В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Баланчивадзе Мелитон Антонович

51

( 24 XII 1862, дер. Баноджа, ныне Цхалтубского р-на - 21 XI 1937, Кутаиси)

М. Баланчивадзе выпало на долю редкое счастье - положить первый камень в фундамент грузинской художественной музыки и затем с гордостью наблюдать, как на протяжении 50 лет здание это росло и развивалось.

Д. Аракишвили

М. Баланчивадзе вошел в историю музыкальной культуры как один из основоположников грузинской композиторской школы. Активный общественный деятель, яркий и энергичный пропагандист народной грузинской музыки, Баланчивадзе всю свою жизнь посвятил созданию национального искусства.

У будущего композитора рано обнаружился хороший голос, и с детских лет он начинает петь в различных хорах сначала в Кутаиси, а затем в Тбилисской духовной семинарии, куда был определен в 1877 г. Однако карьера в духовной области не привлекала молодого музыканта и уже в 1880 г. он поступил в певческую труппу Тбилисского оперного театра. В этот период Баланчивадзе уже увлечен грузинским музыкальным фольклором, с целью его пропаганды он организует этнографический хор. Работа в хоре была связана с обработками народных напевов, требовала владения композиторской техникой. В 1889 г. Баланчивадзе поступает в Петербургскую консерваторию, где его учителями становятся Н. Римский-Корсаков (композиция), В. Самусь (пение), Ю. Иогансон (гармония).

Жизнь и учеба в Петербурге сыграли огромную роль в становлении творческого облика композитора. Занятия с Римским-Корсаковым, дружба с А. Лядовым и Н. Финдейзеном помогли утвердить в сознании грузинского музыканта собственную творческую позицию. В ее основе было убеждение о необходимости органичной взаимосвязи грузинской народной песенности со средствами выразительности, откристаллизовавшимися в общеевропейской музыкальной практике. В Петербурге Баланчивадзе продолжает работать над оперой "Дареджан Коварная" (ее фрагменты были исполнены еще в 1897 г. в Тбилиси). В основу оперы положена поэма классика грузинской литературы А. Церетели "Тамара Коварная". Сочинение оперы затянулось, и она увидела свет рампы лишь в 1926 г. в Грузинском театре оперы и балета. Появление "Дареджан Коварной" стало рождением грузинской национальной оперы.

После Октябрьской революции Баланчивадзе живет и работает в Грузии.

Здесь в полной мере воплотились его способности как организатора музыкальной жизни, общественного деятеля и педагога. В 1918г. он основал музыкальное училище в Кутаиси, а с 1921 г. возглавил музыкальный отдел Наркомпроса Грузии. В творчество композитора вошли новые темы: хоровые обработки революционных песен, кантата "Слава ЗАГЭСу". Для декады литературы и искусства Грузии в Москве (1936) была сделана новая редакция оперы "Дареджан Коварная". Немногочисленные произведения Баланчивадзе оказали огромное влияние на последующее поколение грузинских композиторов. Ведущие жанры его музыки - опера и романсы. Лучшие образцы камерно-вокальной лирики композитора отличаются пластичностью мелодики, в которой ощущается органичное единство интонаций грузинской бытовой песенности и русского классического романса ("Когда я смотрю на тебя, К тебе стремлюсь я вечно, Не жалей меня", популярный дуэт "Весна" и др.).

Особое место в творчестве Баланчивадзе занимает лирико-эпическая опера "Дареджан Коварная", отличающаяся яркой напевностью, самобытностью речитативов, богатством мелоса, интересными ладогармоническими находками. Композитор не только использует подлинные грузинские народные песни, но в своих мелодиях опирается на характерные закономерности грузинского фольклора; это придает опере свежесть и неповторимость музыкальных красок. Достаточно искусно разработанное сценическое действие способствует органичной целостности спектакля, не утерявшего значения и в наши дни.


Значения в других словарях
Балалайка

Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В XVIII и XIX веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Про нее складывали сказки. Балалайка - струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни, мандолины. У нее деревянный треугольный или полусферический корпус и длинный гриф, на которых натянуто три струны. На шейке ...

Баланчивадзе Андрей Мелитонович

( р. 1 VI 1906, Петербург) Творчество А. Баланчивадзе - выдающегося композитора Грузии - стало яркой страницей в развитии национальной музыкальной культуры. С его именем многое о грузинской профессиональной музыке появилось впервые. Это относится к таким жанрам, как балет, фортепианный концерт, "в его творчестве грузинское симфоническое мышление впервые предстало в таком совершенном виде, с такой ...

Баласанян Сергей Артемьевич

( 26 VIII 1902, Ашхабад - 3 VI 1982, Москва) Музыка этого композитора всегда оригинальна, необычна, изобретательна и, слушая ее, попадаешь под неотразимое обаяние красоты и свежести.А. ХачатурянТворчество С. Баласаняна глубоко интернационально по своей природе. Связанный прочными корнями с армянской культурой, он всю жизнь изучал и оригинально воплощал в своих произведениях фольклор многих народов ...

Дополнительный поиск Баланчивадзе Мелитон Антонович

Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Баланчивадзе Мелитон Антонович" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Баланчивадзе Мелитон Антонович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 58 символа