётом и уважением. Лучшие из его произв. 20-х гг. Стали нац. Классикой 20 в., среди них его шедевр - опера "Лисичка-плутовка", а также оперы на сюжеты из рус. Лит-ры, оратория "Глаголическая месса", ряд орк. И камерно-инстр. Соч., вок. Циклы, в т. Ч. "Дневник исчезнувшего" и др., исполнявшиеся и за рубежом. Если опера "Катя Кабанова" и вок. Цикл "Дневник исчезнувшего" отражают лирич.

Сторону творчества Я., то оратория "Глаголическая месса" и остальные оперы 20-х гг.- гл. Обр. Философскую. Проблематика этих произв. - смысл и ценность человеческой жизни, законы, ею движущие. В своей патриотич. Оратории (её текст - перевод с латыни, сделанный Я.) он утверждает связь между древней Великой Моравией и совр. Ему Чехословакией, освобождённой от австр. Ига, воспевает веру в непобедимость нации, но не на религ., а на нравств. Основе. В конце жизни Я. Был удостоен мн. Почётных званий. Был чл. Неск. Иностр. Академий.В творчестве Я. Нашли отражение сложные и разнообразные тенденции его времени. Он полностью освоил, а затем отверг те традиции, к-рые были связаны с чеш. Неоромантизмом рубежа 19-20 вв. Его стиль основан на реалистич.

Обобщении моравского нац. Муз. Языка в синтезе с элементами, характерными для разл. Направлений совр. Европ. Муз. Иск-ва. Большое значение для формирования стилистики Я. Имели увлечение классич. Рус. Музыкой (П. И. Чайковский, позднее М. П. Мусоргский), итал. Веризмом (в ранний период), изучение красочной палитры К. Дебюсси и ранних соч. Р. Штрауса, произв. И. Ф. Стравинского и П. Хиндемита (их влияние сказалось на камерно-инстр. Ансамблях 20-х гг.). До последних лет жизни Я. Продолжал свои творч. Поиски. Говоря о поздних произв. Композитора, Б. В. Асафьев отметил, что он "словно молодел с каждым из них".Богатая мелодика Я. Порождена стремлением правдиво передать в музыке сильные человеческие переживания во всей их непосредственности и неповторимости. Я. Рассматривал муз.

Мотив (в т. Ч. Речевую интонацию) как минимальную ячейку, в к-рой сконцентрирована жизненная и муз. Реальность. Главное в его реалистич. Муз. Драме - воплощение в музыке мимолётной драм. Ситуации, тончайших оттенков чувств и настроений, С этим связана "взрывчатая" экспрессивно-динамич. Природа его соч. Важным связующим и скрепляющим средством служит монотематизм, особенно широко применявшийся композитором в поздних произв. В центре внимания Я. Были муз. Т-р, музыка со словом, программная инстр. Музыка. Правдивое, взволнованное, пронизанное гуманистич. Идеями творчество Я. Оказало большое влияние на композиторов след. Поколений в Моравии и Словакии (её композиторская школа сформировалась в 30-50-е гг.). Оно во многом определило дальнейшее развитие муз.

Иск-ва, особенно муз. Т-ра Чехословакии.Сочинения. Оперы - Шарка (1887, 2-я ред. 1888. 3-я ред. 1918, 1925, Нац. Т-р, Брно), Начало романа (Pocаtek romsnu, 1891. 1894, Нац. Т-р, Брно), Её падчерица (Jejн pastorkyna, либр. Я. По драме Г. Прейссовой, 1903. 1904, Нац. Т-р, Брно, 2-я ред. 1906, 3-я ред. 1911), Судьба (Osud, 1904. 1958, Нац. Т-р, Брно), Путешествия пана Броучека (Vэlety pбna Broucka, комич., по сатирич. Новеллам С. Чеха. 1-я ч. - Путешествие пана Броучека на луну - Vэlet pana Broucka do mesнce, 1908-17. 2-я ч. - Путешествие пана Броучека в 15-е столетие - Vэlet pana Вrоuckа do 15 stoleti, 1917. 1920, Нац. Т-р, Прага), Катя Кабанова (либретто Я. По драме А. Н. Островского "Гроза", 1921, Нац. Т-р, Брно), Приключения лисички-плутовки (Prнhody lisky bystrousky, 1923.

