Брукнер Антон

226

( 4 IX 1824, Ансфельден, близ Линца - 11 X 1896, Вена) Мистик-пантеист, наделенный языковой мощью Таулера, воображением Экхарта и визионерским пылом Грюневальда, в XIX веке - воистину чудо!О. ЛангНе прекращаются споры о подлинном значении А. Брукнера. Одни видят в нем "готического монаха", чудесным образом воскресшего в эпоху романтизма, другие воспринимают его как скучного педанта, одну за другой сочинявшего симфонии, похожие друг на друга как две капли воды, длинные и схематичные. Истина, как всегда, лежит далеко от крайностей. Величие Брукнера заключается не столько в истовой вере, которой пронизано его творчество, сколько в гордом, необычном для католицизма представлении о человеке как центре мира. Его произведения воплощают идею становления, прорыва к апофеозу, устремления к свету, единения с гармонизованным космосом.

В этом смысле он не одинок в XIX в. - достаточно вспомнить К. Брентано, Ф. Шлегеля, Ф. Шеллинга, позднее в России - Вл. Соловьева, А. Скрябина.С другой стороны, как показывает более или менее внимательный анализ, отличия между, симфониями Брукнера весьма заметны. Прежде всего поражает огромная работоспособность композитора. Будучи занят преподаванием около 40 часов в неделю, он сочинял и переделывал свои произведения подчас до неузнаваемости и притом в возрасте от 40 до 70 лет. В общей сложности можно говорить не о 9 и не об 11, а о 18 симфониях, созданных за 30 лет. Дело в том, что, как выяснилось в результате работы австрийских музыковедов Р. Хааса и Л. Новака по изданию полного собрания сочинений композитора, редакции 11 его симфоний столь различны, что каждая из них должна быть признана самоценной.

О понимании же сути искусства Брукнера хорошо сказал В. Каратыгин. "Сложное, массивное, в основе своей имеющее титанические художественные концепции и отлитое всегда в крупные формы, творчество Брукнера требует от слушателя, желающего проникнуть во внутренний смысл его вдохновений, значительной напряженности апперцепционной работы, мощного активно-волевого импульса, идущего навстречу высоко вздымающимся валам актуально-волевой анергии брукнеровского искусства".Брукнер вырос в семье крестьянского учителя. В 10 лет начал сочинять музыку. После смерти отца мальчик был отправлен в капеллу певчих монастыря Св. Флориана (1837-40). Здесь он продолжил учиться игре на органе, фортепиано и скрипке. После кратковременного обучения в Линце Брукнер стал работать помощником учителя в деревенской школе, он также подрабатывал на сельских работах, играл на танцевальных вечеринках.

Одновременно продолжал учиться композиции и игре на органе. Уже с 1845 г. Он - учитель и органист в монастыре Св. Флориана (1851-55). С 1856 г. Брукнер живет в Линце, служит органистом в соборе. В это время он завершает свое композиторское образование у С. Зехтера и О. Кицлера, ездит в Вену, Мюнхен, знакомится с Р. Вагнером, Ф. Листом, Г. Берлиозом. В 1863 г. Появляются первые симфонии, за ними следуют месссы - Брукнер стал композитором в 40 лет. Столь велика была его скромность, строгость к себе, что до той поры он не разрешал себе и помышлять о крупных формах. Растет известность Брукнера как органиста и непревзойденного мастера органной импровизации. В 1868 г. Он получает звание придворного органиста, становится профессором Венской консерватории по классу генерал-баса, контрапункта и органа и переезжает в Вену.

С 1875 г. Он также читает лекции по гармонии и контрапункту в Венском университете (среди его учеников был Г. Малер).Признание к Брукнеру-композитору пришло только в конце 1884 г., когда в Лейпциге А. Никиш с огромным успехом впервые исполнил его Седьмую симфонию. В 1886 г. Брукнер играл на органе во время траурной церемонии похорон Листа. В конце жизни Брукнер много и тяжело болел. Последние годы он провел в работе над Девятой симфонией. Уйдя на пенсию, жил в предоставленной ему императором Францем Иосифом квартире во дворце Бельведер. Прах композитора похоронен в церкви монастыря Св. Флориана, под органом. Перу Брукнера принадлежат 11 симфоний (в т. Ч. Фа минор и ре минор, "Нулевая"), струнный Квинтет, 3 мессы, "Те Deum", хоры, пьесы для органа.