1924, Нац. Т-р, Брно), Средство Макропулоса (Vec Makropulos, либр. Я. По драме К. Чапека, 1925. 1926, Нац. Т-р, Брно), Из мёртвого дома (Z mrtvйho domu, либр. Я. По роману Ф. М. Достоевского, 1928. 1930, Нац. Т-р, Брно). Балет Ракош Ракочи (1891, Нац. Т-р, Прага, в том же году пост. На Юбилейной земской выставке. На Этнографич. Выставке, 1895. Партитура утеряна). Оратория Глаголическая месса (Glagolskб mse, 1926). Кантаты. Господи, помилуй нас (Hospodlne, pomiluj ny, для двойного хора, органа, арфы и дух. Инструментов, 1896), Отче наш для хора, органа и арфы (1901), Вечное Евангелие (Vecnй Evangelium, по стихотв. Я. Врхлицкого, 1914). Вок. Циклы - Дневник исчезнувшего (Zбpisnнk zmizelйho, для солистов, жен. Хора и фп., 1919), Прибаутки (Rikadla, на стихи для детей, для камерного хора и инструментов, 1927).

Для орк. - Лашские танцы (Lasskй tance, 1890), Ганацкие танцы (Hanбckй tance, также для фп., 1890), орк. Сюита (серенада, 1891), Сербское коло (1899), Казачок (Kozбcek, 1899). Баллада Дитя бродячего музыканта (Sumafovo dite, по стихотв. С. Чеха, 1912), рапсодия Тарас Бульба (1918), Баллада бланицкая Balada blanickб, по стихотв. Я. Врхлицкого, 1920). Для струн. Орк. - сюита (1877), Идиллия (1878). Симфониетта в 5 ч. Для дух. Орк. (1926). Камерно-инстр. Ансамбли - сонаты для скр. С фп. (1880, 1910, 1913-1921), Сказка для влч. С фп. (Pohбdka, 1910, 2-я ред. 1923), 3 струн. Квартета (1880. Крейцерова соната, по Л. Н. Толстому, 1923. Интимные письма - Listy duvernй, 1928), дух. Секстет Юность (Mladi, 1924). Пьесы для скр. С фп. Романс (1879), Думка (1880). Для фп.

И камерного ансамбля - концертино (1926), каприччо (фп., левая рука, с дух. Ансамблем, 1926). Для фп. - тема с вариациями (1880). Народные танцы в Моравии (Narodnн tance na Morave, 1893), По заросшей тропе (Po zarostlйm chodnнcku, цикл из 15 пьес, 2 тетр., 1902, 1908), В тумане (V mlhбch, цикл из 4 пьес, 1912). Пьесы для фп. В 4 руки. 2 конц. Фантазии для органа (обе 1884). Хоры a cappella - 4 муж. Хора на нар. Слова, посв. А. Дворжаку (1886), Ревнивец (Zбrlivec, слова народные, 1888), Что же наша берёза. (Coz ta nase brнza?, сл. Э. Красногорской, 1893), 4 моравских муж. Хора (сл. О. Пржикрыла, 1904), Кашпар Руцкий (для жен. Хора, сл. Ф. С. Прохазки, 1912), Перина (Perina, слова народные, 1914), Безумный бродяга (Potulnэ sнleneс, сл. Р. Тагора, 1922) и др.

Обр. Нар. Песен для голоса с фп. - Королевны (Krбlovnicky, 10 старинных обрядовых песен, 1889), сб-ки. Моравская народная поэзия в песнях (Moravskб lidovб poйsie v pнsnнch, 2 тетр., 1892, 1901), Гуквальдская народная поэзия в песнях (Ukvaldskй lidovв poйsie n pisnich, 1898), Детванские разбойничьи песни (Pнsne detvanskй, 1916), Силезские песни (Slezskй pisne, 1918).Литературные сочинения. О skladbe souzvukuv a jejнch spojuv, Prana, 1897. Ъplnб nauka o harmonii, sv. 1-2, Brno, 1912-1913, 1920. О lidovй pнsni a lidovй hudbe. Documenty a Studie, Praha, 1955.Литература. Бэлза И., Чешская оперная классика, М., 1951, с. 111-19. Асафьев Б., Яначек, Новак, Фёрстер, Сук, в кн. Избр. Труды, т. 4, М., 1955. Hестьев И., "Её падчерица" Леоша Яначка, М., 1960.

Полякова Л., Оперное творчество Леоша Яначка, М., 1968. Её же, Чешская и словацкая опера XX в., кн. 1, М., 1978. Helfert V., Leos Janбcek. Obraz zivotnйho a umeleckйho boje, (D. 1), Brno, 1939. Janбcek ve vzpomнnkбh a dopisech, (сост.) В. Stedron, Praha, 1946. К stйmu vэrocн narozenн L. Janбcka, "Musikologie", sv. 3, Praha, 1955. Leos Janбcek. Fejetony z "Lidovэch novin", Brno, 1938, 1958. Richter H., Leos Janбcek, Lpz., 1958. Stedron В., Dнlo L. Janбcka, Praha, 1959. Его же, Zur Genesis von Leos Janбceks Oper "Jenufa", Brno, 1968, 1972. Его же, Leos Janбcek. К jeho lidskйmu a umлleckйmu profilu, Praha, 1976. Leos Janбcek. Sbornнk statн a studii, Praha, 1959. Seda J., Leos Janбcek, Praha, 1961. Vogel J., Leos Janбcek. Zivot a dнlo, Praha, 1963.

Leos Janбcek a soudobб hudba, Praha, 1963. Raсek J., Leos Janбcek, Brno, 1963. Hollander H., Leos Janбcek, Z., (1964). Opernн dнlo Leose Janбcka. Sbornнk..., Brno, 1968 (Acta Janбckiana, sv. 1). Colloquim Leos Janбcek et musica europea, Brno, 1968, Brno, 1970. Schцn E.-M., Leos Janбcek zum fьnfzigsten Todestag, "Musik und Gesellschaft", 1978, Jahrg. 28, No 8. Rоlednбk I., К logice a smyslu Janбckovy tvurcн osobnosti, "HR", 1978, No 11. Polakova L., Leos Janбcek a realistickй umenн 20. Stoletн, "HR", 1979, No 2.Л. В. Полякова..

Значения в других словарях
Ямпольский М. И.

Марк Ильич (24 I (5 И) 1879, Екатеринослав, ныне Днепропетровск - 18 II 1951, Москва) - сов. Виолончелист и педагог. Брат А. И. Ямпольского. В 1913 окончил Петерб. Консерваторию по классу виолончели у Э. Ф. Гербека. В 1914-18 был ассистентом Гербека, а также вёл самостоят. Педагогич. Деятельность. С 1921 жил в Москве, преподавал в Ин-те муз. Драмы, Муз. Техникуме им. Братьев Рубинштейн (ныне Муз. Уч-ще при Моск. Консерватории, 1922-51), Муз. Техникуме им. А. Н. Скрябина (1926-29), Муз. Техникуме..

Ян О.

(Jahn) Отто (16 VI 1813, Киль - 9 IX 1869, Гёттинген) - нем. Археолог, филолог и музыковед. В 1836 окончил ун-т в Киле. Брал уроки музыки у гор. Кантора и органиста Г. К. Апеля. В 1836-39 совершил путешествие с науч. Целью по Франции и Италии. Профессор классич. Лит-ры и археологии в Грейфсвальде (с 1842) и Лейпциге (с 1847). Из-за участия в революционно-демократич. Движении был уволен (1851). С 1855 преподавал в Боннском ун-те (профессор археологии, директор Акад. Художеств. Музея).В круг науч...

Янг П. М.

(Young) Перси Маршалл (р. 17 V 1912, Нортуич, Чешир) - англ. Музыковед, дирижёр и композитор. В 1934 окончил Селуин-колледж в Кембридже, где наряду с общим получил и муз. Образование. В 1934-37 преподавал теорию музыки в Стренмиллистичерс-колледже в Белфасте. В 1937-44 советник по вопросам муз. Образования в Комитете по культуре в Сток-он-Тренте. В 1944-66 муз. Директор Технич. Колледжа в Вулверхемптоне, где организовал хор. Позднее вёл науч.-исследоват. Деятельность, выступал в концертах. Автор..

Янет Н. Я.

Николай Яковлевич (26 V (7 VI) 1893, Екатеринослав, ныне Днепропетровск - 4 IV 1978, Ленинград) - сов. Артист и режиссёр оперетты. Нар. Арт. РСФСР (1959). В 1910-12 учился на Петерб. Муз.-драм. Курсах Е. П. Рапгофа у А. П. Петровского. С 1912 актёр драм. Т-ров. С 1923 актёр т-ров оперетты Москвы (Т-р комич. Оперы и оперетты под рук. К. А. Марджанова, 1923), Ленинграда (оперетта Таврич. Сада, 1924), Харькова (Т-р муз. Комедии, 1926-29). В 1929-75 актёр Ленингр. Т-ра муз. Комедии (в 1939-49 режисс..

Дополнительный поиск Яначек Л. Яначек Л.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Яначек Л." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Яначек Л., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 9 символа