Долгое время наиболее популярными были Четвертая и Седьмая симфонии, самые стройные, ясные и легкие для непосредственного восприятия. Позднее интерес исполнителей (а вместе с ними и слушателей) переместился на Девятую, Восьмую, Третью симфонии - самые конфликтные, близкие "бетховеноцентризму", распространенному в трактовке истории симфонизма. Вместе с появлением полного собрания сочинений композитора, расширением знаний о его музыке появилась возможность периодизации его творчества. Первые 4 симфонии образуют ранний этап, вершиной которого стала колоссальная патетическая Вторая симфония, наследница порывов Шумана и борений Бетховена. Симфонии 3-6 составляют центральный этап, в течение которого Брукнер достигает великой зрелости пантеистического оптимизма, которому не чужды ни эмоциональный накал, ни волевые устремления.

Светлая Седьмая, драматичная Восьмая и трагически просветленная Девятая - последний этап, они вбирают в себя многие черты предшествующих партитур, хотя и отличаются от них значительно большей протяженностью и неспешностью титанического развертывания.Трогательная наивность Брукнера-человека вошла в легенду. Изданы сборники с рассказами о нем анекдотического характера. Трудная борьба за признание наложила известный отпечаток на его психику (боязнь критических стрел Э. Ганслика и т. П.). Основным содержанием его дневников были пометки о прочитанных молитвах. Отвечая на вопрос об исходных побуждениях к написанию "Те Deum'"a (ключевого произведения для понимания его музыки), композитор ответил. "В благодарность богу, так как моим преследователям до сих пор не удалось меня погубить.

Я хочу, когда будет судный день, подать господу партитуру "Те Deum'a" и сказать. "Посмотри, это я сделал только для тебя одного!" Уж после этого я, наверное, проскочу". Наивная деловитость католика в расчетах с богом появилась и в процессе работы над Девятой симфонией - заранее посвятив ее богу (уникальный случай!), Брукнер молился. "Милостивый боже, дай мне скорее выздороветь. Посмотри, мне ведь нужно быть здоровым, чтобы закончить Девятую"!Нынешнего слушателя привлекает исключительно действенный оптимизм искусства Брукнера, восходящий к образу "звучащего космоса". Средством достижения этого образа служат с неподражаемым мастерством выстраиваемые мощные волны, устремленные к заключающему симфонию апофеозу, в идеале (как в Восьмой) собирающему все ее темы.

Этот оптимизм выделяет Брукнера среди современников и придает его творениям символическое значение - черты монумента незыблемому человеческому духу..

Значения в других словарях
Брамс Иоганнес

( 7 V 1833, Гамбург - 3 IV 1897, Вена) Пока есть люди, способные всем сердцем откликаться на музыку, и пока именно такой отклик будет рождать в них музыка Брамса - она, эта музыка, будет жить.Г. ГальВступив в музыкальную жизнь как преемник Р. Шумана в романтизме, И. Брамс шел по пути широкого и индивидуального претворения традиций разных эпох немецко-австрийской музыки и немецкой культуры в целом. В период развития новых жанров программной я театральной музыки (у Ф. Листа, Р. Вагнера) Брамс, обр..

Бриттен Бенджамин

( 22 XI 1913, Лоустофт - 4 XII 1976, Олдборо) Творчество Б. Бриттена ознаменовало возрождение оперы в Англии, новый (после трехвекового молчания) выход английской музыки на мировую арену. Опираясь на национальную традицию и овладев широчайшим кругом современных выразительных средств, Бриттен создал множество произведений во всех жанрах. Сочинять Бриттен начал с восьми лет. В возрасте 12 лет написал "Простую симфонию" для струнного оркестра (2-я ред. - 1934). В 1929 г. Бриттен поступил в Королевс..

Бубен

Один из ударных инструментов, пришедший в симфонический оркестр в XIX веке, бубен был известен еще в странах Древнего Востока. Потом он стал народным инструментом в Италии и Испании. Ни один танец не обходился без его сопровождения. И в симфоническом оркестре он аккомпанирует восточным, цыганским, испанским и итальянским пляскам. Бубен звучит в Итальянском каприччио Чайковского, в Испанском каприччио Римского-Корсакова, в цыганской пляске из «Кармен» Бизе. Бубен - инструмент с неопределенной выс..

Буквенное Обозначение Звуков

Вы, конечно, знаете, как называются семь основных звуков. До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Однако названия эти появились позднее, чем буквенные. Латинские буквы начали применять в Европе для обозначения звуков с X века. При этом самый низкий из употреблявшихся тогда в пении звуков - ля - стали называть первой буквой латинского алфавита - A. В восходящем порядке звуки располагались так. А (ля), В (си-бемоль), С (до), D (ре), Е (ми), F (фа), G (соль). Когда же появилась необходимость петь не только с..

Дополнительный поиск Брукнер Антон Брукнер Антон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Брукнер Антон" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Брукнер Антон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 13 символа